Конспект урока на тему «Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении»


И.П. Игнатенко

г.Балашов, МОУ гимназии № 1

gimnazia1balashov@rambler.ru

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении


В статье рассматривается система форм и средств, которые могут применяться в современных условиях для развертывания широкой работы по правовому воспитанию молодежи, которая определяется в зависимости от возрастных особенностей учащихся, обстановки и окружения, в которых протекает учеба или деятельность подростков и юношей.

Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократизма в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи. Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений. Это накладывает определенный отпечаток и на методы и формы правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки.

В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений. Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Может быть, современное внушение детям правильного решения древнейшей проблемы «хочу — можно или нельзя» значит больше, чем многие последующие правовоспитательные усилия без такого «базиса. В работе со школьниками начального звена наиболее эффективными являются: викторины, акции, интеллектуальный марафон.

Среднее звено. Подростки уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Ни на минуту нельзя забывать, что в жизни, в окружающей подростка действительности рядом с хорошим, добрым, возвышенным, всем тем, что помогает формированию лучших черт человека будущего, часто еще существует и дает о себе знать социальная накипь. Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения. На этом этапе надо привить мысль о том, что жизнь несовместима с полуанархическими толкованиями понятий воли, свободы. Но как бы, ни была ограничена или самоограничена свобода воли, она принадлежит к числу самого ценного достояния для человека, поэтому всякое неосновательное или непонятное для подростка ее ущемление вызывает соответствующей силы протест, противодействие. Последнее очень характерно для детей этого возраста. Скольких подобных протестов можно избежать своевременным включением подростков в сферу правового воспитания.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Циклограмма деятельности классного руководителя"

Правовое воспитание старшей части молодежи юношества — должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании. Эффективной формой работы с юношами и девушками является фронтальная беседа. Это специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу или проблеме. Беседа предполагает заранее разработанные вопросы. При этом есть требования к вопросам: правильность, конкретность, простота, четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему.

Чтобы быть на уровне постоянно усложняющихся задач общественного развития, школа должна непрерывно совершенствовать формы, методы и средства правовоспитательной работы, реагировать на изменения общественных потребностей и оперативно перестраивать свою правовоспитательную деятельность по повышению правовой культуры детей и молодежи.

Литература

  1. М.М. Галимов. Направленность и содержание правовоспитательной деятельности // Вестник ТИСБИ.- 2000.-№4.

  2. Л. М. Прозументов. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. — Томск — 2004 г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: