Е.А. Ленина,
педагог дополнительного образования
МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа», д.Шелоховская
Особенности социализации трудного подростка.
« Трудный ребенок — несчастливый ребенок.
Он находится в состоянии войны с самим
собой, а, следовательно, и со всем миром.»
Александр Сазерленд Нилл.
В современной России чрезвычайно актуальна проблема социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это обусловлено, в первую очередь, социально – экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим негативные явления в таких значимых для развития подростка сферах, как семья, образование, досуг, здоровье. В настоящее время сохраняется тенденция роста числа заболеваний, смертности, самоубийств подростков, злоупотребления психоактивными веществами; по – прежнему актуальны проблемы безработицы, бедности, социального сиротства, проблемы досуга и качественного образования. Эти и другие проблемы могут стать причиной трудной ситуации в жизни ребенка или усугубить ее. [3, с.34]
В результате социально — экономического кризиса появилось довольно много детей, которых можно отнести к категории трудных. Эти дети имеют множество проблем в учебе, в общении со взрослыми и сверстниками. В подростковом возрасте трудности обучения и воспитания таких детей проявляются особенно сильно в связи с кризисом переходного возраста. Педагогу очень важно знать причины, которые приводят к трудновоспитуемости, а также особенности социализации трудных подростков для того, чтобы правильно оказывать воспитательное воздействие на них с целью коррекции их поведения, а также для того, чтобы конструктивно выстраивать отношения с семьей подростка, проводить разъяснительную и просветительскую работу. В трудной ситуации оказываются не только подростки, но и семья ребенка, которым необходима поддержка и внимание со стороны опытного педагога.
Проблему трудновоспитуемости рассматривали в своих работах А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский, Э.Г. Костяшкин, Ю.П. Азаров, В. Леви. Значительный вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги и психологи, как А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, И.А. Невский, Л.М. Злобин. В. А. Сухомлинский занимался исследованием причин, способствующих появлению трудновоспитуемости. А. С. Макаренко работал с трудными детьми, изучая их личностные особенности и способы влияния на поведение данной категории детей.
Особый вклад в изучение трудновоспитуемых детей внесли также психологи Л. С. Славина, Г. Г. Аракелов. Они отнесли к категории трудновоспитуемых неуспевающих и недисциплинированных детей.
В настоящее время внимание проблемами «трудных» подростков в рамках социально-педагогической деятельности занимаются Мудрик А.В., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В. и др.
На протяжении всего развития отечественной школы представления о трудновоспитуемости детей постоянно меняются, поскольку появляются новые причины, меняются сущность, содержание, основные признаки данного явления.
Личность ребёнка не всегда формируется по восходящей линии. В силу различных причин, почему-то не поддающихся контролю, в её становлении наблюдаются отклонения. Такая ситуация объясняется действием многих причин как внутренних, так и внешних, которые осложняют развитие личности и отношения со взрослыми. Кроме трудностей взросления сказываются ошибки семейного и школьного воспитания.
Понятие “трудный” ребенок очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык. В характеристике этих детей можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.[1]
По мнению профессора А. А. Ефимовой, термин трудновоспитуемость означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости чаще всего — отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д., и как тревожный результат — трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Неверно приравнивать их к категории педагогически запущенных учащихся. Педагогическая запущенность — это причина, а не характеристика личности ребенка. [2, с. 7]
Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу.[4, с.110] Семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.
В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного отношения к труду. Подросток избегает труда – возникает увертливость, а потом и лживость, стремление жить за чужой счет.
Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность психологов, родителей и педагогов — создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитывать гражданина-патриота, формировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитывать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развивать творческие способности, организовывать интересный и плодотворный досуг [ 5 ]
У большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях. Усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности.
Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную ситуацию социального развития подростка. Положение подростков в неблагополучных семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основной метод наказания подростков, дополняющий оскорбления, брань и угрозы, — телесные наказания. И, как следствие, подросток сбегает из дома, а отсюда и рост беспризорности, и проявления жестокости, и суицид среди подростков.
Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм.
Стихийно складывающиеся нормы могут существенно искажать протекание процесса социализации, приводя к социально дезадаптированному поведению. Однако, как ни важны в подростковом и юношеском возрасте товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием товарищеских отношений старший школьный возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
На помощь подростку должны прийти организации дополнительного образования, досугового центра, спортивные организации. Организовать досуг для трудных подростков, занятия их по интересам в кружках, секциях, клубах. Привлечь подростков к участию в праздниках, школьных спектаклях и мероприятиях.
Таким образом, социализация трудного подростка проходит сложно и неоднозначно. Ему нелегко учиться и общаться со сверстниками, возникают проблемы в общении с родителями и учителями. Задача школы и семьи — помочь подростку пройти процесс социализации наименее болезненно, объединив усилия по созданию условий для развития увлечений ребенка, организовав его свободное время (кружки, секции, школьные и внешкольные мероприятия). Ребенок в любом возрасте должен чувствовать себя любимым, значимым, защищенным, полезным, тогда процесс социализации пройдет более спокойно и плодотворно.
Список литературы
Долганина, В.В. Особенности работы психолога с трудными подростками/ В.В. Долганина[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pedagog.pspu.ru
Ефимова, А.А. Трудные дети/ А.А. Ефимова// Здоровье. – 2009. — № 2. – С. 7 – 9.
Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации: методический материал/ Е.В. Киржой// Воспитание шк. – 2012. № 6. – (Социальному педагогу). – С. 34 – 39.
Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников/ А.И. Кочетов. – Минск. Народная асвета. – 1990. – 207 с.
Социализация подростка глазами школьного психолога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www. uchportal. ru