Материалы по предупреждению неуспеваемости

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ


Признаки отставания начало неуспеваемости учащихся


1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план се решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате се решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяс­нения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источни­ков. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет по­иск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объ­яснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для само­стоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контро­лирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропус­кает действии, путает их порядок, не может проверить полученный ре­зультат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе поня­тий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответст­вующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учебнике, а те, которые сигнализируют о том. на какого уче­ника и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.



Основные способы обнаружения отставаний учащихся


  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на ус­пехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении са­мостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблю­дает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.


Основные признаки неуспеваемости учащихся


1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведен­ное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных ка­честв, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.


Причины неуспеваемости


Внутренние по отношению

к школьнику

Внешние по отношению

к школьнику

Недостатки биологического

развития:

а) дефекты

органов

чувств;

6) соматическая ослабленность;

а) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно

влияющие на

учение;

г) психопатологиче-

ские отклонения

Недостатки психического развития личности:

а) слабое

развитие

эмоциональной

сферы

личности

б)слабое

развитие

ВОЛИ.

в) отсутствие

положи-

тельных

познавательных

интересов. мотивов, потребностей

Недостатки воспитанности

личности:

а) недостатки в развитии

моральных качеств

личности;

6) недостатки в отношениях

личности к

учителям.

коллективу, семье

и пр

е) недостатки в трудовой

воспитанности

Недостатки образования личности:

а) пробелы в

знаниях и

специальных

умениях,

б) пробелы в

навыках

учебного

труда

Недостатки опыта

влияний

школы:

а) недостатки процесса

обучения,

учебных

пособий и

пр ,

6) недостатки воспитательных влияний школы (учителей,

коллектива учащихся и

ДР )

Недостатки влияний

внешкольной среды.

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников

в) недостатки влияний культурно-производствен-

ного окружения


















Система работы по Формированию положительного отношения

к учению у неуспевающих школьников


Этапы

работы


Формируемые отношения

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к содержанию учебного

материала

Наиболее легкий занимательный материал

независимо от

его важности,

значимости

Занимательный материал

касающийся

сущности изучаемого

Существенный, важный,

но непривлекательный

материал



Отношение к процессу учения (усвоение знаний)

Действует учитель — ученик

только воспринимает

Ведущим остается учитель.

ученик участвует в отдельных звеньях

процесса

Ведущим становится ученик,

учитель участвует в отдельных звеньях

процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе,

своим силам

Поощрение

успехов в учебе, работе, не

требующей

усилий

Поощрение

успеха к работе, требующей

некоторых

усилий

Поощрение

успеха в работе, требующей значимых усилий


Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая

объективность,

нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное

расположение,

помощь, со-

чувствие

Использование суждения

наряду с доброжелатель-

ностью, помощью и др.


















Методы стимулирования учащихся

в целях предупреждения отставания и неуспеваемости



1-я группа

Посредством

содержания

(содержательные)


2-я группа

Посредством организа­ции деятельности (организационные)


3-я группа

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отно­шения, внимания (соци­ально-психологические)


1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, нагляд­но-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический. логический, про­блемный);

в) деловой;

г)необычный;

2. Использование, показ подчеркивание различных элементов. привлекательных сторон содержания:

э) важность отдельных

частей;

б) трудность, сложность

(простота, доступность);

з) новизна, познавательность материала,

г) историзм, современные

достижения науки;

д) интересные факты,

противоречия, парадоксы

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами

4. Показ значимости зна­ний, умений:

а) общественной;

б) личностной

5. Межпредметные связи



1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

2. Предъявление требова­ний к учащимся. По содер­жанию: к дисциплине, к работе; по форме: развер­нутые, алгоритмы, сверну­тые (указания, замечания, мимика); единые и индиви­дуально групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

4. Создание ситуаций раз­личного характера: интеллектуального (проблем­ная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры. соревнования), Эмоционального (успеха увлеченности темой)

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи

6. Контроль за деятельно­стью учащегося (тщательный. беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка

7. Четкое использование ТОО, наглядности, дидак­тических материалов, красочных пособий


1. Показ достижений и: недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся

2. Проявление личного отношения учителя к уче­нику, классу, высказыва­ние собственного мнения

3. Проявление учителем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям


4. Организация друже­ских взаимоотношений в коллективе (взаимопро­верка, обмен мнениями, взаимопомощь)


Профилактика неуспеваемости


Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся


Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие за­труднения

(Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обоб­щать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания


2. При изложении нового материала


Обязательно проверять в ходе урока степень по­нимания учащимися основных элементов излагае­мого материала

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к ус­воению знаний

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал



3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке


Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктиро­вать о порядке выполнения работы Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе

Умело оказывать помощь ученикам в работе, все­мерно развивать их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль


4. При организации самостоятельной рабо­ты вне класса


Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень пони­мания этих инструкций слабоуспевающими школьниками

согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников


Оптимальная система мер

по оказанию помощи неуспевающему школьнику


1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование по­вторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и др.).

2. Дополнительное инструктирование r ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних задании, активизация самоконтроля в учеб­ной деятельности и др.].

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.




Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке



Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготов­ленностью учащихся


Создание атмосферы особой доброжелательности при оп­росе

снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой


При изложе­нии нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником


В ходе са­мостоятель­ной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения зада­ний, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспе­вающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления


При органи­зации само­стоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выпол­нения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использова­ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий






Меры предупреждения неуспеваемости ученика


1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответст­венности ученика за учение.



Памятка для работающих с неуспевающими учениками


1. Фамилия, имя. отчество ученика.

2. Класс.

3. По каким предметам не успевает.

4. Поведение ученика.

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

8. Сколько времени уже длится эта работа.

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.











Свежие документы:  Конспект открытого урока бурятского языка Тема «Удэрэй журам» (Режим дня)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: