Концепция эколого-краеведческого образования МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»



Министерство образования и науки Республики Бурятия

МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»

МОУ «селенгинская средняя общеобразовательная школа»















концепция

эколого-краеведческого образования

моу «селенгинская средняя общеобразовательная школа»















Шадрина Юлия Васильевна

учитель биологии

высшая квалификационная категория

Введение

В наше время масштабы человеческой деятельности планетарны, но, тем не менее, они требуют учета всех региональных условий и их изменений, так как локальные изменения могут иметь глобальные последствия. Неверная оценка местных условий хозяйствования приводит не только к потере природных потенциалов региона, но и к деградации культурного и экономического потенциала.

В связи с этим в науке возрастает интерес к проблеме регионализма в разных областях: географии, экономики, экологии, социологии.

Перед обществом стоит задача регионализации проблем преодоления экологической и природно-ресурсной напряженности. Для решения этой задачи предусматривается принятие комплекса мер в разных областях социальной деятельности. В образовательной области, в частности, это — разработка содержания и методов реализации регионального компонента школьного экологического образования.

Как известно, содержание и процесс школьного образования включает два компонента — федеральный, создающий единое образовательное пространство, и национально-региональный, обеспечивающий индивидуальный характер развития школы. В настоящее время, в связи с планетарными масштабами человеческой деятельности, более чем когда это ни было, становится очевидной необходимость и целесообразность интеграции данных компонентов. В школьной дидактике формируется теория, определяющая взаимозависимость федерального и регионального компонентов образования в едином образовательном процессе.

В образовательной области “экология” федеральный и региональный компоненты совместно способствуют достижению единой цели — становлению экологической культуры школьников. При этом федеральный компонент в первую очередь содействует становлению глобального мышления и ориентирован в большей мере на интеллект учащихся.

Региональный компонент строится на местном специфическом материале и способствует достижению цели преимущественно путем практической экологической деятельности школьников. Экологизация сознания школьников происходит не только в результате овладения знаниями, но и — в большей мере — в практически-ориентированной деятельности по изучению реальной экологической ситуации и при посильном участии в ее улучшении. Теоретическая экологическая подготовка учащихся, получаемая при изучении общей экологии, пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблем экологического образования. Недостаточность роли регионального компонента в эколого-краеведческом образовании снижает ценность экологических знаний: “Преподавание экологии по федеральным программам оказывается неизбежно оторванным от реальной экологической ситуации той местности, в которой живут и учатся, а в будущем будут работать школьники. В результате овладение научными знаниями и практическими умениями не учитывает естественной связи учебного содержания с экологической реальностью, не позволяет воспринимать экологические проблемы региона своего проживания как личностно значимые”.

Мы считаем, что присутствие регионального компонента наряду с федеральным в содержании школьного экологического образования позволит повысить эффективность экологического образования, и будет в полной мере способствовать формированию адекватного насущным проблемам времени экологического мировоззрения и становлению экологической культуры школьников.

Под региональным компонентом в первую очередь понимается эколого-краеведческая работа.

В условиях современного экологического кризиса задачей экологического образования является доведение до сознания учеников необходимости спасения окружающей человека природы: загрязнение бассейна реки Селенга, а как следствие и уникального памятника мирового наследия – озеро Байкал, воздуха, свалки мусора на улицах, сокращение биологического разнообразия. Отсюда следует наиболее краткий путь для достижения задач эколого-краеведческого образованиявключение в его содержание местного и регионального компонентов. Значит, повышению эффективности экологического образования может способствовать усиление роли и значимости эколого-краеведческой работы.

Формирование экологических убеждений — вторая задача эколого-краеведческого образования. Доказано, что наличие у личности высокого уровня экологических знаний не ведет автоматически к выработке экологических убеждений. Формирование экологических убеждений школьников может быть осуществлено только в процессе их собственной деятельности по спасению гибнущих объектов природы, то есть организованной на местном и региональном материале. Экологическая деятельность способствует формированию экологических убеждений, перерастающих в экологическое мировоззрение.

В ходе анкетирования выявлено, что у школьников существует потребность в изучении именно региональных проблем экологии, так как они понимают, что состояние окружающей их среды непосредственно влияет на жизнь и здоровье людей. Основное назначение школьного экологического краеведения заключается в обогащении учащихся опытом творческого экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой.

Задачами экологического краеведения являются: знакомство учащихся с фактическим состоянием экосистем своей местности, с экологическими проблемами края и возможными путями их решения, воспитание бережного и ответственного отношения к природе края.

Отдельной, особо важной задачей является создание у школьников устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение среды обитания.

Наша местность – села Шалутского поселения — подвержены сильному антропогенному воздействию, так как расположены в пределах федеральной трассы Москва-Владивосток и железной дороги. Ухудшение экологической обстановки связано с наличием в пределах сел бесконтрольных свалок мусора, особенно в близлежащих лесах, а также интенсивным развитием эрозионных процессов, загрязнением природной среды производственными (котельная и очистные сооружения села Солонцы) и бытовыми отходами.

Общие принципы и методология концепции эколого-краеведческого образования

Концепция эколого-краеведческого образования основывается на общих принципах свободного развития личности в демократическом государстве, признающим приоритет гуманистических ценностей, единство с мировым сообществом, ответственность перед гражданами и всем человечеством за сохранение природных богатств, устойчивости биосферы и здоровья людей.

Эколого-краеведческое образование и воспитание предназначено развить и закрепить стереотипы поведения людей, направленные на: экономию природных ресурсов и сохранение культурного и природного разнообразия мира, республики Бурятия, Тарбагатайского района, села Солонцы; предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды; формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществлении природоохранных мероприятий, привлечение школьников к практической экологической деятельности и др.

В результате возникновения подобной концепции экология в наши дни стала необходимой дисциплиной как для специалистов в области наук о Земле, так и для простых жителей. Человеку приходится заботиться о других живых организмах, населяющих его среду обитания. Забота о состоянии окружающей среды стала вместе с тем насущной проблемой нашего общества, потому что в нездоровой среде человечество просто не сможет выжить. Именно поэтому возникла необходимость обучения основам краеведения и экологии с раннего детства.

В системе эколого-краеведческого образования и воспитания ведущее место принадлежит общеобразовательной школе. Именно в школе впервые формируется осознание человеком своего места в природе, понимания своей роли по отношению к ней.
Достижение цели и выполнение задач, стоящих перед эколого-краеведческим образованием, базируются на ряде принципов, которые отражают специфику данной проблемы. К таким принципам относятся: принцип научности, гуманизации, заинтересованности, комплексности и взаимосвязи, преемственности, непрерывности, интеграции, доступности, наглядности и региональной направленности, полноты информации.

Принцип научности предполагает использование в эколого-краеведческом образовании реально существующих и научно-доказанных экологических явлений, ситуаций и процессов, касающихся живой и неживой природы, их взаимосвязей, воздействия человека на природу и природы на человека, экологических прогнозов.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Ссылки в Электронных таблицах" 8 класс

Принцип гуманизации предполагает развитие у учащихся нравственно-этических норм поведения через воспитание таких гуманных черт личности, как доброта, сочувствие, мудрость, справедливость, отзывчивость, сострадание, гражданская ответственность, совестливость, честность и др.

Принцип заинтересованности учащихся в эколого-краеведческом образовании предполагает разработку содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, способных возбудить в ребенке любознательность, чувство сопричастности к изучению исторических особенностей родного края, делу охраны природы и улучшению экологической обстановки своей малой родины, личный и коллективный интерес к эколого-краеведческим проблемам своей местности, создать групповую сплоченность и одухотворенность общим эмоциональным настроем и общими практическими делами при выполнение конкретных природоохранных мероприятий и составлении банка данных по краеведческому и экологическому состоянию территории проживания.

Принцип комплексности и взаимосвязи предполагает использование всего взаимосвязанного арсенала знаний экологии и краеведения, позволяющих полностью раскрыть внутренние и внешние связи живой и неживой природы, включая жизнь и деятельность человека. Методологической основой данного принципа является внедрение в экологическое образование системного подхода к изучению экологических явлений, ситуаций и процессов. Принцип взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем. Экологическое краеведение признается в качестве основы, обеспечивающей понимание учащимися современных экологических проблем и сознательное усвоение абстрагированных экологических понятий.

Принцип непрерывности вытекает из необходимости развития у учащихся экологической культуры, что требует достаточно длительного времени и комплексного использования разнообразных педагогических приемов воздействия в зависимости от психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Этот принцип предполагает охват всех уровней формального и неформального образования личности, начиная с дошкольного возраста и на протяжении школьной жизни. Позволяет максимально использовать каждый возрастной период всестороннего экологического развития личности.

Принцип направленности обучения обращен на развитие целостно-мотивированной сферы личности, гармонизацию с окружающей средой. Включает в себя требование формирования разносторонней экологической культуры. Реализация этого принципа предполагает последовательное воздействие на личность учащегося с целью развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных аспектов поведения в окружающей среде на всем протяжении школьного обучения.

Принцип преемственности исходит из необходимости постепенного наращивания эколого-краеведческих знаний учащимися от младших классов к старшим, когда происходит постепенный переход от преимущественно эмоционального восприятия (в младших классах) к преимущественно интеллектуальному восприятию (в средних и старших классах) с элементами готовности к самостоятельной оценке экологических и краеведческих ситуаций и самостоятельному принятию решений.

Принцип интеграции вытекает из необходимости преподавания части знаний эколого-краеведческого характера в смежных дисциплинах: знаний естественной направленности в биологии, химии, географии, физике и др., знаний гуманитарной направленности в литературе и истории, краеведении. Эта часть естественнонаучных знаний касается конкретных биологических, химических, географических процессов, которые всегда рассматривались в данных учебных курсах, но в последних не всегда раскрывалось их эколого-краеведческое значение, т.е. влияние на природу своей местности и человека. Часть гуманитарных знаний касается как взаимоотношений в системе человек-человек, так и в системе человек-природа. В литературе большее внимание, чем в настоящее время, должно уделяться нравственной и природоведческой литературе, в истории — положительным примерам благородства и героизма людей и народов, а также причинам расцвета и гибели цивилизаций. Принцип интеграции способствуем внедрению в теорию и практику принципа непрерывности эколого-краеведческого образования.

Принцип доступности предполагает использование экологической и краеведческой информации, доступной для понимания обучаемой возрастной группы учащихся. Это относится как к научному уровню преподаваемых экологических и краеведческих знаний, так и к учебным пособиям, учебникам и экспонатам, которые используются при обучении.

Принцип наглядности предполагает использование в эколого-краеведческом образовании большого количества наглядных учебных пособий и экспонатов, натурных наблюдений, диафильмов, мультфильмов, научно-документальных фильмов и видеофильмов, экологических приборов.

Принцип региональности исходит из целесообразности построения экологического и краеведческого образования на примере места проживания учащихся. Это с наибольшей степенью воздействует на эмоциональное восприятие материала и в значительной мере способствует развитию у учащихся внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды. Эмоциональное возбуждение, возникающее от обсуждения в классе местных острых экологических проблем, будет переноситься учащимися в семью, что безотчетно для взрослых будет способствовать их экологическому образованию и распространению воспринятого ими экологического мировоззрения в другие социальные группы и структуры, с которыми они контактируют или в которых они живут и трудятся.

Принцип полноты информации предполагает использование различных источников информации (литература, официальные документы, учебные материалы, периодическая печать, результаты лабораторных исследований, непосредственные наблюдения в природе, натурные эксперименты и др.).

Без комплексного безусловного выполнения всех вышеназванных принципов невозможно достижение главной цели эколого-краеведческого образования: формирования экологической и краеведческой культуры, мировоззрения и сознании у школьников. Без соблюдения данных принципов эколого-краеведческое образование развивает лишь интеллект и не обеспечивает самого важного в воспитании — воспитание в человеке нравственно-этических начал. А без этого интеллект есть вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека и человека от природы.

Необходимость введения эколого-краеведческого образования

Дошкольный и школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания экологической культуры, становления обуславливающих ее экологического мировоззрения, сознания и нравственно-этических норм поведения, а также для сохранения историко-культурного и природного наследия своего народа.

В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии, эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. В этом возрасте он остро чувствует чужую боль, воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию справедливым делам и поступкам.

Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. В более зрелом возрасте у человека, не воспринявшего в детстве экологическую и внутреннюю культуру, рациональное начало преобладает над эмоциональным. Такой человек лишается внутренней духовности. Его поступки идут во вред как ему самому, так и его ближним и природе. Начинает оправдываться древний философский вопрос: «Люди гордятся рассудком, но почему этот рассудок не препятствует их неоправданным действиям?».

С учетом особенности восприятия человека, необходима четырехуровневая система образования: дошкольная группа, младшие, средние и старшие классы.

Необходимость подобной многоступенчатости образования обусловлена тем, что в младшем возрасте легче усваиваются нравственно-этические нормы поведения, в средних — система научных знаний, а в старших — нормативно-правовые документы, научные обобщения и закономерности развития экологических и краеведческих процессов и систем.

Для осуществления непрерывности эколого-краеведческого образования необходима «экологизация» смежных естественных и гуманитарных школьных наук, а так же введение национально-регионального компонента. Координация учебных программ по учебным предметам позволит обеспечить непрерывность эколого-краеведческого образования, а также избежать дублирования учебного материала.

Свежие документы:  Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре в лицейском физико-математическом классе, 7 класс

Цели и задачи концепции эколого-краеведческого образования

Главной целью концепции эколого-краеведческого образования школьников является формирование у учащегося экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, которая включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах человек-природа и человек-человек, через воспитание познавательного интереса к изучению своего родного края, используя его историко-культурное и природное наследие.

Для достижения данной главной цели эколого-краеведческого образования необходимо решение следующей взаимосвязанной совокупности задач:

  • формирование и совершенствование экологического и краеведческого образования;

  • изучение накопленных человечеством экологических и исторических знаний;

  • изучение экологических явлений, процессов, взаимосвязей и путей решения назревших экологических проблем;

  • развитие экологической культуры мышления и поведения;

  • изменение потребительского отношения к природе;

  • воспитание чувства ответственности за окружающую среду;

  • улучшение психологического климата в семье, коллективе, школе;

  • развитие чувства любви к природе и уважения к ближнему;

  • изучение морального и экологического кодексов поведения;

  • воспитание творческого отношения к труду;

  • изучение местных экологических условий и ситуаций;

  • проведение практических природоохранных мероприятий и экологического мониторинга;

  • непрерывность процессов экологического и краеведческого воспитания и образования на протяжении всего периода обучения с учетом эмоционально-интеллектуальных особенностей учащихся разных возрастных групп.

Решение этих задач возможно лишь на базе нравственно-духовного воспитания учащихся. В противном случае накопленная система экологических знаний превратится в совокупность справочных и научных данных, не применяемых на практике в жизни. Подтверждением этому является сегодняшнее состояние дел в экологии, когда руководители производств и администрация прекрасно знают об экологическом воздействии работающих или планируемых к постройке предприятий, но мало обращают внимания на экологические последствия, на разработку и внедрение природоохранных мероприятий.

Содержание эколого-краеведческого образования

Исходя из особенностей эмоционально-интеллектуального восприятия школьников разных возрастных групп, содержание эколого-краеведческого образования разделено на четыре основных блока, первый из которых изучается в детском саду, второй — в младших классах, третий — в средних, четвертый — в старших.

Первый блок прививает начальные навыки экологической культуры детей, элементарные навыки взаимодействия с природными объектами, любовь к родителям, животным, растениям и т.д., у воспитанников детского сада.

Второй блок нацелен на воспитание основ экологической культуры и нравственно-этического познания и норм поведения на примере отдельных экологических явлений, процессов и ситуаций, доступных для понимания младших школьников. Подобными экологическими объектами являются: домашние растения и животные, лес, дары леса, водоем, почва, жизнь диких животных, Красная книга, школьный двор, приусадебный участок, свалка мусора, личная гигиена, культура питания, вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), оказание первой медицинской помощи, поведение дома, в школе и на природе, поселке.

Логически связанная серия учебных теоретических занятий, опытов, экскурсий и демонстраций экологических, краеведческих научно-документальных и игровых видеофильмов и кинофильмов поможет осознать младшему школьнику свою неотрывность от природы, от истории своего края, их сложную внутреннюю и внешнюю жизнь и организацию. Это в корне изменит его отношение ко всему живому, и во многом будет способствовать воспитанию доброго, терпимого, очень осторожного и разумного отношения к природе.

Третий блок (среднее звено) нацелен на передачу детям среднего возраста базовых эколого-краеведческих знаний. Он охватывает проблемы, связанные с учениями об экосистемах, взаимосвязях в природе, нормах и реалиях техногенного воздействия на окружающую среду своей местности. Природных экологических индикаторах изменения среды, прямых и обратных связях в системе человек-природа, опасных природных и экологических ситуациях.

Теоретические занятия должны сопровождаться серией практических работ и полевых исследований по выявлению источников и очагов загрязнений, по изучению состояния почвенных покровов, естественной лесной и луговой растительности, защищенности поверхностных и подземных вод, обустройства колодцев, заиления и осушения проток реки Селенга.

Подобный комплексный теоретический и эмпирический подход к проблемам экологии своей местности нацелен на формирование у учащегося широкого экологического кругозора, способности оценки реально существующих экологических ситуаций и выработку научно обоснованных решений по улучшению экологической обстановки и разработке природоохранных мероприятий.

Четвертый блок (старшие классы) включает в себя историю представлений о взаимоотношениях природы и человека, учение о ноосфере, нормативно-правовые государственные, административные и ведомственные документы и законодательные акты, вопросы управления, оптимизации и планирования экологически оправданной хозяйственной деятельности человека и рационального природопользования.

Практические занятия (классные и полевые) нацелены на закрепление теоретических вопросов на примере разработок региональных проектов рационального природопользования и природоохранных мероприятий, решения природоохранных задач и задач по оценке экологических ситуаций, экологического моделирования и прогноза, конкретного участия в экологическом мониторинге и природоохранной деятельности.

Изучение экологических знаний нацелено на выработку у учащегося широкого экологического мировоззрения и сознательного отношения к окружающей среде на всех уровнях ее организации (локальном, региональном и глобальном), на знание прав и обязанностей человека и общества в деле охраны окружающей среды и умение применять эти знания в конкретных экологических ситуациях и конкретных практических делах.

Дошкольное воспитание и образование

Цель:

  • воспитание начальных навыков экологической культуры детей, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами, первоначальных практических навыков созидательного отношения к ближайшему окружению.

Задачи:

  • осознание природных объектов, их взаимоотношений между собой и человеком;

  • развитие экологической культуры ребенка;

  • обеспечение направленности развития экологического сознания и культуры детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования и создание необходимых условий для реализации этой преемственности.

Пути реализации задач:

  • знакомство детей с флорой и фауной планеты, родного края, ближайшего окружения детского сада;

  • воспитание любви к природе, формирование умения познавать новое, сравнивать, анализировать природные явления;

  • усвоение системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, осознание влияния деятельности человека на природу;

  • расширение знаний детей по экологии через гармоничное слияние с различными видами познавательной деятельности.

Формы реализации задач:

  • занятия в форме путешествий, игр, экскурсий, опытнической работы;

  • кружковая работа по интересам с привлечением родителей, школьников, специалистов;

  • -дидактические игры (занятия, прогулки, свободная деятельность детей);

  • сюжетные игры;

  • работа в уголках природы, на участках;

  • чтение художественной литературы, составление детьми экологических сказок (на занятиях, в свободное время);

  • развлечения, праздники (посвященные временам года, природе родного края).

Эколого-краеведческое образование в общеобразовательной школе (начальное общее, основное общее, среднее полное образование)

Цель:

  • формирование ответственного отношения учащейся молодежи к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе и окружающей действительности.

Задачи:

  • формирование знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, взаимодействия природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения на местном и региональном уровнях;

  • развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды:

  • воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды своей местности;

  • развитие способностей к причинному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению и выбору способов решения экологических проблем, нравственно-эстетического восприятия внешней среды, духовных и психологических качеств личности, способной поступать по совести в общении с природой и людьми.

Эти задачи реализуются:

  • в процессе изучения специальных (отдельных) предметов;

  • через междисциплинарные связи и интеграцию школьных предметов;

  • в процессе дифференцированного и углубленного обучения;

  • в рамках внеклассной работы, в различных формах дополнительного образования;

  • в процессе практической природоохранной деятельности;

  • через экологическое просвещение.

Сфера дополнительного эколого-краеведческого образования

При решении проблем дальнейшего обновления содержания экологического образования в рамках внеклассной и внешкольной работы ключевыми являются следующие факторы:

  • экологическое образование должно быть тесно связано с изучением доступных учащимся объектов окружающей природы;

  • практическая деятельность учащихся должна быть направлена на развитие навыков экологических исследований и общения с природой;

  • результатом практической деятельности учащихся должны стать прогнозирование, разработка и защита научно-образовательных экологизированных проектов, учитывающих специфику местных условий, активная позиция школьников по охране и восстановлению природы, переходящая в устойчивую привычку экологически компетентного поведения.

Такой подход определяет следующие главные направления работы с детьми:

    1. Изучение и оценка состояния природы родного края и особо охраняемых территорий, оценка и описание состояния экосистем, почвы, воздушной и водной среды, геологических образований, антропогенных изменений под воздействием хозяйственной деятельности, прогнозирование последствий вмешательства человека в природу, организация природоведческих кружков, клубов, экскурсий, походов и экспедиций познавательного практического назначения.

    2. Участие в созидательном труде в природе, создание учебных экологических троп и микрозаказников, выявлении и изучении достопримечательных объектов, защите природы от разрушений (лесовосстановление, озеленение, борьба с эрозией), охране полезных насекомых, птиц, зверей, организации постоянной природоохранной деятельности путем использования опробированных и новых форм и методов работы (школьные лесничества, отряды по благоустройству и озеленению, зеленые и голубые патрули, походы, экологические субботники, десанты, экологические разведки и др.).

    3. Изучение в органах и организациях государственного управления и охраны окружающей природной среды документов информационного и правового характера, способов и приемов контроля за состоянием водных объектов, воздушного бассейна, почв и т.д. Знакомство с предприятиями ЖКХ в качестве потребителей природных ресурсов и загрязнителей окружающей среды, их природоохранными службами. Практическое участие в отборе проб и их лабораторном анализе с использованием приборной базы как предприятий, так и учебных заведений; выполнение заданий государственных служб охраны природы различного ранга.

    4. Вовлечение учащихся в проведение общественного экологического контроля, в формирование общественного мнения в защиту природы и человека, разработку и защиту природоохранных проектов, выпуск плакатов, газет, листовок, проведение лекций, бесед, экскурсий экологического содержания для родителей и населения, оформление и расстановку природоохранных знаков, оформление выставок, составление летописи родного края, изучение культуры и национальных традиций, народных обычаев и фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств, пропаганда и формирование здорового образа жизни.

    5. Организация и проведение массовых региональных мероприятий, участие во всероссийских и международных акциях «День Земли», «Птицы Бурятии», «Юннат», «Всемирный день здоровья», конкурсов, олимпиад, смотров, слетов, конференций, семинаров.

    6. Создание регионального банка экологических идей и предложений, разработанных школьниками, слайдов, кино- и видеофильмов, творческих работ, посвященных природе.

    7. Совместная работа с различными общественными, государственными и негосударственными организациями, научными и экологическими центрами, установление контактов с зарубежными сверстниками, обмен экологической информацией и опытом решения экологических проблем, участие в лагерях, сборах, слетах.

Экологическое просвещение родителей и населения

Признавая актуальность работы по эколого-краеведческому образованию и просвещению родителей и населения, мы определили следующие основные направления работы:

  • обеспечение родителей полной и достоверной экологической информацией, содействие в ее публикации и распространении;

  • доведение до общественности актуальных проблем экологической ситуации в селе, районе, республике, разъяснение причин, вызывающих негативные явления, и мер, принимаемых по их устранению;

  • проведение для родителей на базе школы выставок, экологических ярмарок, лотерей;

  • проведение «круглых столов», конференций, собраний, встреч, диспутов со специалистами и учеными-экологами, «дней экологии» и пр.;

  • обобщение и распространение современного опыта массового экологического движения.

Заключение

Эколого-краеведческое образование остается притягательным как для детей самого разного возраста — от дошкольников до выпускников общеобразовательных школ, так и для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.

В перспективе востребованность образования данной направленности возрастет еще в большей степени в связи с введением профильного обучения в старшей школе, необходимостью совершенствования профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.

Анализ состояния эколого-краеведческого образования в школе позволяет сделать вывод о следующих положительных тенденциях в развитии:

  • преемственность основного и дополнительного образования с целью реализации индивидуальных потребностей личности ребенка, его творческого развития;

  • активное развитие эколого-краеведческого образования на базе школы;

  • включение в систему непрерывного эколого-краеведческого образования дошкольной группы.

  • эколого-краеведческое образование включено в воспитательную систему школы через различные направления программы детского объединения «Сияние».

В то же время настоящая Концепция призвана дать ориентацию на решение текущих и перспективных проблем и задач:

  • внедрение новых технологий обучения и воспитания, в том числе на основе компьютеризации;

  • разработка и внедрение мониторинга состояния и развития эколого-краеведческого образования;

  • внедрение мероприятий по социально-психологическому сопровождению развития детей;

  • использование сети Интернет для расширения возможностей информационно-методического и информационно-технического обеспечения образовательного процесса;

  • разработка и реализация мер для финансового и ресурсного обеспечения эколого-краеведческого образования;

j0196364j0196364



Литература



  1. Евдокимов А.Ю. Концепция экологического и духовно-нравственного образования // Образование в современной школе. 2000.  № 3.


  1. Педагогические основы школьного экологического краеведения: Учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2001.


  1. Симонова Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков // Дополнительное образование. 2001. № 9.


  1. Теория и практика экологического краеведения в школе // Экологическое образование в России: Теоретические аспекты. М., 1997. С. 82-92. Экологическое краеведение: вопросы истории и теории // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2004. №4.


  1. Эргешов А.А., Абдиев А.А., и др. Концепция непрерывного экологического образования. — Кыргызстан, 2000.


  1. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. — Улан — Удэ, 1990.




17


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: