Самоуправление в классе. Из опыта работы


Самоуправление в классе

(из опыта работы)

Названова Елена Александровна,

Ичалковский раойн, Мордовия.


Самоуправление. Что это значит? Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Не для кого не секрет, что, выбирая на классном собрании актив класса, многие учащиеся действуют по принципу: «Лишь бы не меня выбрали». И вот актив во главе с командиром весь год «тянут лямку» и вся ответственность лежит в основном на них. Чтобы такого не было у нас в классе, на одном из собраний мы решили изменить нашу жизнь. А как, каким образом это сделать?

Первым шагом было создание в классе «банка идей». И вот когда я поняла, что мои дети могут выполнять не только мои поручения, но и сами проявлять инициативу, я предложила им дежурство активов. Предложила и дала время на обдумывание. Своё предложение я мотивировала тем, чтобы каждый почувствовал себя хозяином, ответственным за всё. В классе проходит основная жизнь ученика, борьба за справедливость, за умение жить общественными интересами. Если всё это не становится заботой самих учащихся, предметом их самоуправления, то в классе нет и коллектива.

Итак, решение было принято. Класс разделился на три группы (по жребию), т.е. три звена. Принцип работы таков: каждое звено — это актив класса, который дежурит один месяц, в течение которого мы вместе думаем, планируем, вместе организуем жизнь и работу класса, вместе её анализируем. Дежурное звено отвечает за всё: чистоту и уют в классе, участие в общешкольных делах, за учёбу, отдых, работу. На протяжении учебного года каждое звено управляет три раза. Каждый раз поручения могут меняться. Таким образом, руководить учатся все. Но есть и постоянное поручение — это ответственный за озеленение класса. И это решение приняли сами ребята, посчитав, что этим делом должен заниматься тот, кто любит цветы, и такая девочка у нас есть. Благодаря её заботам, у нас в классе очень много цветов.

И вот так мы работаем третий год.

Но, если сказать честно, не всё и всегда получается. Ребята учатся выбирать настоящего лидера, учатся организовывать дела, учатся быть хозяевами.

В самом начале такой работы мы вместе составляли список обязанностей, которые распределяются внутри звена. Так как эти обязанности являются, по сути, правами, возведёнными в закон, то ребятам нравится, что они сами составляют законы своей жизни. Много внимания уделялось организации самообслуживания, подготовке актива организаторов. Мы также вместе планировали классный час, который должно было провести дежурное звено. Ребята сами провели « Семейный вечер», посвящённый Дню Матери, ко дню влюблённых — конкурс «Лучшая пара», собрали материал и оформили выставку, посвящённую Д. С. Эрьзи, классный час «Слово о родном крае», Новогодний огонёк и другие мероприятия. На классном собрании ребята приняли положение о дежурстве в классе и школе.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Патриотизм – величайшая национальная ценность"

Все знают, что последний классный час месяца – это час дежурного звена. Это не только мероприятие, это ещё и отчёт о проделанной работе не только актива, но и всего класса.

Сейчас ребята сами предлагают те или иные дела и мероприятия, которые я включаю в план воспитательной работы. Это уже не просто «час дежурного звена», а конкретное мероприятие, и их становится всё больше.

В этом году я предложила ещё одно дело, которое заключается в том, чтобы в конце дня дежурное звено ставило оценку классу за работу и поведение, с обязательным её обоснованием.

Девиз нашей работы: «Сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем». Основные дела, которые ребята организуют и проводят, это:

  • Досуг. Классные вечера, совместный отдых в выходные дни, праздники, другие коллективные творческие дела. Безответственность, провалы, неисполнительность ударят в первую очередь по активу класса и послужат уроками ответственности и долга для всех.

  • Встреча с интересными людьми. Неоднократно ребята встречались с ветеранами Вов.

  • Деятельность классной прессы.

  • Спорт и спортивные мероприятия.

  • Трудовая деятельность: труд на земле, ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.

Я, в свою очередь, направляю откровенный разговор на анализ участия каждого в общественной жизни, обращает внимание на взаимоотношения, успехи и недостатки всего коллектива, следит, чтобы создавалась обстановка для самокритичности и смелости суждений.

Роль классного руководителя не ограничивается участием на собраниях. Самоуправлению надо учить. Это касается и планирования, и анализа, и организации общей жизни.

Каждый новый актив класса, заступающий на дежурство, сработает хорошо, если классный руководитель накануне первого дня дежурства проведёт подробный инструктаж (возможны и письменные напоминания, которые в любой момент сыграют роль шпаргалки). На первых порах важна прямая подсказка и помощь.

Самоуправление школьников значительно выиграет, если на собраниях классный руководитель возьмёт слово, кому-то возразит, кого-то поддержит, выскажет мнение, сделает сообщение, выступит в роли организатора дискуссии или творческого дела. Но он не может, или вернее не должен, использовать всё время собрания класса для своего монолога. Для тематических занятий и бесед, которые должен проводить классный руководитель по своему плану, отводится специальное время.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большему счёту мы можем воспитать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должно воспитать только и именно школа.

За время обучения в классе сложились некоторые традиции:

— Конкурс поделок «Дары осени»

— Осенняя экскурсия ( Болдино, г. Саранск)

— День именинника

— Всемирный день туризма (поход, экскурсия)

— Отдых на природе

— Лыжные прогулки

— Конкурс новогодних поделок «Зимняя сказка»

— Новогодние мероприятия (елки, спектакль, конкурс «Старая сказка на новый лад»)

— Международный день школьных библиотек (посещение школьной и сельской

библиотек, участие в конкурсах и литературных викторинах)

— День защитника Отечества («Рыцарский турнир», конкурсная программа

«Богатыри земли русской»

— Женский день 8 Марта (ежегодный праздничный концерт, выставка рисунков,

оформление праздничных открыток мамам и бабушкам; конкурс-сказка «В

гостях у Золушки»)

— День птиц (праздничная программа, стихи, игры, викторины, конкурсы;

изготовление скворечников)




— Спортивные состязания

— Акция «Ветеран живет рядом!»

— День Победы (урок мужества, конкурс стихов и сочинений на военную тематику)


Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. С целью изучения уровня самоуправления в коллективе было проведено анкетирование, результаты которого показали, что пока самоуправление находится на среднем уровне.

Это неплохой показатель, он свидетельствует об ответственном отношении большинства членов коллектива к совместной работе, к целям и задачам, которые ставятся перед ним. Высокий коэффициент по коллективизму говорит о стремлении сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, а также о единстве мнений членов группы по наиболее важным для нее вопросам и о единстве действий в существенных жизненных ситуациях. Четвертый и шестой блоки говорят о неплохой контактности и открытости членов группы как внутри коллектива, так и к другим группам. Из этого можно сделать вывод, что учащихся класса можно считать коллективом с уровнем развития самоуправления в пределах средней возрастной нормы.


Анализ показал, что в совместной деятельности учащихся 10 класса преобладают коллективистские мотивы – 85 %;

личностные мотивы — 91 %

престижные мотивы — 60 %


Свежие документы:  Методическая разработка "Методика обучения прыжкам на скакалке детей дошкольного возраста"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: