Как анализировать свой собственный урок











Как анализировать свой собственный урок



(выступление на РМО)


Казакова Татьяна Николаевна,

учитель МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинский район

Новосибирская область



















Как анализировать свой собственный урок


Педагогическая профессия по природе своей творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого.

Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность (приложение №1), но в первую очередь урок как основную её форму (приложение №2), уметь анализировать деятельность своих коллег (приложение №3).

Из чего же складывается такой анализ? На этот вопрос дал свой ответ Ю.В.Завельский, преподаватель гимназии № 1543, города Москвы (журнал «Завуч»).

  1. Первое, что должен сделать учитель, анализируя свой урок, — определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.

  2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.

  3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений ( соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

  4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

  5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?

  6. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько продуманы их действия при подготовке к уроку, что их этого получилось?

  7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?

  8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

  9. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

  10. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?

  11. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

  12. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем. Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко нелишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказывать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.



Литература

1. Завельский Ю.В. Как анализировать свой собственный урок. Методический журнал «Завуч», 1990г. №4.






Приложение №1. Памятка по анализу работы учителя


  1. Уровень организации образовательного процесса на уроке:

— выполнение образовательных программ и их практической части,

— целесообразность использования возможностей кабинета, использование его в урочное и внеурочное время, обеспеченность учебно-наглядными пособиями, оборудованием, дидактическим и раздаточным материалом,

— умение эффективно организовать свое рабочее место и время,

— выполнение режимных моментов и санитарно-гигиенических требований к процессу обучения,

— создание безопасных условий и выполнение правил охраны труда,

— виды и формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков обучающихся.

2. Профессиональная компетентность:

— знание предмета,

— владение методикой преподавания,

— доступность и научность изложенного материала,

— умение выделять основные цели урока,

— использование наглядности и технических средств обучения,

— умение отбирать содержание учебного материала в соответствии замыслом урока и психолого-педагогическими особенностями обучающихся,

— использование новых педагогических технологий и методов обучения,

— создание условий для разноуровневого обучения. Работа с сильными и слабыми учащимися,

— знание учителем физиологии, возрастной педагогики и психологии, соблюдение и применение их в работе,

— организация самостоятельной деятельности учащихся, её результативность,

— удельный вес домашних заданий по отношению к объему выполненной работы на уроке,

— воспитание интереса учащихся к своему предмету,

— умение вовлечь в процесс любого ученика с учетом уровня его развития,

— умение работать на «замене»,

— эффективность сообщений, выступлений на педсоветах, совещаниях.

3. Уровень коммуникативной культуры:

— речевая культура,

— психологический климат в классе,

— умение разрешать сложные конфликтные ситуации,

— рейтинг педагога среди коллег, родителей, обучающихся (жалобы, рекламации со стороны родителей, обучающихся).

4. Исполнительская дисциплина:

— состояние тетрадей учащихся, культура ведения, качество проверки,

— ведение журналов,

— выполнение графика контрольных работ, лабораторно-практических работ,

— кружковая и внеклассная работа по предмету,

— развитие и сохранность материальной базы,

— выполнение правил внутреннего трудового распорядка,

— выполнение разовых поручений (подготовка отчетов, практической части к экзамену ит.п.)

— активность в общешкольной деятельности (методических объединениях, педагогических советах и совещаниях).

5. Стремление к профессиональному росту:

— обучение в высших профобразовательных учреждениях,

— обучение в системе повышения квалификации,

— активность в методической работе, инициативность,

— проведение открытых уроков,

— самообразование (планы, выступления, что выписывает и что из педагогической и методической литературы).


Приложение №2. Схема самоанализа урока

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?


2. Каково место данного урока в теме, разделе курса? Как он связан с предыдущими уроками? Как этот урок “работает’ на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?


3. Какие задачи ставились на уроке: а) образовательные, 6) воспитательные, в) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?


4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место на уроке для опроса изучения нового материала, закрепления домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?


5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главнейший акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему?

8. Как организован, был контроль усвоения знаний, умений и навыков? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

12. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать задачи? Если не удалось, то, какие и почему? 

Приложение №3. Посещение урока учителя-предметника в классе

/Классный руководитель/


Число:

Урок:

Предмет:

Учитель:

Наблюдения

Оценка в баллах из 10

Замечания

Деятельность учителя:

— Доступность объяснения.

— Формы общения.

— Соблюдение единства требований.

— Осуществление индивидуального подхода.

— Дозировка домашнего

задания.



Деятельность учащихся:

— Подготовленность к уроку.

— Заинтересованность.

— Внимание.

— Уровень организации.






Свежие документы:  Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: