Развитие одаренности детей дошкольного возраста с учетом полоролевых особенностей
Ведущими отечественными специалистами в «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение: «Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
В мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одарённых детей и работе с ними, однако многие вопросы остаются нерешёнными. В качестве актуальной психолого-педагогической проблемы, требующей теоретического и практического решения, рассмотрим изучение полоролевых особенностей развития одарённых детей дошкольного возраста (В.Н. Дружинин, Дж. Фримэн). Именно гендерные различия могут оказаться особенно значимыми в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлений личности.
Особо выделяют такой вид одаренности, как творческая одаренность. Высказываются разные мнения о необходимости выделения этого вида одаренности.
Творческий одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися женскими, — чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т.д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют качества, традиционно считающиеся мужскими, — независимость, самоутверждение, честолюбие (Л.С. Выготский, Дж.Гауэн, А. Маслоу, Р.Б. Хайкин, Д.Ландрам). Для успешной творческой реализации ребенка необходимо влияние двух начал и женского и мужского. Соответственно, педагог должен посоветовать родителям одаренного дошкольника большее внимание уделять общению с ребенком в процессе творческого поиска. Для того, чтобы ребенок сохранил потенциал в творчестве ему необходимо идентифицировать себя с обоими родителями.
Ориентируясь на гендерные особенности детей, воспитатель может более эффективно распределять задания, направлять в более предпочтительный вид деятельности, с тем чтобы дошкольник развивался в русле своего личностного маршрута. Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек – более детальное и конкретное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых детей, нестандартное решение задач, девочки – на результат, они предпочитают типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательного исполнения. При планировании образовательного процесса, педагогу необходимо разрабатывать алгоритм деятельности для мальчиков и девочек. Мальчикам предлагать игры-путешествия («Подсказки для сыщика», «Карта сокровищ», «Острова знаний»), игры-конструирования («Горжи для звездолетов», «Крепость для трансформера»), головоломки, ребусы, проблемно-поисковые задания («Как сделать Меч-кладенец», «Доспехи воина», «Шапка-невидимка»). Девочки больший интерес проявляют к творческой деятельности («Платье для принцессы», «Волшебные туфельки», «Завтрак у английской королевы»).
Необходимо обогащать образовательный процесс и образовательные программы ДОО новыми технологиями и подходами для проявления и развития творческой одаренности детей дошкольного возраста, с учеом личностных особенностей.