Конспект урока на тему «Гендерное воспитание в условиях детского сада»


Гендерное воспитание в условиях детского сада





«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

В английском язы­ке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексу­ально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности.

Пол это совокупность анатомо-физиологических особен­ностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендерсоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он — девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. То есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.



Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:


1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди детей.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать

и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят,

слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению"


Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

  • Средства

  • Методы

  • Формы


Средства

  • игры

  • народные сказки

  • пословицы

  • колыбельные песни

Методы:

  • игры

  • познавательно-развивающие этические беседы

  • проблемные ситуации

  • схемы-действия

Форма

  • игровая деятельность

  • экспериментальная

  • проблемно — поисковая

Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:

3 типа мотивации

  • игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)


  • личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)

  • общение детей с взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, обратите внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: