Урок на тему «Работа классного руководителя»











Работа классного руководителя

с «проблемными» детьми в классе



Автор- составитель: учитель начальных классов

Донскова Оксана Васильевна







МОУ Новоозёрская СОШ

Станция Озёрки

Тальменский район

Алтайский край








2010 год




Программа работы классного руководителя с «проблемными» (недисциплинированными) учащимися в классе.

Все учителя, классные руководители в школе обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Каждый классный руководитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Такие недисциплинированные учащиеся встречаются в каждом классе. В реагировании педагогов на их плохое поведение можно выделить три разных подхода:

  1. «Руки прочь». Педагоги придерживаются невмешательского подхода. Считают , что ученики сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя как правило разъясняют ученикам, что случилось, когда всё уже случилось. Программа дисциплины, с точки зрения этого подхода, сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств…

  2. «Твёрдая рука». Педагоги считают, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Они требуют, командуют, управляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага.

  3. «Возьмёмся за руки». Педагоги, которые придерживаются этого подхода, считают, что конкретные поступки учеников- это результат действия обоих сил: и внутренних побуждений, и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Такие педагоги включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

В рамках третьего подхода построена данная программа работы с «недисциплинированными» учащимися.

Ключевое понятие в программе- конструктивное взаимодействие учителя с учеником.

Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнёра по общению. Когда учитель взаимодействует с учеником- говорит с ним или просто как-то на него реагирует- он может настаивать на своём, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы. Партнёрские отношения строятся на двух воспитывающих личность правилах:

1.Ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным.

2.Свобода выбора- это готовность самому отвечать за его последствия.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

  • Распознать истинную цель проступка.

  • В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

  • Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Инструментом, с помощью которого классный руководитель разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с конкретным «недисциплинированным» учеником, является Школьный план действий. Составляя Школьный план действий- индивидуальную исследовательско-коррекционную программу, классный руководитель фактически строит полную ориентировку во взаимодействии с конкретным учеником, имеющим проблемы с поведением.

Шаги школьного плана действий:

1.Наблюдение и объективное описание поведения «проблемных» учеников.

2.Обнаружение скрытой цели нарушений поведения.

3.Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».

4.Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

5.Включение родителей и педагогов в реализацию школьного плана действий.

Школьный план действий помогает классному руководителю,учителям грамотно профессионально и эффективно общаться с конкретным ребёнком. Он решает не только проблемы дисциплины, но также является темой для обсуждения с коллегами и родителями. Если родители готовы перенять опыт, они могут под руководством классного руководителя разработать свой Домашний план действий для решения воспитательных проблем дома.

Основные законы поведения учащихся:

  1. Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.

  2. Любое поведение учеников подчинено общей цели- чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3. Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей:

    1. привлечение внимания

    2. власть

    3. месть

    4. избегание неудачи.

Реализация школьного плана действий:

Нет универсального способа исправить поведение. Воспитывающее ответственность педагогическое вмешательство должно соответствовать нарушению дисциплины, связь между проступком и «наказанием» должна быть понятной ребёнку и осмысленной. У каждого ребёнка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей. Поэтому школьный план действий должен учитывать индивидуальный подход.

Шаг 1

Выполнение диагностики –наблюдение и описание поведения учеников.

Необходимо:

  • Собирать и точно формулировать факты.

Качественное описание включает: точное указание того, что ученик делает, нарушая поведение, когда он обычно это делает и приблизительно как часто делает это.

  • Избегать субъективных оценок.

Описывая поведение, необходимо избегать субъективных утверждений и эффектных ярлыков, используя эмоционально нейтральные, объективные слова.

  • Необходимо регистрировать частоту поведения.

Объективное описание поведения включает также информацию о том, как часто возникает подобное поведение.

Шаг 2

Определение истинной цели (мотива) нарушения дисциплины.

Выделяют 4 цели :

Привлечение внимания- некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам- понимать учителя.

Власть- некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведение: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.

Избегание неудачи – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Классному руководителю необходимо правильно определить мотив нарушения поведения, чтобы правильно выбирать своё поведение. Знать мотив поведения необходимо не только для построения своего ответа , но и для понимания реакции ученика на наше педагогическое воздействие.

Шаг 3

Выбор техники экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.

В результате первых двух шагов классный руководитель получает достаточно информации, чтобы скорректировать школьный план действий. Выбирая педагогическое вмешательство, необходимо помнить, что педвоздействие- это не наказание. Педагогическое вмешательство преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место и повлиять на дальнейший выбор учеником более приемлемого поведения в будущем. Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть:

— быстрым (здесь и сейчас, когда налицо недопустимое поведение);

— верным, то есть соответствующим этому проступку;

— обязательным (учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок).

Приёмы и техники педагогического воздействия.

Цель- привлечение внимания:

Стратегия 1 . Минимизация внимания:

  • Игнорировать демонстративное поведение.

  • Контакт глазами.

  • Становиться рядом.

  • Вставлять имя ученика в текст объяснения урока.

  • Посылать «секретный знак».

  • Посылать письменные замечания.

  • Использовать «Я -высказывание». Состоит из 4-х частей:

-содержит объективное описание плохого поведения, которое имело место здесь и сейчас :»Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»

—называет чувства учителя в этот момент»:…я чувствую сильное раздражение..»

—описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль..»

—содержит просьбу : «…пожалуйста, перестань»

Стратегия 2. Разрешающее поведение

  • Строить урок на основе вопиющего поведения.

  • Довести до предела демонстративную выходку.

  • Весь класс присоединяется к выходке.

  • Использование разрешённой квоты. (какое-то нарушение поведения

разрешается, но только в том объёме, который оговорён заранее и с условием, что ежедневно объём этот будет уменьшаться)

Стратегия 3 . Делать неожиданности:

  • Выключить свет, издать музыкальный звук.

  • Говорить тихим голосом или изменить голос.

  • Говорить со стеной (или с портретом).

  • Временно прекратить вести урок.

Стратегия 4. Отвлечь ученика:

  • Задавать прямые вопросы.

  • Попросить об одолжении.

  • Изменить деятельность.

Стратегия 5. Обращать внимание класса на примеры хорошего поведения

  • Благодарить учеников.

  • Писать имена примерных учеников на доске.

Стратегия 6 Пересаживать учеников:

  • Менять учеников местами.

  • «Стул размышлений».

Цель- власть или месть

Стратегия : 1 стадия

«Изящный уход»

  • Признать власть ученика.

  • Убрать зрителей.

  • Перенести обсуждение вопроса.

  • Делать записи.

  • Озадачивать учеников.

  • Соглашаться с учеником.

  • Менять тему.

Стратегия : 2 стадия.

Использовать удаление:

  • Удаление не выходя из класса.

  • Удаление в другой класс.

  • Удаление в специальное помещение.

  • Изоляция в кабинете школьной администрации.

  • Удаление с применением силы.

Стратегия : 3 стадия.

Установление санкций:

  • Лишение или отлагательство права заниматься чем-то.

  • Лишение или отлагательство права пользования предметами.

  • Лишение доступа в различные помещения школы.

  • Прекращение взаимодействия с другими учениками.

  • Требование встречи с администрацией школы.

  • Требование встречи с родителями.

  • Требование встречи с милицией.

  • Возмещение учеником убытков:

—починка, ремонт предметов, вещей.

—возвращение вещей на место. –Замена на равноценные.

Цель — избегание неудачи.

Стратегия 1. Изменение методов объяснения:

  • Использование осязаемого материала и компьютерных программ для формирования навыков.

  • Учить за раз чему-то одному.

Стратегия 2. Введение дополнительных методов обучения:

  • Дополнительная помощь от учителя.

  • Помощь компетентных взрослых.

  • Ученики-репетиторы.

  • Классы коррекции.

Стратегия 3. Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе:

  • Классные плакаты с «заклинаниями».

  • Искать два «плюса» на каждый «минус».

  • Декларация «Я смогу» перед выполнением задания.

Стратегия 4. Делать ошибки нормальным и нужным явлением:

  • Рассказывать об ошибках.

  • Показывать ценность ошибки как попытки.

  • Минимизировать последствия от сделанных ошибок.

Стратегия 5. Формировать веру в успех.

  • Подчёркивать любые улучшения.

  • Объявлять о любых вкладах.

  • Раскрывать сильные стороны своих учеников.

  • Демонстрировать веру в своих учеников.

  • Признавать трудность своих заданий.

Стратегия 6. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах:

  • Анализировать прошлый успех.

  • Повторять и закреплять успехи.

Стратегия 7. Делать процесс обучения ощутимым.

  • Наклейки «Я могу».

  • Альбомы достижений.

  • Рассказы о вчера, сегодня и завтра.

Стратегия 8. Отмечать достижения.

  • Аплодисменты.

  • «Звёзды и наклейки».

  • Награды и медали.

  • Выставки.

  • Позитивная изоляция.

  • Самопризнание.

Шаг 4

Разработка стратегии поддержки для формирования самоуважения.

Классный руководитель вместе с другими учителями, работающими в данном классе, применяя соответствующие приёмы экстренного педагогического вмешательства

по отношению к конкретному ученику . понимают, что это не гарантирует того, что завтра или послезавтра, или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки.

Экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом.

А стратегия поддержки для повышения самоуважения может.

Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется, когда он:

1. Ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности.

2. Строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками

(коммуникативная состоятельность) или имеет хотя бы какие- то отношения.

3.Вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Данные стратегии поддержки будут описаны дальше. Классный руководитель их может применять не только по отношению к недисциплинированным ученикам, но и к другим категориям «проблемных детей».

1. Как помогать ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:

Представление о своих высоких способностях- вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учёбе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными. Классный руководитель совместно с учителями-предметниками может направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник, которые далее будут описаны. Эти техники можно сгруппировать в 5 стратегий. Данные стратегии можно применять при работе с различными категориями «проблемных» детей.

Стратегия 1

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

Техники:

  • Рассказывайте об ошибках.

  • Показывайте ценность ошибки как попытки.

  • Минимизируйте последствия сделанных ошибок.

Стратегия 2

Формируйте веру в успех.

Техники:

  • Подчёркивайте любые улучшения

  • Объявляйте о любых вкладах.

  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников.

  • Демонстрируйте веру в своих учеников.

  • Признавайте трудность своих заданий

  • Ограничивайте время своих заданий.

Стратегия 3

Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах.

Техники:

  • Анализ прошлого успеха.

  • Повторяйте и закрепляйте успехи. ( успех ученика определяется :верой в собственные способности; количеством усилий)

Стратегия 4

Делайте процесс обучения ощутимым.

Техники:

  • Наклейки «Я могу».(на наклейках могут быть написаны навыки, которым ученик уже научился)

  • Альбомы достижений.

  • Рассказы о вчера, сегодня и завтра. (говорить о «завтра» на основе уже имеющихся у ученика прошлых успехах, тогда он начинает предвидеть и ожидать будущие успехи)

Стратегия 5

Отмечайте достижения.

Техники:

  • Аплодисменты. (выражать вслух свои «аплодисменты», где бы ни увидели хорошее поведение или сильные стороны своего ученика)

  • «Звёзды и наклейки».

  • Награды и «медали». (признавать следует возрастание попыток и усердие, а не «лучшие результаты»)

  • Выставки. (достижения учеников вывешивать на стенд)

  • Позитивная изоляция. (послать ученика к учителю-предметнику, библиотекарю, психологу для подтверждения и оценивания его достижений. В конце урока поговорить один на один с учеником о его успехе. «Стул размышлений»-место для самого успешного ученика на сегодняшнем уроке)

  • Самопризнание. (попросить каждого ученика установить, какое его личное достижение стоит того, чтобы быть одобренным)


2. Как помогать ученикам установить нормальные отношения с классным руководителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность.

Помощь классного руководителя в этом сводится к тому, чтобы относиться к «проблемному» ученику, демонстрируя ему свои: Принятие, Внимание, Уважение (Признание),Одобрение, Тёплые чувства. Когда классный руководитель моделирует эти пять составляющих общения, то он учит детей тому, как заводить и укреплять позитивные отношения с другими.

  1. Принятие

Необходимо принимать ребёнка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. Принятие это должно быть безусловным.

  • Принимать того, кто делает, а не то, что сделано.

Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он -достойное человеческое существо,

даже если его поступок неприемлем.

  • Принимать личностные особенности ученика.

Нетерпимость в вопросах одежды и привычек очень пагубна в отношениях с учениками.

Ценности меняются от поколения к поколению.

  1. Внимание

Чем больше позитивного внимания классный руководитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него нарушители поведения.

Качественное внимание требует несколько мгновений. А результаты его помнят и чувствуются часы и дни. Вот несколько таких приёмов:

  • Приветствия учеников.

Самый быстрый и лёгкий путь одарить каждого ученика вниманием- использовать несколько минут перед или после урока, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Особенно «проблемные» дети нуждаются в знаках внимания.

  • Выслушивайте учеников.

Это самый сильный приём, чтобы улучшить отношения «учитель-ученик».Классный руководитель может выслушать то, о чём хочет сказать ученик. Темы могут быть самыми разными: от классной обстановки и отношений с одноклассниками до семейных проблем.

Беседуя с учеником, не следует думать, что классный руководитель должен решить его проблемы, дать совет или консультацию. Нужно прежде всего его выслушать.

  • Научить учеников просить внимания.

Классному руководителю можно завести книгу-ежедневник и записывать «дату уделения внимания». Вот несколько приёмов, как оказывать внимание:

  1. Поболтать о чём -нибудь с учениками в классе после уроков.

  2. Поинтересоваться у учеников, как они живут за стенами школы.

  3. Запоминать то, что рассказывают ученики и использовать это в беседе с учеником в подходящий момент.

  4. Кушать иногда вместе с учениками за их столом в столовой.

  5. Приглашать учеников на обед к себе домой хотя бы несколько раз.

  6. Посещать спортивные соревнования и музыкальные мероприятия, в которых участвуют свои ученики.

  7. Участвовать в коллективных замыслах своих учеников.

  8. Организовывать со своими учениками конференцию по какой-то всех волнующей проблеме.

  9. Иногда присоединяться к групповым играм своих учеников в спортзале или на спортплощадке.

  10. Отмечать дни рождения своих учеников хотя бы каким-то вниманием.

  11. Посылать открытки и домашние задания ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.

  12. Выражать искренний интерес к работе и хобби своих учеников.

  1. Уважение

Классному руководителю необходимо показывать ученикам своё уважение, что всё, что они делают очень полезно для школы и класса. Признание отличается от одобрения тем, что фокус переносится на сам вклад, результат. Признание должно быть вслух высказано и ясно показано. Здесь можно использовать следующие приёмы:

  • Я- высказывание.

Необходимо описывать поведение или результат аккуратно и объективно. Никаких общих слов- только конкретно. Классный руководитель может использовать 3-частную форму «Я- высказывания» для признания, то есть описывать последовательно:

— действие ученика и его результат,

— что я чувствую или думаю о нём,

-позитивный эффект от него.

  • Фокус на настоящем.

Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Кроме того, утверждения-признания ни в коем случае не должны содержать сравнения с другими учениками.

  • Письменные признания.

Классному руководителю необходимо не забывать писать пару строк родителям об успехах их ребёнка или писать об этом самому ученику. Записки с благодарностью могут быть написаны на бумаге учеников (в тетрадке или дневнике) или на специальных нарядных цветных листках с картинками.

  • Учить учеников просить признания.

Так как классный руководитель не может заметить всё хорошее, что происходит в классе, то нужно просить учеников сообщать ему и всем о том, что заслуживает признания. Можно попросить учеников самим написать себе карточки- признания о чём-то хорошем, что они сделали. В конце дня кл. руководитель может попросить прочесть их ему. Если записка соответствует истине, кл. руководитель может подписать её и разрешить взять домой.

  1. Одобрение.

Одобрение классный руководитель может высказывать самим ученикам, показывая, что ему нравятся черты их характера или попытки что- то сделать, или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть что-то хорошее, что нужно развивать, а неподходящее наоборот уменьшать. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к учителям.

  1. Тёплые чувства.

Классный руководитель должен устанавливать радостные отношения со своими учениками. Чувства всегда должны быть адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или не сделал. Чувства часто особенно нужны ученику, если дела плохи.

  1. Тёплые прикосновения.

Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по спине, объятия очень хорошо выражают теплоту. Использовать физический контакт с учениками властолюбивыми и мстительными не нужно. Им это не нравится. С этими учениками классному руководителю нужно оставаться на уровне словесного выражения положительных эмоций.


3.Как помогать ученикам вносить свой собственный вклад в групповые отношения.

Классный руководитель должен уметь поддержать любые попытки своих учеников внести свой собственный вклад в групповые отношения, почувствовать себя нужным, особенно это важно «проблемным» ученикам. Когда ученики вносят свой собственный вклад в групповые отношения, они чувствуют свою нужность. Это даёт им ощущение причастности, включённости в школьную жизнь- мощный фактор личностного развития (повышения самоуважения). Помочь ученикам вносить свой вклад в групповые отношения, классный руководитель может, используя ряд приёмов.

Стратегия 1

Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса.

Классный руководитель должен сделать ученика своим помощником в решении каких-то проблем учебного процесса. При этом ученик получает определённую независимость и легитимную власть. Для многих властолюбивых активных и деятельных учеников это-единственный способ канализировать их энергию и удовлетворить их потребность организовывать и руководить чем-то или кем-то «мирным способом».Легитимная власть- власть, данная классным руководителем, предполагает, что он сможет авансировать доверие ученику. Так например, детский психолог Е. В. Субботин считает, что самый эффективный из всех воспитательных приёмов- сделать «непослушного» ребёнка проводником и защитником социальных норм в глазах остальных детей. Это означает, что вчерашний шалун, наделённый учителем властью поддерживать дисциплину среди сверстников, быстро превращается в образец хорошего поведения.

  • Приглашать учеников помогать ежедневно в решении самых разных учебных задач.

Классный руководитель может обращаться как можно чаще к ученикам за помощью в решении дежурных классных проблем. Есть много дел, которые нужно ежедневно выполнять в классе и которые не требуют контроля кл. руководителя. Например. кл. руководитель может делать список дел, которые нужно выполнять в классе в течение учебного года. Эти дела распределяются между учениками, но в списке намеренно на несколько дел больше, чем учеников в классе. Когда в класс приходит новый ученик, то кл.руководитель может приветствовать его такими словами: «Я так рада, что пришёл в этот класс! Мы действительно нуждаемся в тебе, у нас не хватает учеников, чтобы делать всё, что нужно вокруг. Мы на тебя надеемся!»

  • Требовать, чтобы ученики высказывали и обосновывали предпочтения в ходе учебного процесса.

Другой способ, который поможет классному руководителю научить учеников вносить свой вклад в общее благополучие класса- просить выразить их мнения и предпочтения, касающиеся учебного процесса.

  • Принимать правила вместе с учениками.

Правила, которые устанавливаются в классе- это закон и для классного руководителя, и для учеников данного класса. Цель правил- помочь учителю учить эффективно, помочь ученику эффективно учиться и классу- эффективно функционировать. Классный руководитель при создании правил жизни в своём классе может рассказать своим ученикам о существовании двух типов правил:

1.Те правила, которые описывают все вещи, способствующие хорошей жизни и приятной учёбе.

2.Те правила, которые запрещают делать жизнь в классе трудной и запрещают срывать учёбу.

После этого кл. руководитель может опросить всех ребят, какие условия каждому нужны для того, чтобы было удобно учиться в этом классе? При каких условиях достижение целей становится невозможным? Фактически список ответов учеников- это и будут правила данного класса.

Стратегия 2

Оказывать моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим.

Когда дети помогают друг другу, их самоуважение возрастает.

  • Ученическое репетиторство.

Репетиторство- один из путей, которым ученики могут по-настоящему помочь друг другу.

Такое шефство одного ученика над другим полезно обоим ребятам. Каждый «проблемный» ученик может чему-то научить других ребят. В свою очередь одноклассники могут помочь «проблемным» учащимся справиться с имеющимися трудностями.

  • Ученики выражают признание и одобрение друг другу.

Несколько приёмов, которые использует классный руководитель когда учит учеников оказывать поддержку друг другу:

Аплодисменты: Классный руководитель может научить учеников находить сильные стороны в поступках своих одноклассников, достойных поддержки и одобрения, и вслух «в глаза» выражать это в виде поощряющих утверждений.

—Посвящения: Классный руководитель учит своих учеников писать записки, содержащие одобрительные утверждения друг о друге, начинающиеся со слов: «(Имя), мне нравится, что ты…»»…мне понравилось, как ты себя вёл, когда…»

Одобрительный пароль: Классный руководитель использует игру, в которой, чтобы уйти на перемену или в столовую, нужно сказать пароль: «Я уважаю (имя) за то-то…» или

«(Имя), спасибо тебе за то-то».

Шаг 5

Включение родителей в реализацию школьного плана.

Те же трудности, с которыми сталкивается классный руководитель и учителя-предметники имеются и у родителей ребёнка. Поэтому классному руководителю необходимо учить родителей всему тому, что знает сам. И тактики экстренного воспитывающего воздействия, и стратегии поддержки могут и должны использоваться родителями дома. Когда родители и учителя- самые значимые для ребёнка взрослые-объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнёрские стратегии, результат появляется намного быстрее.

Используемая литература:


  • Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. Караковский В.А. Новикова Л. И. /М.Новая школа 1996 год

  • Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. Кривцова С. В. /М. Генезис, 1997 год.

  • Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Кривцова С. В./М. Генезис, 1997 год.

  • Как научить детей сотрудничать? К. Фопель /М. Генезис, 2000 год.

  • Профилактика школьных трудностей. Степанова О. А. /М. Творческий центр, 2003 год.

  • Школы без неудачников. В. Глассер /М. Прогресс, 1992 год.

  • Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Лютова Е. К., Монина Г. Б. /М. Генезис, 2000 год.

















Свежие документы:  Интегрированный урок как условие повышения развивающего и воспитательного потенциала учебного процесса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: