Лекция для родителей на тему «Поощрения и наказания детей в семье»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г. Белорецк Республики Башкортостан










Лекция для родителей

«Поощрения и наказания

детей в семье»







Подготовила:

Демихова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов










г. Белорецк

2011


Лекция для родителей

Поощрения и наказания детей в семье

Подготовка к собранию.

Анкетирование учащихся и родителей

1. Вопросы для родителей:

1. Наказываете ли вы своих детей? Как? За что?

2. Ваше отношение к физическим наказаниям.

3. Надо ли извиняться перед ребенком, если выяснилось, что наказали несправедливо?

4.Надо ли наказывать за плохую оценку?

5. Надо ли наказывать трудом?

6. Надо ли наказывать лишая прогулки?

7. За что поощряете своего ребенка?

2.Вопросы для учащихся:

Фамилия_______________________________________


Высказывания

Окончание высказывания

1

Мама со мной ласкова…

часто, иногда, редко, никогда

2

Папа со мной ласков…

часто, иногда, редко, никогда

3

Мама на меня кричит…

часто, иногда, редко, никогда

4

Папа на меня кричит…

часто, иногда, редко, никогда

5

Мама может меня шлепнуть, ударить…

часто, иногда, редко, никогда

6

Папа может меня шлепнуть, ударить…

часто, иногда, редко, никогда


Лекция

Результаты анкетирования учащихся по теме собрания.(в цифрах, без фамилий)

Хвалить или ругать? Не реагировать? Поощрять или наказывать? Эти вечные проблемы всегда будут остро стоять в школе и семье. Об этом мы сегодня поговорим.

Ребенок- Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Ребенок еще не умеет и не может защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: кричат, если мы кричим, грубят, если мы грубим, бывают жестоки, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей воспитывается только добром. Ненасилие гораздо более способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубее и жестокое обращение с ребенком. Неопытность и беспомощность являются составляющей сущности ребенка. Особенно это касается жестоких наказаний, об ущербности которых родители даже не задумываются и от которых ребенок страдает особенно сильно.

Ребенку надо помочь немного раньше, т.е. до наказания, чтобы он мог избежать его. Почему же родители этим пренебрегают? Родители не всегда с пониманием относятся к душевным переживаниям ребенка, многое упускают. Наказание является как бы сигналом тревоги для родителей о том, что есть такие промахи и ошибки, которые не должны иметь места. Воспитание наказанием — это несчастное воспитание, это постоянная борьба в семье. Наказание свидетельствует о беспомощности родителей. Там, где в семье любовь и взаимопонимание, до наказаний дело доходит крайне редко или вообще никогда. Отец или мать прислушиваются к жизни ребенка, вчувствуются в его внутренние побуждения, пытаются увидеть трудности его развития- инстинкты, желания, ревность и капризность. Родители, понимая свою беспомощность, начинают наказывать своего ребенка.

Свежие документы:  Родительское собрание «Учебные нагрузки в старших классах»

Существуют два различных способа воспитания: союз с добрыми задатками ребенка и война с дурными наклонностями.

Если родители настроены на союз, он как бы говорит ребенку: «Ты хороший, я люблю тебя, хотя твои поступки некрасивы. Я верю в твою доброту. Я буду помогать и защищать тебя». Таким образом родители не стараются задеть в ребенке честь и достоинство. Если же родители замышляют войну, они так подходят к ребенку: «Ты дрянной мальчонка, я не верю в тебя, и от меня пощады не жди». Тут родители уязвляют его достоинство, задевают его честь, подрывают веру в собственную правоту. Если кто вознамерился воспитывать дитя методом насилия и запугивания, тот рискует потерять его любовь и духовно искалечить его. Это лавина ненависти, жестокости и презрения вызывает в ребенке ответную реакцию такого рода, а наказание может в результате развязать в нем самые дурные начала, дать волю самым дурным аффектам.

Наказанный ребенок- ребенок несчастный. Он находится в мучительном конфликте с внешним миром и чувствует себя чаще всего непонятым и невиноватым, потому что взрослые воспринимают и описывают его поступки, хотя сам он эти поступки не замышлял и не желал. Родители должны научить ребенка самостоятельно оценивать результаты своего проступка, видеть причинную взаимосвязь между ним и его последствиями. Так поступает истинный воспитатель.

Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Вот некоторые опасности, которые всегда таятся, когда применяются наказания:

1. Очень часто наказания не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным.

2.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и начинает ревновать к брату или сестре.

3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. В нем объединяются чувства любви и ненависти и сразу же возникнет конфликт.

4. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие — либо глупости, чем оставаясь все время добрым и послушным.

Анжела просит маму поиграть с ней. Мама раздражается: «Мне сейчас некогда». Тут, Анжела быстро соображает, что если утащить из кухни сковородку, мама сразу же бросит свои дела и найдет время поговорить с ней. Речь может идти не только о добром внимании со стороны родителей — неважно: все равно, было бы внимание.

Свежие документы:  Родительское собрание старшей группы «Особенности современных детей»

Теперь что касается физических наказаний. Никогда физическое наказание не оказывается хорошей дисциплинарной мерой. «Я отшлепал его, как следует, и он перестал это делать». Вполне возможно, что ребенок больше никогда не повторит проступок, за который ему влетело. Но знают ли родители, что произошло в мыслях и чувствах ребенка. Малыш стал бояться вас. Как бы мы ни научились владеть своим страхом, никто не в силах помочь нам освободиться от него полностью. Страх делает людей робкими, нерешительными, теряющимися в себе и почти начисто лишает жизненного оптимизма. Научившись бояться, дети начинают испытывать сначала неприязнь, а затем ненависть.

Итак, помните, что:

1. Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4.Телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

5.Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Чем же можно заменить наказание?

1. Терпением.

2. Объяснением. Объясните, почему поведение ребенка неправильное.

3. Отвлечение. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

4. Неторопливостью. Не спешите наказывать — подождите, пока проступок повторится.

5. Наградами.

Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, то одно это пробудит в нем желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Когда вы наказываете ребенка, лишая его какой-либо привилегии, которая у него была, то непременно добьется хороших результатов.

Ребенок должен видеть наказание, как результат каких либо неверных поступков, а не как проявление вашей злой воли.

Я прошу вас мамы, а в особенности папы,

Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас учителей, ждут таких же вот вещей.

Нерешенная проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

Как же нужно поощрять детей.

Всем нам приходилось иной раз делать детям подарки ради того, чтобы получить взамен послушание. Ребенок не учится контролировать свои чувства, он понимает, что стоит покапризничать, и он добьется, чего хочет. К тем или иным поступкам побуждают его не представления о добре и зле, а дорогие вещи, обещанные ему. Поэтому никогда не делайте подарки детям ради того, чтобы добиться от них послушания.

Свежие документы:  Проект."Последний звонок" 9 класс

Слова и фразы являются сильными средствами поощрения.

Девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: «Видишь пятерка!» Папина реакция может быть различной. В чем смысл каждого варианта ответа.

  • Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помогал? (я знаю, что у тебя мало способностей. Удача случайна.)

  • Я же говорил- можешь, когда захочешь. Только вот редко хочешь.( Ты лентяйка, и не верю , что ты способна к постоянной добросовестной работе.)

  • Держу пари ты гордишься собой.( Ты хвастунишка. Победа твоя не так велика).

  • Теперь я тобой доволен.(Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя).

  • Молодец! Я рад за тебя. (Я считаю, что тебе есть чем гордиться и чему радоваться и разделяю эту радость вместе с тобой).

Как часто мы отговариваясь привычными репликами, не даем себе труда вдуматься в их нравственный смысл. А между тем смысл этот очень тонко и точно улавливает ребенок.

Слова, которые нужно говорить ребенку как можно чаще.

Чтобы одобрить его поступки:

«Хорошо. Отлично. Мне нравиться.»

Чтобы поддержать его начинания:

«Как у тебя хорошо получается! Замечательно, как ты здорово придумал! »

Чтобы почувствовал поддержку:

«Ты очень хорошо себя вел. Я тобой горжусь!»

Чтобы поблагодарить:

«Спасибо за помощь! Чтобы я без тебя делала!»

4. Тест «Стиль родительского воспитания»

Подводя итог нашей беседы, хочется сказать следующее. Родительский труд- это очень тяжелый труд, это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Она требует постоянного самосовершенствования. Подходите к наказаниям и поощрениям разумно. Помните, жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.

Средневековый поэт Себастьян Брандт написал такое стихотворение, которое актуально и сегодня.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.





Список литературы

1.Алоева М.А. Родительские собрания в 1-2 классах.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004 г.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классов.- М.: ВАКО, 2003.




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: