ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Речевой портрет современного семиклассника»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Артемовского городского округа






Городская научно-практическая конференция

«В науку шаг за шагом»



Направление: «Естественные науки» (русский язык)





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «Речевой портрет современного семиклассника»










Автор: Пашковская Алиса,

учащаяся 7а класса


Руководитель: Борисюк Татьяна Витальевна,

учитель русского языка и литературы





г. Артем

2015


Содержание


стр.


Введение 3

1 Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике 5

2 Особенности лексикона современных семиклассников 7

Заключение 14

Приложение 15

Список использованной литературы 22





































Введение


Язык есть изображение всего,

что существовало, существует

и будет существовать — всего,

что только может обнять и

постигнуть мысленное око человека.

А. Ф. Мерзляков

Реферат посвящён исследованию особенностей речевого портрета современного семиклассника.

Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, молодых специалистов.

Школьники – возрастная группа, представляющая наибольший интерес. Почему я выбрала именно эту тему? Потому что сама принадлежу к этой возрастной категории и общаюсь со сверстниками. Школьники быстрее всех подмечают изменения в языке и реагируют на них. Во время обучения в школе происходит развитие языковой личности подростков. Школьники – это будущее. По моему глубокому убеждению, они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных семиклассников школы №4 города Артем.

Предметом исследования стали особенности современного лексикона и речевого поведения семиклассников, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы описать и проанализировать речевой портрет учащихся седьмых классов современной городской школы с лексической точки зрения.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике,

  • анализ лексикона современного семиклассника и выявление его особенностей,

  • представление особенностей речевого поведения семиклассников (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение лексического значения слов.

Материалом для исследования послужила аудиосвязь, голосовая связь, записи неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате интервьюирования, записи спонтанной устной речи школьников во внеурочное время.




















1 Теоретические основы изучения речевого портрета

в современной лингвистике


В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер, студент, школьник и пр.) Вследствие этого в языковедение органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Понятие речевого портрета групп носителей языка не ново в лингвистике.

В середине XX века методы диалектологического исследования заинтересовали ученых. Например, работы Б. А. Ларина содержат программу изучения языка города. В США первые социолингвистические обследования проводились диалектологами У. Лабовым, Р.Фэйсолдом и др.

Исследование городской речи можно считать шагом к созданию социально-речевых портретов. Интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности.

При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения, достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи, например, Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева и др., уделяют изучению способов выбора и употребления языковых средств и особенностям речевого поведения членов определенной группы. Наиболее близкой к школьникам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, выбор и неприятие определенных языковых единиц [6].

Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуется особенный для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ всех этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности, современных школьников.




























2 Особенности лексикона современных семиклассников


Анализ языкового материала позволил мне создать речевой портрет семиклассника школы №4 Артемовского городского округа, характеризующий коллективные возрастные особенности речи на лексическом уровне.

Я выяснила, что для лексики современных семиклассников особенно свойственны единицы таких форм речи как просторечие и жаргон (школьный сленг), причем их языковые средства составляют достаточно большой объем всего лексического состава речи школьников, однако, они в большей степени характеризуют культурно-речевой аспект речевого портрета школьников.

Не менее яркими особенностями современного школьного лексикона является обыгрывание иностранных слов и употребление слов-паразитов.

Большая часть школьных жаргонизмов – это переделанные официальные наименования. Но прежде чем говорить о молодежном жаргоне, необходимо дать понятие жаргона.

Жаргон (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone — болтовня). Некоторые лингвисты, педагоги, психологи подчёркивают, что молодёжный жаргон – паразитарный вид лексики, засоряющий речь; он, по их мнению, не имеет общественно полезной функции, а загромождает русский литературный язык. Другие учёные рассматривают молодёжный жаргон как своеобразную дань возрасту, моде, считают, что со временем жаргонные словечки исчезнут из речи молодёжи. Третьи говорят о том, что из всех современных социально – групповых разновидностей языка молодёжный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь.[2]

Молодёжный жаргон включает в себя жаргоны учащейся молодежи (именно эта социальная группа интересует меня в большей степени), учащихся колледжей, студентов вузов, жаргоны солдат и матросов срочной службы, аспекты военного жаргона, жаргоны неформальных молодёжных объединений, хиппи, панков, металлистов, фанатов.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования я выявила, что семиклассники нашей школы используют в своей речи слова всех сфер.

1. Слова сферы школы.

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

— наименования учителей (математичка, физичка, историчка, химичка, англичанка);

— наименования учебных предметов (физра, литра, общество, инглиш (английский язык), матем, рашенский язык (русский язык) и т.д.);

— наименования других реалий учебного процесса (шпора (шпаргалка), зубрилка, ботан, столовка, камчатка, (задние парты).

2. Жаргон школьников и сфера досуга.

К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как мафон, комп, дискач, мамка (материнская плата), поп, рок, попса, гоп-компания, водяра, кореша, тусовка, лопата (большой смартфон), стукач, замочить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности, жаргона музыкантов (в меньшей степени) и неформальных групп (в большей степени).

В последние несколько лет возросло количество слов, перешедших из жаргона неформальных групп в жаргон школьников. Слова данной группы наиболее подвержены влиянию моды и изменяются в жаргоне школьника.

3. Жаргон школьников и сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

— лексемы, называющие части тела (рожа, табло, физиономия — лицо; культяпки, грабли, клешни, крылья — руки; котелок, кочан, жбан, тыква, дыня — голова; лыжи, педали, лапти — ноги). Для данных слов характерна наибольшая традиционность;

— лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары (шкура, косуха, бомбер — куртка; потники, носкаины – носки; кроссы-кроссовки). Данные слова были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам;

— лексемы, называющие различную бытовую технику (комп — компьютер; клава — клавиатура; скинуть, перекинуть — скопировать на флеш-карту; маус, мышара – мышь, телик — телевизор), планшет, телефон – гаджеты и тд. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников.

4. Сфера оценки в жаргоне школьника.

Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика.

Вокативы (обращения) отнесены к сфере оценки, потому что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют.[3]

К группе вокативов относится довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, мелкотня, щенки) до велика (отец, папаша, батя, маман, предки, родоки). Обращения кенты, мажор, чувак, браток, братан, кореш используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто.

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство семиклассников употребляют в своей речи жаргонные слова.









Причем, девочки употребляют таких слов меньше, чем мальчики (Приложение 1).

Я выяснила, с какой целью семиклассники употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для способа сломать стереотипы (Приложение 2). Однако, большая доля школьников таким образом снимает напряжение.












Что касается собственно оценочной лексики, то для нее характерно наличие слов с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой.

Но надо отметить, что в современном речевом общении (особенно в устном) довольно часто употребляется сниженная (и даже ненормативная) лексика, просторечные выражения. [2]

Просторечную лексику употребляют практически все школьники, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая лексика используется школьниками в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последнее время отмечается её употребление в официальной обстановке (на уроках). Однако следует сразу отметить, что школьник либо тотчас поправляет сам себя, либо его ошибку исправляют одноклассники: Они (ляхи) засекли (увидели)… его сразу (из ответа на уроке).

Следует отметить, что часто современные семиклассники употребляют грубую и сниженную лексику бессознательно. Грубая и сниженная лексика в таких случаях заполняет паузы в процессе общения, а также используется для названия любого непонятного или сложного предмета (Эта… ерундень… как ее… литра, когда будет?). Впрочем, можно отметить стремление школьников к самоконтролю и соблюдению этикетных норм в речи (Я попрошу впредь при мне не выражаться. Не матерись. При мне не ругайтесь. Фу, как неприлично и т.д.).

Использование сниженной, грубой лексики в речи современных школьников, как правило, дифференцировано: девочки заменяют такие выражения менее грубыми, а мальчики более склонны к экспериментированию с подобной лексикой. Сознательное использование в собственной речи сниженной лексики семиклассники объясняют ее особыми функциями для данной группы. Во-первых, это снятие напряжения, во-вторых, способ самовыражения и выделения из общей массы, в-третьих, способ сломать стереотип общения, а это главная задача школьного (да и молодежного в целом) общения. [1]

Таким образом, самое главное в речи современных семиклассников – отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация.

Немалую роль в современном лексиконе семиклассников занимают так называемые слова – паразиты. По моим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Я заметила также, что некоторые ученики намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль таких слов в данном случае – тактическая. Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м. Эта привычка обычно очень раздражает слушателей, ему говорят: «Не тяни время, отвечай быстрее!»

На протяжении ряда уроков разной направленности я отслеживала речь учащихся и обнаружила следующее: у 65 % мальчиков и 73% девочек речь засорена ненужными словами (Приложение 3).

Ответы на вопрос: «Употребляете ли вы в своей речи слова-паразиты?» –

распределились следующим образом:








Такой результат говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».

Еще одной важной особенностью лексикона современных семиклассников является частое употребление ими в процессе общения иностранных слов и экспериментирование над их формой и значением, хотя проведенное нами анкетирование показывает, что 1 из 52 учащихся считает русский язык не родным.








Увлечение иностранными словами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного иностранного общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. Добавляя в свою речь иноязычные заимствования, школьники определенным образом приближаются к этому стереотипу, приобщаются к зарубежной культуре, стилю жизни. Именно в этой группе имеет место русское или просто неправильное прочтение иностранного слова. Порой ошибка становится привлекательной до того, что овладевает массами. [10]

Экспериментирование над формой иностранного слова – один из самых интересных приемов языковой игры в школьном общении: комп, флешка, клава, мыло вместо e-mail. Ещё один приём – представление слова как иностранного (целого или его части). Например, «Я NEVERнусь!», «ЯNOчка»).

Таким образом, иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь семиклассников, являются частью лексикона, яркой его особенностью, поскольку некоторые из них уже давно проникли в русский язык. С одной стороны, появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой, утрачивается его самобытность и неповторимая красота.














Заключение


В результате исследования и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:


  1. В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация. Молодёжная речь подобна его носителям: резкая, громкая, дерзкая. Она результат своеобразного желания переделать мир по-другому, а также знак «я свой».


  1. Немалую роль в современном лексиконе семиклассников занимают слова – паразиты. Семиклассники употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто семиклассники начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».


  1. Речь семиклассников легко вбирает в себя слова из разных языков. Иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь современных учеников, являются частью лексикона, яркой его особенностью, так как некоторые из них уже давно проникли в русский язык. С одной стороны, появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой, утрачивается его самобытность и неповторимая красота.






Приложение 1











Приложение 2


Девочки










Мальчики
















Приложение 3


Девочки


Мальчики



Приложение 4


СЛОВАРЬ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА
МАТЕМАТИЧКА — учитель алгебры.
БАБКИ — деньги, купюры.
БАЗАР — разговор. Кончай базар — перестань разговаривать, замолчи.
БАНДАНА — платок, повязываемый на голову или колено.
БАШНЯ – голова.
БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК — любой человек; употребляется и как обращение.
БЫКОВАТЬ — нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.
ВИДАК – видеомагнитофон.

ВКАТИЛО-понравилось.
ВРУБАТЬСЯ — понимать, догадываться, вникать.

ВСЕКАТЬ – понимать, догадываться, вникать.
ВСЁ НОРМ – всё нормально.

ГАСИТЬ — бить, избивать.
ГЕМОРРОЙ – проблемная ситуация.
ГЛЮКИ – галлюцинации.

ГЕША – география.

ГОП-КОМПАНИЯ — разухабистая, бесшабашная компания.
ТЕЛЕК– телевизор.
ГРУЗИТЬ — врать, много говорить.
ДР- день рождения.

ДЖОРДЖИК – доллар.
ДИСКАЧ – дискотека.

ДИСКОТРЯСКА — дискотека, танцы.
ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО — точно, гарантированно, наверняка.
ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ — не сдать экзамен, зачет.
ЗАЖИГАТЬ — 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать.
ЗАЕЛО – надоело.

ЗАМЕТАНО — договорились, по рукам, хорошо, понятно.
ЗАПАДАТЬ — 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо.
ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА — 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.
ЗАПАЛИЛИ, ЗАСЕКЛИ – поймали.

ЗАПЛЮЩИТЬ — побить, избить.
ЗАПОРОТЬ — сломать, испортить.
ЗУБРИЛА — заученный человек.
ИСТОРИЧКА — учительница истории.
КАЙФ — удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение.
КАМЧАТКА — задние парты.
КАПУСТА – доллары.
КЛАВА — компьютерная клавиатура.
КЛЕШНИ – руки.
КЛЁВЫЙ — интересный, веселый.
КОЛБАСИТЬСЯ – отдыхать.

КОЛОТЬСЯ – признаваться.
КОМП — компьютер.
КОСАРЬ — тысяча рублей.

КОТЕЛОК – голова.
КОЧАН – голова.
КУСОК — тысяча рублей.
КУЛЬТЯПКИ – руки.
ЛЫЖИ – ноги.

МАХАТЬСЯ – драться.
МЕЛОЧЬ — ученики младших классов.
МОБИЛА – мобильный телефон.

МОЛОТОК – молодец.
МОЧИТЬ – бить.
НАЕЗЖАТЬ — идти на конфликт, искать ссоры.
НЕФОНТАН — нехорошо, некрасиво.
ОБЛОМ — неудача, невезение.
ОБЛОМАТЬСЯ — потерпеть неудачу.
ОТПАД – используется для выражения крайнего эмоционального состояния.
ОТФУТБОЛИТЬ – отвадить.
ПАРИТЬСЯ – думать.

ПРЕДКИ – родители.
ПРОШВЫРНУТЬСЯ — пройтись, прогуляться.
ПРИБАМБАС — аксессуар.
ПРИКИД – модная, современная одежда.
ПРИКОЛ — что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость.
ПРИТОРАНИТЬ — принести что-либо.
РАЗБОРКА — выяснение отношений, спор.
РОДОКИ – родители.
САЧОК – врун.

СБАЦАТЬ — сделать что-либо.
СВИСТЕТЬ – говорить неправду.

СКАТАТЬ – списать.

СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB— носитель.
СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ — списывать, заниматься плагиатом.
СМОРОЗИТЬ — сказать что-либо глупое, смешное.
СПС – спасибо.

СРЕЗАТЬ — умышленно ставить неудовлетворительную оценку.
СТОПУДОВО — точно, гарантированно.
СТРЕЛКА — встреча. Забить стрелку — договориться о встрече; пробить стрелку — не прийти на встречу.
СТУКАЧ – доносчик.
ТАЧКА — машина, автомобиль.

ТРОЙБАН – тройка.
ТЫРИТЬ, ТЫБЗИТЬ – воровать.
ХАВЧИК – еда.
ХАЙ – привет.
ЧЕЛ – человек.
ЧЁ ТЫ МОЧИШЬ – неправильно делаешь.
ЧУВАК – парень.
ШЕВЕЛИ БУЛКАМИ – иди быстрей.
ШМОТЬЁ – вещи.
ШПОРЫ– шпаргалки.







Приложение 5


Анкета

  1. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова?

Приведите примеры.

  1. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) снятие напряжения;

б) способ самовыражения и выделения из общей массы;

в) способ сломать стереотип общения.

3. Употребляете ли вы в своей речи слова-паразиты?

Приведите примеры.

4. Считаете ли вы русский язык родным?



















Список использованной литературы


  1. Будагов Р. А.. Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.

  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

  3. Вопросы языкознания. — М.: Наука. №1. 2004. — с.4-34

  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

  5. Колесов В.В. Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.

  6. Крысин 2003 — Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.

  7. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь», 1995.

  8. Ларин Б. А. К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.

  9. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

  10. Левикова С. И. Бытие и язык. – Новосибирск:, 2004.

  11. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998

  12. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.




Свежие документы:  Самоуправление в классе. Из опыта работы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: