Консультация для воспитателей «Валеологическое содержание в ДОУ»












Консультация для воспитателей


«Валеологическое содержание в ДОУ»



Воспитатель: Жабина И.И.






















МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»

г. Новомосковск, 2014 г.

Детям совершенно так же, как и взрослым ,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого

надо делать. Объясним им, и они

будут беречься.

«Педагогика сердца». Януш Корчак


Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% — от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

Валеология — наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.

Здоровье, по определению ВОЗ, — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:

  1. Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности

  2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.

  3. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.

  4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

  5. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.

  6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Задачи валеологического воспитания:


  1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.

  2. Накопление знаний о здоровье.

  3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.


Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.



Формы организации деятельности детей


1.НОД с валеологической направленностью.

Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.

Задачи:

  • Формирование у детей сознания того, что человек — часть природы и общества.

  • Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.

  • Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.

  • Выработка навыков личной гигиены.

  • Закаливание детей.

  • Профилактика и устранение вредных привычек.

  • Осуществление валеологического мониторинга.


Этапы формирования понятий:


Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».


Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.


Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.


Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.


2

Примерная тематика занятий по валеологии



Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

1. Я и моё настроение.



2. Дружим с водой ( знакомство с умывальными принадлежностями).

3.Я умею одеваться.


4.Что такое хорошо, что такое плохо.


5.Глазки — подсказки.



6.Носики – курносики.



7.Микробы.



8.Здоровье и болезнь.



1.Как ухаживать за собой.


2.Почему я вижу.




3.Почему я слышу.


4.Нос и уход за ним.



5.Приятного аппетита.


6.Какая пища полезней.


7.Зачем мы спим.



8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1.Как устроен человек.


2.Красивая осанка.




3.Сердце моё.


4. Как мы дышим.



5. Как мы едим (органы пищеварения).

6.Береги зубы.



7. Личная гигиена.



8.Откуда берутся болезни.

1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание).

2.Моё зрение.




3.Работа сердца.


4.Как я распознаю запахи.


5.Мой мозг.



6.Самая быстрая улитка в мире (слух).

7. Витамины и здоровый организм.


8. Спорт – это здоровье.



2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.


Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.


3.Самостоятельная деятельность детей.

При организации валеологической работы воспитатель может и должен:

  1. Выполнять правила СанПина.

  2. Использовать здоровьесберегающие технологии.

  3. Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.

  4. Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.

  5. Использовать многовариативность форм, методов, средств.


3


Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;

  • Повышение педагогической культуры родителей;

  • Пропаганда ЗОЖ;

  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

    1. Общие родительские собрания;

    2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

    3. Телефон доверия;

    4. Проведение совместных мероприятий: — спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; — вечеров развлечений; — дней именинника; — витаминных и чайных столов;

    5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;

    6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;

    7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.

  2. Рост уровня физического и психического здоровья.

  3. Повышение двигательной активности детей.

  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

  6. Общая подготовленность к обучению в школе.

  7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.


Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.


4

Примерные темы бесед и родительских собраний



Младшая группа


  1. «Индивидуальные особенности моего ребёнка».

  2. «Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое».

  3. «Ещё раз о витаминах и правильном питании».

  4. «Научите ребёнка радоваться».

  5. «Семья – надёжный щит психического здоровья детей».

  6. «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».





Средняя группа


  1. Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом.

  2. «Почему ругаются дети».

  3. «Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок.

  4. «Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка».

  5. «Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях».

  6. «Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».





Старшая группа


  1. День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад.

  2. «О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия».

  3. «Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка».

  4. «Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться.

  5. «Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».





Подготовительная группа



  1. «Критерии готовности ребёнка к школе».

  2. «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье».

  3. «Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?».

  4. «Я боюсь». О детских страхах.

  5. «Причины плохого аппетита».




Свежие документы:  Конспект литературно-музыкальной композиции "В те дни мы в войну не играли - мы просто дышали войной"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: