Конспект урока на тему «Особенности социализации трудного подростка»

Е.А. Ленина,

педагог дополнительного образования

МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа», д.Шелоховская

Особенности социализации трудного подростка.

« Трудный ребенок — несчастливый ребенок.

Он находится в состоянии войны с самим

собой, а, следовательно, и со всем миром.»

Александр Сазерленд Нилл.

В современной России чрезвычайно актуальна проблема социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это обусловлено, в первую очередь, социально – экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим негативные явления в таких значимых для развития подростка сферах, как семья, образование, досуг, здоровье. В настоящее время сохраняется тенденция роста числа заболеваний, смертности, самоубийств подростков, злоупотребления психоактивными веществами; по – прежнему актуальны проблемы безработицы, бедности, социального сиротства, проблемы досуга и качественного образования. Эти и другие проблемы могут стать причиной трудной ситуации в жизни ребенка или усугубить ее. [3, с.34]

В результате социально — экономического кризиса появилось довольно много детей, которых можно отнести к категории трудных. Эти дети имеют множество проблем в учебе, в общении со взрослыми и сверстниками. В подростковом возрасте трудности обучения и воспитания таких детей проявляются особенно сильно в связи с кризисом переходного возраста. Педагогу очень важно знать причины, которые приводят к трудновоспитуемости, а также особенности социализации трудных подростков для того, чтобы правильно оказывать воспитательное воздействие на них с целью коррекции их поведения, а также для того, чтобы конструктивно выстраивать отношения с семьей подростка, проводить разъяснительную и просветительскую работу. В трудной ситуации оказываются не только подростки, но и семья ребенка, которым необходима поддержка и внимание со стороны опытного педагога.

Проблему трудновоспитуемости рассматривали в своих работах А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский, Э.Г. Костяшкин, Ю.П. Азаров, В. Леви. Значительный вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги и психологи, как А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, И.А. Невский, Л.М. Злобин. В. А. Сухомлинский занимался исследованием причин, способствующих появлению трудновоспитуемости. А. С. Макаренко работал с трудными детьми, изучая их личностные особенности и способы влияния на поведение данной категории детей.

Особый вклад в изучение трудновоспитуемых детей внесли также психологи Л. С. Славина, Г. Г. Аракелов. Они отнесли к категории трудновоспитуемых неуспевающих и недисциплинированных детей.

В настоящее время внимание проблемами «трудных» подростков в рамках социально-педагогической деятельности занимаются Мудрик А.В., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В. и др.

Свежие документы:  Консультация для родителей на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

На протяжении всего развития отечественной школы представления о трудновоспитуемости детей постоянно меняются, поскольку появляются новые причины, меняются сущность, содержание, основные признаки данного явления.

Личность ребёнка не всегда формируется по восходящей линии. В силу различных причин, почему-то не поддающихся контролю, в её становлении наблюдаются отклонения. Такая ситуация объясняется действием многих причин как внутренних, так и внешних, которые осложняют развитие личности и отношения со взрослыми. Кроме трудностей взросления сказываются ошибки семейного и школьного воспитания.

Понятие “трудный” ребенок очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык. В характеристике этих детей можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.[1]

По мнению профессора А. А. Ефимовой, термин трудновоспитуемость означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости чаще всего — отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д., и как тревожный результат — трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Неверно приравнивать их к категории педагогически запущенных учащихся. Педагогическая запущенность — это причина, а не характеристика личности ребенка. [2, с. 7]

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу.[4, с.110] Семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Свежие документы:  Конспект занятия «Мир профессий»

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного отношения к труду. Подросток избегает труда – возникает увертливость, а потом и лживость, стремление жить за чужой счет.

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность психологов, родителей и педагогов — создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитывать гражданина-патриота, формировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитывать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развивать творческие способности, организовывать интересный и плодотворный досуг [ 5 ]

У большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях. Усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности.

Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную ситуацию социального развития подростка. Положение подростков в неблагополучных семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основной метод наказания подростков, дополняющий оскорбления, брань и угрозы, — телесные наказания. И, как следствие, подросток сбегает из дома, а отсюда и рост беспризорности, и проявления жестокости, и суицид среди подростков.

Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм.

Стихийно складывающиеся нормы могут существенно искажать протекание процесса социализации, приводя к социально дезадаптированному поведению. Однако, как ни важны в подростковом и юношеском возрасте товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием товарищеских отношений старший школьный возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Приемы работы над развитием навыка чтения"

На помощь подростку должны прийти организации дополнительного образования, досугового центра, спортивные организации. Организовать досуг для трудных подростков, занятия их по интересам в кружках, секциях, клубах. Привлечь подростков к участию в праздниках, школьных спектаклях и мероприятиях.

Таким образом, социализация трудного подростка проходит сложно и неоднозначно. Ему нелегко учиться и общаться со сверстниками, возникают проблемы в общении с родителями и учителями. Задача школы и семьи — помочь подростку пройти процесс социализации наименее болезненно, объединив усилия по созданию условий для развития увлечений ребенка, организовав его свободное время (кружки, секции, школьные и внешкольные мероприятия). Ребенок в любом возрасте должен чувствовать себя любимым, значимым, защищенным, полезным, тогда процесс социализации пройдет более спокойно и плодотворно.


Список литературы

  1. Долганина, В.В. Особенности работы психолога с трудными подростками/ В.В. Долганина[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pedagog.pspu.ru

  2. Ефимова, А.А. Трудные дети/ А.А. Ефимова// Здоровье. – 2009. — № 2. – С. 7 – 9.

  3. Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации: методический материал/ Е.В. Киржой// Воспитание шк. – 2012. № 6. – (Социальному педагогу). – С. 34 – 39.

  4. Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников/ А.И. Кочетов. – Минск. Народная асвета. – 1990. – 207 с.

  5. Социализация подростка глазами школьного психолога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www. uchportal. ru









Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: