Конспект урока на тему «Педагогические условия развития орфографической памяти младших школьников»


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 10

города Челябинска










Методическая разработка по русскому языку

(для 2-3 классов)


«Педагогические условия развития орфографической памяти младших школьников»



подготовила

учитель начальных классов

Бендерская Екатерина Владимировна

















Челябинск 2010

Педагогические условия развития орфографической памяти младших школьников


Бендерская Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

2 категории

МОУ гимназии № 10

города Челябинска


Известно, что процесс обучения становится более эффективным при соблюдении определённых педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем взаимодействие совокупности мер образовательного процесса, направленного на повышение качества образования младших школьников.

Нами выявлены следующие педагогические условия развития орфографической памяти младших школьников:

  1. применение в образовательном процессе начальной школы учебно-познавательных лингвистических задач;

  2. осуществление индивидуального подхода к младшему школьнику;

  3. использование в языковом образовательном процессе учащихся младших классов алгоритмического метода обучения.

В основу определения учебно-познавательной педагогической задачи положено понятие проблемной ситуации, которую следует рассматривать как источник возникновения задачи. Получение познавательного результата возможно при раскрытии отношения между её известными и неизвестными элементами. Оптимально построенная система задач – это система с последовательным и систематическим нарастанием сложности.


  1. 1.Преобразовать слова:

а) изменяя один звук слова (цепочки слов):

сом – сок –сук – суп – сук – сок – сор – сыр – сын — сон;

б) переставляя звуки:

пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово.

2.Составить слова из букв одного слова . Например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак).


2) Упражнения на развитие умения дифференцировать звуки по глухости и звонкости, мягкости и твёрдости.

Даны предметные картинки. По первым звукам слов-названий отгадать слово. Например : гвоздь, репа, ива, парта – гриб; лампа, окунь, шишка, огурец, тетрадь-лошадь.


3)1.Выписать в 2 столбика слова с приставками по -, под-:

подложил, подвинул, подушка, подложка, подорожник, поделил, подумал, подул.

2. Записать, выбрав букву:

М ш на пр ехала мимо дома. ( Машина проехала мимо дома.)

К нам (в) гости пр ехала бабушка. (К нам в гости приехала бабушка.)

С м лёт делал п садку. (Самолёт сделал посадку.)

4) 1.Записать предложения в тетрадь, вставив буквы в слова:

Мамаг…тов..т…бе… . (Мама готовит обед.)

Папар…бота…тназ…воде. (Папа работает на заводе.)


Перед ребёнком сразу встаёт вопрос: «Как переписывать?» Правильно или

так, как есть? Появится проблема- возникнет необходимость решить её.

2.Исправить предложение, если есть ошибки.

Мидветь баится волка. Малчик мичом разбил стикло. Дети нобрали хворост для кастра.

(Медведь боится волка. Мальчик мячом разбил стекло. Дети набрали хворост для костра.)

3.Написать предложение правильно.

Взашло снце, потому что стало типло. (Стало тепло, потому что взошло солнце.)

Кастёр пагас, потому что стала холадна. (Стало холодно, потому что костёр погас.)


Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребёнка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление методов и приёмов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с целью всестороннего и гармоничного развития. К индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер.

Цель приведённых ниже упражнений — помочь учителю на уроках русского языка развивать внимание, зрительную память, слуховое восприятие, речедвигательный аппарат младших школьников.

Ушинский очень верно заметил, что « внимание- это дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется». Анализ контрольных и самостоятельных работ показывает, что 10-15% ошибок из-за невнимания. Поэтому развивать внимание у младших школьников необходимо.

Упражнения на развитие внимания

    1. Найти ошибки в неправильно написанных словах. Например: шкла(школа), дулка(булка).

    2. Игра «Печатная машинка». Каждому ребёнку даётся 1-2 буквы алфавита. Ведущий называет слово, а ребята должны его « распечатать». Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладони того участника игры, за которым эта буква закреплена.

Можно « распечатать» предложение. Тогда большая буква в начале предложения обозначается поднятием руки, после слова – общий хлопок, в конце предложения – топнуть ногой.



    1. «Корректура». Записаны несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Участнику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки ручкой другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

    2. «Запрещённое движение». Учитель сообщает детям, что они должны повторять все его движения, кроме одного. Самый внимательный – победитель.

    3. «Наоборот». Учитель показывает какие- либо движения, а ребята делают наоборот.


Для развития зрительной памяти используют следующие виды работ:

  1. Найти слова, которые читались бы одинаково слева направо и справа налево. Например: доход, гора, Анна, Саша, шалаш, среда, дед, баба, летел, круг, дом, казак. (Доход, Анна, шалаш, дед, летел, казак)

  2. Выбери правильный ответ:

Серёжа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. (Серёжа Морозов не боится морозов.)

Витя (В,в)асильков набрал букет (В,в)асильков. (Витя Васильков набрал букет васильков.)

Иванова (П,п)оля возвращалась с (П,п) оля. (Иванова Поля возвращалась с поля.)

Лёва (С,с)кворцов сделал домик для (С,с)кворцов. (Лёня скворцов сделал домик для скворцов.)



3.В тексте сочинения или изложения своего товарища подчеркнуть все орфограммы на правописание безударных гласных в корне (непроизносимых согласных и т.д.). Сосчитать, сколько их в тексте.

4. Игра «Что изменилось?». Учитель показывает слово, дети запоминают последовательность букв. Учитель незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное их расположение.



Упражнения на развитие слухового восприятия.

  1. Самое простое – отгадывание загадок.

  2. Записать под диктовку текст, подчеркнуть орфограммы. Например:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе. (А.С.Пушкин)

3.Приведённый выше текст прокомментировать орфографически, то есть найти орфограммы и объяснить их.



Упражнения для развития речедвигательного аппарата.

1.Прочитать и найти ошибку.

Пионеры играли в военную игру: передавали зашифрованный приказ. При этом приказе приписка: «Кот спрятан в дупле старого дуба». Мальчики не могли понять, для чего нужен кот, а зашифрованную записку так и не смогли прочитать.

2.Выразительно проговорить:

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся,

Несётся на всех парусах. (М.Ю.Лермонтов)

  1. Составить небольшой рассказ на тему «Зима», употребив в нём слова, где в безударных слогах есть гласные звуки, обозначаемые буквами а, о, е. Объяснить, как они могут быть проверены. Произнести их отчётливо(проговорить).



Упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия.



1.Узнать звук на слух в ряде других звуков, в словах.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например: шуба, уши, кошка и т.д.

3. Подобрать слово с определённым количеством звуков.

4. Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества звуков в слове.

5. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют какой-либо графической схеме.



Эффективное использование алгоритмического метода в обучении означает способность младшего школьника осознавать, что именно ему необходимо делать в каждый текущий момент производимого действия, предварительную обусловленность этапов достижения конечной цели, а также ожидаемый итог действий. Другими словами, результат деятельности прямо зависит от того, насколько сам младший школьник представляет алгоритмическую сущность производимых действий.

В начальной школе на уроках русского языка применяются словесные и схематические алгоритмы.

Например, изучая орфограмму «Безударные гласные в корне слова», используется следующий словесный алгоритм:

  1. Найти корень слова.

  2. Подобрать однокоренные слова или изменить форму слова.

  3. Выбрать из них то слово, где безударный гласный будет под ударением.

Примером алгоритма- схемы является порядок разбора слова по составу.


Также на уроках русского языка используются алгоритмы в виде таблиц-плакатов. Во время выполнения различных заданий и упражнений, работы над ошибками внимание детей обращается к этим таблицам. Учитель сегодня должен владеть многообразием алгоритмической наглядности (таблицы, схемы, рисунки и т.д.), чтобы интенсифицировать учебный процесс.


Упражнения, при работе с которыми возможно использование алгоритмического метода в обучении учащихся начальных классов.

1.Разбери по составу слова: книжка, нагрузка, побег.

2.Вставь пропущенные буквы. Докажи правописание орфограмм.

Например: п щат, бли кий, к вёр, кни ка, сн гири, хол д, с довник, заря ка.

(пищат, близкий, ковёр, книжка, снегири, холод, садовник, зарядка)

3.Выпиши слова в 3 столбика и подчеркни орфограмму: в 1 столбик- слова с безударным гласным в корне, во 2 столбик- слова с парными согласными в корне, в 3 столбик- слова с непроизносимыми согласными.

Например: конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный и т. д.


Список использованной литературы:


1.Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2002.

2.Совершенствование обучения младших школьников. / Под ред. А. М. Пышкало.- М.: Педагогика, 2000.

3.Толмингерова Д.И. и др. Теория учебных задач. – Прага, 1992.

4.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.

5.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: 2т.-М., 1974.








Свежие документы:  Конспект ООД по рисованию в старшей группе № 9 «Волшебный зимний лес» с использованием здоровье сберегающих технологий

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: