«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».
Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать что он станет творчески одаренным. У ребенка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, и социальные потребности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то ,насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Значение и виды творческой деятельности детей дошкольного возраста .
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Значение творчества — это обобщенная форма, отражена в общественно-историческом опыте, приобретенным в процессе совместной деятельности и общения. Без этого наша жизнь не была бы наполнена. Так что значение творчество особенно для детей очень много значит. Они, играя в какую либо игру, не подозревая даже об этом, они творят великие дела. Все дети чем-то уникальны и мы как педагоги и будущие и даже настоящие родители, должны его направлять и увлекать к какому либо процессу, особенно к творческому.
Виды творческой деятельности.
Творческая деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя .Существуют различные виды творческой деятельности :декоративно-прикладная, художественно-творческая .Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование .Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах.
Проблемы развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того ,мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И оттого, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Условия успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша .
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил .Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы и выбор деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому следующее условие успешного развития творческих способностей -тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе .Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творческой деятельности, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Методы успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Основной мотив игры, рисунка, лепки, составление рассказа — потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. Отражая жизнь, ребенок не заботиться о зрителях и слушателях. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества: ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображенному, свои мысли и чувства, мечты и стремление. Что бы сохранить маленькие зародыши творчества надо помогать ребенку и развивать, что бы из этого зародыша выросло большое дерево. В этом нам помогут методы.
Самый главный метод — это игра.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа : творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием неслучайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Театр — это игра.
Дети с большим удовольствием играют в него. Они сами распределяют роли, причем подходят к этому очень серьезно.Когда исполнителям понятна идея сказки, они могут по-настоящему войти в образ, самостоятельно находить средства его выражения.
В конструктивно — строительной игре дети создают предметы «нового» назначения. Несколько стульев дают возможность изобразить дом, палатку, поезд и т.д. Это зависит от опыта ребенка, его воображения. Конструирование бывает техническое и художественное. К техническому конструированию относиться конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупно габаритный модуль, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относится конструирование из бумаги и природного материала.
Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. В рисование дети отдают себя полностью творчеству, ведь это творение и создание чего-то нового. Психологи и педагоги большое значение отдают этому детскому творчеству. Смотря на детский рисунок можно сказать что, ребенку например, хватает материнской любви и заботы, а отцовской нет и т.д. Кроме этого у детей развивается воображение и мышление. Задача педагога научить ребенка творить самостоятельно, а ещё видеть прекрасное. Желательно все детские работы вывешивать, что бы дети гордились собой и у них было желание дальше творить и созидать.
Методов очень много и они очень разнообразны. Всеми методами нужно пользовать. В процессе свободной самостоятельной деятельности , каждый ребенок вправе выбирать вид занятий и изменять его в лучшем случае необходимо. Но это не значит что педагог и даже родители должны только наблюдать за детьми, а следовательно он сам участвует в деятельности. Кроме того, необходимо периодически демонстрировать детям новые интересные приемы работы с уже известными их материалами. Как только интерес у детей падает, вводить надо, что-то новое.
Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться непросто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком.
Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников .Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.
В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантаз , насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют.И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки – матери «или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки ,придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Творческие игры как условия, развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. При этом игра — понятие многообразное. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, и королевой детства и восемь чудес света. Игра для ребенка — сама жизнь со всеми ее прелестями ,волнениями, тревогами удачами и огорчениями. В наше время столько разнообразных игр, которые увлекательны и любимы. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: летчики, дочки матери, пожарники, в больницу, в школу, в библиотеку. Психологи установили, что 80 % у детей самые любимые и интересные игры считаются творческими. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?
Среди драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других — персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений ,но порой изменяют, дополняют его.
Без умелого руководства взрослых дети могут задержаться на одном уровне игры. Однако опыт показывает, что на пятом и даже на четвертом году жизни можно научить ребенка выбирать игру ,ставить цели и распределять роли. Дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры. Для того что бы воспитать детей в игре надо знать некоторые условия: отвести играм достаточно времени, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве .Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий ,благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
7