Классный час «Что значит быть патриотом сегодня?» 9 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1»

с. Завьялово, Завьяловского района Алтайского края











Конспект классного часа
в 9 классе

«Что значит быть патриотом сегодня?»





подготовила

учитель математики

Юшкова Кристина Викторовна

















с. Завьялово, 2010



(надписи на доске, фото президента, флага, герба)

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу


Цели:

выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;

определить роль патриотизма в жизни современного общества;

сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.


На Родине (читают дети)

На Родине крушина зацвела,

От запаха её хмелеют сосны,

И снова от села и до села,

Березы бродят разнотравьем рослым.


По берегам лопочут тальники,

Склоняясь над неторопливою волною,

И коростель – отшельник у реки

Непримиримо спорит с тишиною.


У сельской школы светлой и большой

Шумит мое несбывшееся детство,

И на душе моей так хорошо,

Как будто мир я получил в наследство,


И хочется неодолимо мне

С любым прохожим дружески обняться,

Здесь о любви к родимой стороне,

Родное сердце может разорваться.


Здравствуйте, я очень рада всех вас видеть сегодня. М прослушали с вами стих о чем было стихотворение? Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете какая тема у нас сегодня на классном часе?


Правильно, мы с вами будем сегодня говорить о патриотизме. Как вы понимаете слово патриот, патриотизм?


Актуальна ли эта тема сегодня? Почему?


Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”

Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.


1. Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам. (А. С. Пушкин)


О чем нам говорят эти строки?

Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы.

Каждый гражданин Российской Федерации должен знать историю своей Родины, её символику, её традиции. Настоящий патриот России бескорыстно любит свою страну, гордится ею, готов отдать все силы, знания на благо Родины, её процветание, а если понадобится – защитит её, не щадя своей жизни.

Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Проведем небольшой «Блиц – турнир»

  1. Что означают цвета Российского флага? (белый – свобода, синий – Богородица, красный – державность (смелость, великодушие)) Белый цвет олицетворяет свободу, синийБогородицу (покровительницы России), красныйдержавность (смелость, великодушие).

  2. Когда отмечается День Государственного флага России? (22 августа)

  3. Где находится самый большой флаг и каковы его размеры? (над Кремлем, 3 на 4 метра)

  4. Кто автор слов первого гимна России? (В.А. Жуковский)

Конкурс 3. «Путаница». Предложенные строки поставь в ту последовательность, в которой они написаны авторами и заполни таблицу. Определи название полученных произведений, авторов слов и музыки.

Строка из песни

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Во всем оригинальная

Посреди Завьялова ты школа первая стоишь.

Грядущие нам открывают года.

Братских народов союз вековой,

И для нас всегда ты свята

Так здравствуй школа первая

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Много знаний ты хранишь

Предками данная мудрость народная!

Широкий простор для мечты и для жизни

Во всем всегда приметная

Учителями славная

Славься, Отечество, наше свободное,

Бланк для ответа:

Название песни:

Название песни:

Ключ к конкурсу 3.

Гимн школы

Гимн России

4

12

7

5

10

9

3

1

14

15

13

6

8

11


2


Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников, без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.


2. Участие граждан в голосовании.

Во многих иностранных школах дети еще со школьной скамьи изучают политический процесс, осознают то, что они граждане и должны принимать активное участие в жизни общества. Для этого проводится целенаправленная работа по политическому просвещению учащихся. Это очень правильно, потому что люди начинают осознавать себя гражданами своей страны, чего нет, к сожалению, у нас. И только чувство личной ответственности, глубокого патриотизма и осознание непосредственной причастности к общественной жизни страны заставляют сознательных граждан идти на выборы.

Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?


Вывод: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах это именно право, а не обязанность гражданина.

В России и старшее, и молодое поколение часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью.


Скоро вам исполнится 18 и вы будете ли вы принимать участие в голосовании? Почему?


3. Служба в армии.

Учитель: Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать два года в стройбате” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. И, тем не менее, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…


Выступление ученика(цы):

Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.

Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

Армия – это напрасная трата времени”.

Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).

Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.

Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.

Дедовщина в армии.

Там один беспредел”.

Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми, мотивируют это следующим:

Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.

Это долг каждого мужчины”.

Армия учит жизни”.

Ребята должны защищать Родину”.

Армия дисциплинирует”.

Армия делает человека сильным”.

Парню стыдно не служить!”.


Мы провели опрос родителей нашего класса, и выяснили что: из 15 человек нашего класса не служили папы всего у трех. Службу проходили 80% наших родителей. При исследовании, мы брали службу дедушек, братьев. Всего 15 человек.

В танковых войсках – 27% (4 чел)

Пограничные войска – 20% (3 чел)

Космические войска, ПВО – 27% (4 чел)

Секретные войска, закрытый город – 13% (2 чел)

Морской флот – 13% (2 чел)


География служения:

Германия – 27% (4 чел)

Подмосковье – 20% (3 чел)

Казахстан, Монголия – 27% (4 чел)

Приморский край – 13% (2 чел)

Океан – 13% (2 чел)


Учитель:

А какого мнения придерживаетесь вы? Должна ли служба в армии быть обязательной? Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?


Вывод: Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации.

Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на альтернативную службу или службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.


4. Толерантность в национальном вопросе.

В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей. Посмотрите на таблицу, в которой представлены народы входящие в состав РФ. Конечно несомненно верх одерживает русская нация, и народы ближнего зарубежья. Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы — многонациональное государство.

Народы, входящие в состав Российской Федерации

народы

численность

В тыс.человек

В % ко всему населению

Русские

113522

82,61

Татары

5011

3,65

Украинцы

3658

2,66

Чуваши

1690

1,23

Народности Дагестана

1402

1,02

Башкиры

1291

0,94

Мордва

1111

0,81

Белорусы

1052

0,77

Немцы

791

0,58

Чеченцы

712

0,52

Евреи

701

0,51

Удмурты

686

0,50

Марийцы

600

0,44

Казахи

518

0,38

Коми и коми-пермяки

466

0,34

Армяне

365

0,27

Осетины

352

0,26

Буряты

350

0,25

Якуты

327

0,24

Кабардинцы

319

0,23

Другие

2487,6

1,81

Всего

137411,6

100,0















В нашем классе была проведена анкета с целью выявления уровня толерантности и интолерантности к людям другой национальности , результаты анкеты в белах у вас на столах. Мы проанализировали результаты анкетирования и вот что получили:

Всего анкетирование проходили 15 человек (100%)

По национальному составу ученики нашего класса 100% русские, родители 93% русские.

0 – 4 балла Высокий уровень толерантности 7% учащихся нашего класса. Характеризуется признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.

5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности 73% учащихся нашего класса. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае — национальных).

17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности таких учеников у нас нет.

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я- это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.


Учитель:

Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой?

Как вы её разрешили или какие способы её разрешения могли бы предложить?

Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?


Вывод: Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте — Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине – Рошаль, Лео Бакерия; в науке – Гинзбург, Ландау. Патриотизм — это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина — Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.


5. Поддержка отечественного производителя.

Ученик(ца):

Сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты ( всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничениие ввоза импортных товаров.

Столь же дружно жители страны призывают государство поддерживать нашу нефтегазовую отрасль(91%) и самолетостроение (88%).

Большинство россиян, а именно 70% опрошенных, уверены: государство должно обеспечить защиту отечественного автомобильного производства и ограничить доступ на российский рынок иномарок.

Ратуя за государственную поддержку отечественных товаропроизводителей – будь то производство мебели, одежды или бытовой техники, – россияне в большинстве случаев готовы мириться и с ростом цен, и с не всегда высоким качеством «родной» продукции.

Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций в Кремле.

Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: «Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей». Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.


Учитель:

Почему нельзя полностью запрещать ввоз импортных товаров?

По его оценке, запрет ввоза иностранной продукции — это «самый простой, но самый опасный путь. Стоит только перестараться, и цены сразу заметно поползут вверх».

Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами России проявлением патриотического начала?

Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаёте предпочтение вы?


Игра «Анаграмма»


Вывод: Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой.


6. Вера в возрождение России как сильной державы.

Ученик(ца):

«Недавно я разговаривал с моим другом, которого я знал как нормального человека гордившегося (раньше) своей страной. Мы с ним давно не виделись и оба сильно изменились. Он по сути своей замкнутый человек, любящий компьютерные игры. Одним словом “Геймер”. У нас зашел разговор об играх, в которых врагами являются русские солдаты (или советские это дела не меняет), а таких игр сейчас достаточно. Так вот мой друг их расхваливал замечательной графикой, сюжетом, искусственным интеллектом и.т.д. После того, как он спросил мое отношение к играм такого рода, я сказал, что в такие игры не играю, а если и играю, то не долго, потому что я не люблю игры, в которых нужно убивать русских солдат!!! Я понимаю, что это глупо (это всего лишь игра), но все равно в каждом человеке должна быть хоть доля патриотизма, я так считаю. Так вот мой друг ответил на это совершенно неожиданно, он сказал, что патриотизм это глупость, какая разница кого убивать. На что я ему ответил, что в игре тебе может быть все равно кого убивать, но патриотизм – это вовсе не глупость. У нас завязался спор о патриотизме что такое Родина и нужно ли ее вообще защищать. В итоге выяснилось, что наигравшись вдоволь в проамериканские игры, мой друг перестал быть патриотом, а такая фраза, что “защищать родину глупо, а гордость за страну — тупой предрассудок и вообще все это плоды воображенья” меня сразила наповал. Это ужасно!!!

Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить.

Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего великого государства. Может быть я в чем-то не прав, не знаю…….»


Учитель:

Как вы думаете, патриотизм сегодня — это реальность или утопия?

Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?


Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.


Мы с вами обсудили понятие патриотизм. Что в себя включает патриотизм? Легко ли быть патриотом сегодня? Что должен делать патриот для своей страны?

На доске формируется схема


ВЫВОД: Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, — значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.

Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

Понравился вам наш классный час? Что нового вы для себя открыли? Какие выводы сделали?

Спасибо за внимание, до свидания!



Список использованной литературы

  1. Увлекательная внеклассная работа в 5 – 8 классах Н. Ф. Дик. – Ростов нД: Феникс, 2008

  2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка – Изд. «Язъ», 1992





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://www.nationalsecurity.ru

  2. Гимн Российской федерации.

  3. Гимн школы.

  4. Фотографии из домашнего альбома учеников класса

  5. Изображение флага и герба РФ.

  6. Фото президента РФ.



Свежие документы:  Классный час на тему: «Давайте познакомимся!» в 5 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: