Методическая разработка «Модель группы круглосуточного пребывания детей»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Заозерье Угличского МР Ярославской области





Методическая разработка



Модель группы круглосуточного пребывания детей

(разновозрастная группа)





Возраст: воспитатель, преподаватель дополнительного образования





Яблокова Надежда Анатольевна

Воспитатель группы

круглосуточного пребывания детей

МОУ Заозерской сош





Село Заозерье

2012 год.



Содержание.

I. Введение.

II.Основная часть:

1.Концептуальное обеспечение деятельности группы круглосуточного пребывания.

1.1. Миссия и цели ГКП детей.

1.2. Главные принципы функционирования и развития ГКП детей.

1.3. Модель гкп.

2. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в группе круглосуточного пребывания.

3. Воспитательная работа в ГКП.

3.1. Организация воспитательной работы.

3.2. Организация самоподготовки.

4. Дополнительное образование в группе круглосуточного пребывания.

4.1. Специфика дополнительного образования.

4.2. Принципы дополнительного образования.

4.3. Методика определения интересов.

III. Приложение (№1 — №7).

IV. Литература.













Введение.

Одним из главных результатов социализации в педагогической науке считается социальный опыт ребёнка. Он представлен учёными как структурное явление. Его структура характеризуется совокупностью или единством определённого количества компонентов. Взгляды большинства ученых совпадают в том, что компонентами социального опыта являются знания, умения, навыки, ценностные ориентации, социальные установки, способы общения, деятельности, поведения (А.В.Мудрик, Н.Ф.Голованова, Е.П.Попова, Л.С.Савинова и др.).

Педагоги сельских школ, казалось бы, сориентированы именно на подобные результаты. Однако анализ педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что способы формирования знаний, умений и навыков, социальных установок, развитие ценностных ориентаций и других компонентов социального опыта, используемые учителями в сельской школе, в ряде случаев бедны, однообразны и часто применимы лишь в рамках традиционной системы обучения.

Одним из основных, на наш взгляд, педагогических условий, обеспечивающих формирование у ученика сельской школы социального опыта, является включение его в процесс социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие характеризуется двумя аспектами: возникая в деятельности, оно проявляется в диалоге между двумя или более людьми (Л.Н.Виноградова). Именно деятельностный и диалогический характер выделяет социальное взаимодействие из других социальных отношений. Социальное взаимодействие определяется как « процесс, когда люди ориентируют себя на других и действуют в ответ на поведение друг друга». Следовательно, создавая условия для парной, групповой или коллективной деятельности учащихся, для взаимодействия школьников с представителями разнообразных социальных групп, педагоги сельской школы смогут частично компенсировать ограниченность воспитательных условий, сложившихся в сельской среде.

К эффективным инструментам, позволяющим обеспечить школьнику возможность организовать свою деятельность, можно отнести группу круглосуточного пребывания (ГКП).

В настоящее время в образовании взят курс на развитие индивидуальных способностей личности в соответствии с её интересами и потребностями. Поэтому школа должна воспитывать и растить умного, предприимчивого человека, обладающего экономическими, эстетическими и другими знаниями и умениями, которые позволят ему сделать сознательный выбор по окончании общеобразовательной школы. Одним из возможных вариантов может стать группа круглосуточного пребывания детей. Тем более, что необходимость создания такой группы в МОУ Заозерской сош есть. Микрорайон МОУ Заозерской сош расположен в радиусе 30 км. В микрорайоне школы находятся три сельхозпредприятия, лесничество, библиотека, ФАП. Организован подвоз школьников автобусом(16 человек), а для 18 детей подвоз организовать не представляется возможным. В школе обучается 69 человек, из них 49 обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей. Есть семьи неблагополучные.

1. Концептуальное обеспечение деятельности группы круглосуточного пребывания (ГКП).

    1. Миссия и цели ГКП.

Группа круглосуточного пребывания (ГКП) призвана создавать условия для развития индивидуальных интересов и способностей воспитанников, готовить воспитанников к различным видам деятельности, расширять возможности для занятий спортом и художественным творчеством. Группа данного типа позволит оградить детей от правонарушений.

Миссия создания ГКП состоит и в предоставлении широкого спектра образовательных и воспитательных услуг, высоком качестве организации образовательной деятельности и эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Группа круглосуточного пребывания имеет существенные педагогические особенности:

  • Сосредоточение всех видов деятельности воспитанников, в том числе учебно-познавательной, в течение всего дня под руководством учителей и воспитателей;

  • Слияние учебно-воспитательного процесса и системы дополнительного образования;

  • Перенесение значительной части дидактических, воспитательных и хозяйственных функций семьи в школу (воспитанники получают полноценное 4-разовое питание, отдыхают и выполняют домашние задания в ГКП);

  • Организация работы с воспитанниками дифференцированна, в соответствии с интересами и склонностями детей.

Эти особенности создают ряд благоприятных возможностей. Выделим основные из них:

  • Удовлетворение потребностей детей в одновозрастном и межвозрастном общении;

  • Целостное осуществление целей воспитания детей в учебное и внеучебное время;

  • Формирование качеств личности воспитанника в процессе совместной деятельности;

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности;

  • Максимальное уплотнение и интенсификация всех видов деятельности воспитанников, особенно учебно-познавательной;

  • Построение здоровьесберегающиего режима дня воспитанников;

  • Введение специализации и кооперации педагогического труда;

  • Повышение руководящей роли воспитателя в учебно-воспитательном процессе;

  • Создание единой системы общественного и семейного воспитания;

  • Полное использование учебно-материальной базы школы и учреждений социального окружения ;

  • Расширение набора образовательных услуг;

  • Повышение уровня культуры воспитанников ГКП; Особенности младшего школьного возраста также учитываются при построении учебно-воспитательного процесса в группе круглосуточного пребывания.

Рассмотрим аспект взаимодействия воспитателя и воспитанников. Основная идея организации этого взаимодействия заключается в развитии активности ребёнка, в подготовке и обеспечении условий, которые с необходимостью предполагают проявления воспитанниками индивидуальной организационной и познавательной самостоятельности. При этом педагогическое руководство строится то как приспособление содержания и методов учебной работы к интеллектуальным возможностям воспитанников, то как формирующие воздействие по преобразованию познавательного опыта ребёнка, целенаправленному развитию у него общих умений самостоятельной учебной работы.

Функциональные направления деятельности ГКП:

  • Маркетинг образовательных услуг;

  • Экспериментально-исследовательская деятельность;

  • Ресурсное обеспечение;

  • Повышение квалификации воспитателей;

  • Создание здоровьесберегающей образовательной среды;

Стратегические цели ГКП:

1.Обеспечить слияние учебной и внеклассной работы в единый процесс, включение в него системы дополнительного образования.

2. Обеспечить овладение каждым воспитанником максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями.

3. Провести мониторинг развития творческих способностей.

4. Внедрить здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса.

5. Организовать единую систему общественного и семейного воспитания.

6. Принять меры по профилактике безнадзорности и беспризорности.



Функциональные направления

Ключевая цель и ожидаемый результат

Маркетинг образовательных услуг.

Определить потребности воспитанников и родителей в образовательных услугах, обеспечить слияние учебно-воспитательного процесса и системы дополнительного образования. Обеспечить наиболее полным разнообразием образовательных услуг воспитанников ГКП.

Экспериментально-исследовательская деятельность.

Разработать и апробировать мониторинг креативности воспитанников ГКП. Повысить творческую активность воспитанников.

Ресурсное обеспечение.

Привлечь дополнительные источники финансирования воспитательного процесса ГКП.

Повышение квалификации воспитателей.

Обеспечить условия, способствующие развитию творческого потенциала воспитателей, привлекаемых к воспитательному процессу ГКП.

Сохранение здоровья.

Создать условия, способствующие здоровьесбережению воспитанников группы круглосуточного пребывания. Снизить заболеваемость. Вести профилактику безнадзорности и правонарушений воспитанников ГКП. Создать центр содействия сохранению и укреплению здоровья воспитанников.







    1. Главные принципы функционирования и развития ГКП.

Построение воспитательной среды в группе круглосуточного пребывания с учётом всех устоявшихся в дидактике и педагогике принципов. Особое внимание обращается на следующие из них: гуманизация и гуманитаризация.

Рассматриваем гуманизацию как процесс, для которого характерен субъектный тип отношений. С точки зрения современной экзистенциальной философии, отношение к человеку как к субъекту предполагает признание его прав на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность .

Особо важно отметить, что отношение к человеку как к субъекту, несомненно, способствует созданию здоровьесберегающей среды. Насколько комфортно ребёнок чувствует себя в ГКП можно понять , осуществив диагностику отношения к ГКП. Предлагаю в качестве диагностического инструментария анкету, для оценки удовлетворённости детей воспитательным процессом или для определения отношения к ГКП (приложение № 1).

Процесс гуманитаризации касается, прежде всего, изменения содержательного аспекта учебной, педагогической и управленческой деятельности в плане его очеловечевания (наполнения гуманными смыслами). У воспитуемого изменяется характер познавательной деятельности: акцентируется на запоминание, а понимание и переживание смыслов содержания учебного материала. У воспитателей изменяется способ воспитания: уменьшается доля примитивной информационной составляющей знания и актуализируется развивающая направленность и проблемно-диалоговый метод воспитания.

Гуманитаризация образования реализуется через следующие проявления современного образования: развивающая направленность, диалогичность, экзистенциальность, интегрированность и фундаментальность.

Условием успешности функционирования и развития группы круглосуточного пребывания является создание благоприятных условий для адаптации ребёнка в коллективе, развития творческих способностей.

Реальное включение детей в многообразную жизнь группы круглосуточного пребывания способствует воспроизводству социально-культурных образов и норм общественной жизни, а также и их совершенствованию. Ребёнок не просто активно проживает ту или иную ситуацию, он вместе с другими детьми изменяет её, тем самым творя новую социокультурную среду. При этом успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации индивидуальной способности каждого ребёнка к самостоятельной деятельности в детском сообществе и на благо этого сообщества.

Таким образом, социализация предполагает выработку умения ребёнком, подростком способа самоорганизации в социальном бытии и культурной жизни; оно означает также и культивирование себя, нахождение своего места (т.е. индивидуального пространства) в изменяющемся социуме. Объединение индивидуализма и коллективизма- императива существования в том или ином сообществе. Важными факторами саморазвития являются самоуправление воспитанников и договорные отношения в ГКП. Система детского самоуправления в группе круглосуточного пребывания связана и функционально, и структурно учебно -воспитательным процессом. Кроме того, самоуправление ни в коем случае не должно быть навязано детям, оно должно возникнуть естественным путём, т.е. вытекать из необходимости, осознанной самими детьми.

Функциями детского самоуправления являются выработка норм и правил в ГКП, организации школьной жизни, путей решения нравственных проблем, выполнения хозяйственных дел, определения задач на ближайшее будущее. Исключаются лишь те вопросы, которые в силу своего технического характера находятся в компетенции педагогического совета или директора.

Нормы и правила, разработанные детьми совместно с воспитателями, регулируют вопросы, связанные с проблемами воровства, порчи и утраты имущества, а также о личных денежных средствах, учебной дисциплине, об исполнении режима и поддержании дисциплины. В них зафиксированы позиции о вреде курения, употребления спиртных напитков, токсикомании. Выработка норм проживания – процесс сложный, он касается каждого ребёнка и должен дойти до его сознания.

Важной составляющей воспитания, в группе данного типа, является организация рабочих мест для воспитанников в соответствии с их интересами и возможностями, с реальной заработной платой (начислением фунтиков), чёткая организация занятости воспитанников, в том числе и трудовой, через финансово — экономическую игру «Школа и рынок».

Таким образом, именно в самоуправлении просматривается наиболее верный путь гуманизации воспитательного пространства группы круглосуточного пребывания. Когда речь заходит о системе самоуправления, любой воспитатель должен признать: на поле гуманистического воспитания всё, что ни делается, должно идти на благо ребёнка. А это возможно только при условии, если собираются единомышленники- воспитатели и воспитанники, объединённые общей идеей создания сообщества людей, движимых едиными интересами и нравственными ценностями

Заозерский ДК Музыкальный кружок

1.3 Модель группы круглосуточного пребывания детей.


В

Н

У

Т

Р

Е

Н

Н

Я

Я







В

Н

Е

ш

Н

Я

Я



ФАП с.Заозерья



МОУ Заозерская сош

Угличский МР

Ярославская обл.

Спортивные секции

Администрация



Кружок «Хозяюшка» и «Умелые руки»

К-з им. Тимирязева



Младшая

группа

Старшая группа

Школьная библиотека

Сельская библиотека



Школьный музей

Центр «Гармония» г. Углич











2.Психолого – педагогическое сопровождение воспитательного процесса в группе круглосуточного пребывания (ГКП).

В психолого-педагогическом сопровождении воспитательного процесса в ГКП планируется использование возможностей центра «Гармония». Деятельность психолога организуется, прежде всего, по запросу и на основании совместного плана. Психолог самостоятельно оказывает помощь (в рамках своей компетенции), а также организует работу с ребёнком и его семьёй тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь.

В последние годы в качестве причины ухудшения здоровья детей, наряду с неблагоприятными экологическими и социальными факторами признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Стрессовые социальные, экологические и психологические нагрузки приводят к отклонениям в физическом и психологическом здоровье детей. Поэтому задачу охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей можно рассматривать как условие разностороннего развития и становления личности, способной адаптироваться в сложной социокультурной обстановке.

ГКП детей даёт нам больше возможностей для создания адаптивной среды для воспитания и обучения. Одна из задач, которую ставят перед собой воспитатели, — просвещение родителей по проблеме (вопросам) сохранения и укрепления психологического здоровья.

Задачи просвещения родителей:

  • Расширение возможностей понимания своего ребёнка;

  • Развитие рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;

  • Личностный рост родителей, развитие самосознания;

  • Укрепление сотрудничества родителей с ГКП;

Предпочтение отдаём таким формам работы как «круглый стол» и родительское собрание с включением активных форм взаимодействия воспитателей, родителей и детей. Но кроме этих форм взаимодействия родителей и детей, находящихся в группе круглосуточного пребывания, предлагаю следующие:

1.Для расширения возможностей понимания своего ребёнка предлагается индивидуальная беседа по рисунку воспитанника. Данный психологический тест позволяет увидеть взаимоотношения в семье глазами ребенка. Обговорить и по возможности стараться разрешить возникающие проблемы.

2. Проведение ряда мероприятий «Моя семья», где кроме творческого выступления детей, необходимо включить игры (родители и ребёнок). Основное в этой деятельности — вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в ГКП, активизировать их участие в различных мероприятиях. Важнейшим способом реализации сотрудничества воспитателей и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

3. Семью закономерно определяют как непременное условие полноценного развития ребёнка, но её воспитательный потенциал зависит от многих факторов: состава и социального статуса семьи, образования и материального положения родителей, состояния здоровья членов семьи, их осведомлённости в вопросах воспитания, а также национальных и религиозных традиций. Результат воспитания, который выражается в становлении ребёнка как успешной, способной к самореализации личности, не ограничивается влиянием перечисленных факторов. Особую роль в становлении личности играет характер межличностных отношений в семье (приложение № ).

В основе стратегии семейного воспитания, а также особенностей межличностных отношений между родителями и детьми лежат педагогические установки родителей. Педагогические установки родителей – это их готовность к восприятию ребёнка и реагированию на особенности его поведения и развития. Анализ трудов А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, В. Сатир, Ш. Бюлер позволил выявить основные принципы гуманистической психологии, которые должны лечь в основу формирования родительских установок, а именно:



  • Человек целостен и потому должен изучаться в целостности;

  • Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев ценен так же, как статистические обобщения;

  • Человек открыт миру: «переживание человеком мира и себя» является главной психологической реальностью;

  • Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

  • Человек от природы обладает потенциальными возможностями для непрерывного развития и самореализации;

  • Человек обладает определённой степенью свободы от внешней детерминации (зависимости) благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе;

  • Человек есть активное, творческое существо.

4. Проведение анкетирования для родителей «Воспитательный образ нашей семьи», «Какие методы воспитания вы используете?» (см. приложение №2).

Показателем психологического здоровья является ощущение эмоционального благополучия, комфорта и безопасности в ходе воспитательного процесса. Ещё одним показателем психологического здоровья воспитанников является позитивный настрой воспитанников на отношения в ГКП, деятельность, общение, желание воспитанников быть активными, т.е. готовность к участию в данном воспитательном процессе, желание и стремление быть в нём. В качестве диагностического инструментария для оценки психологического здоровья воспитанников можно воспользоваться методикой, разработанной Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой.



3.Воспитательная работа в группе круглосуточного пребывания (ГКП).

3.1. Организация воспитательной работы.

Воспитание – разумное, гуманное, по законам красоты организованное деятельностное общение, это помощь ребёнку в реализации его возможностей и потребностей, это управление процессом развития его личности. Воспитание — это лишь одна из трёх ипостасей, в которых развивается личность: социализация – воспитание – саморазвитие. Цель воспитания – максимальное развитие личности. В детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  1. Формирование физически здоровой личности.

  2. Формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине.

  3. Индивидуальное воспитание характера каждого с учётом природосообразности.

  4. Развитие коммуникативных качеств личности.

  5. Создание условий для саморазвития личности.

В ГКП воспитание реализуется через систему социально – воспитательной работы – целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

Социально – воспитательная система группы соединяет в единый процесс две основные подсистемы – воспитывающую и обучающую – и систему внешних социальных связей, интегрируя, таким образом, все педагогические воздействия, идущие на ребёнка, в целостный воспитательный процесс.

Структура системы:

  • Планирование, анализ воспитательной работы;

  • Дополнительное образование (секции, кружки, объединения);

  • Организация творческой деятельности воспитанников;

  • Общешкольные культурно – массовые мероприятия;

  • Работа с родителями;

  • Работа службы сопровождения;

  • Летний оздоровительный отдых.

Задачи социально – воспитательной деятельности ГКП.

  1. Повышение эффективности работы по гражданско – патриотическому и духовно – нравственному воспитанию детей.

  2. Развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня воспитанников.

  3. Создание условий для дальнейшего художественно – эстетического развития и творческой реализации воспитанников.

  4. Создание условий для проявления воспитанниками инициативы и самостоятельности, для включения всех детей в деятельность, для активного участия в финансово – экономической игре «Школа и рынок».

  5. Привитие навыков культуры поведения, культуры общения.

  6. Привлечение родителей к воспитательному процессу в ГКП.

Основная цель – расширение культурно – нравственной, гражданско – правовой и личностно – ориентированной среды и развитие воспитательного потенциала ГКП.

Центральное место в работе ГКП занимает содержание воспитания. Качество знаний, умений и навыков воспитанников зависит во многом не только от методов и приёмов воспитания, но и от структуры и форм организаций воспитательной работы, от управления воспитателем деятельностью воспитанников. Основой выбора форм воспитания является развитие личностных, коммуникативных, познавательных, организационных, оценочных качеств личности, создание художественно – творческого пространства, освоение следующих универсальных способностей:

Познавательные:

  • Уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;

  • Вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на основании их делать выводы об их сущности, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их зависимости от новых результатов и анализа;

  • Находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.

Деятельностные:

  • Строить индивидуальную и коллективную деятельность, постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;

  • Уметь создать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

  • Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, т.е. уметь обращать своё сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватные представления о сильных и слабых сторонах своей личности;

  • Действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности;

  • Выражать себя и мир своих чувств, и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, и других видах творчества;

  • Проводить оценку своих собственных трудовых усилий, движений в своём развитии.

Коммуникативные:

  • Строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата;

  • Ориентироваться в пространстве , понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и поведение;

  • Ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предложения о тенденциях;

  • Понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни своей группы;

Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать роли других людей.




Занятия по интересам.

Вид занятия

форма

Основные задачи

Занятия с учителями – предметниками.

Индивидуальные, групповые, микрогрупповые.

Оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

Ритмика , музыкальный кружок.

Групповое, индивидуальное.

Организация музыкально — ритмической деятельности, развитие слухового восприятия, чувства ритма, слуха, памяти.

«Умелые руки», «Хозяюшка».

Групповое.

Развитие фантазии, внимания, памяти, творческого воображения, мелкой моторики.

Программа «Здоровье»

Групповое

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, обеспечение физического и психического саморазвития.

Содержание воспитания в ГКП детей определяет выбор воспитательных технологий, подбор форм, методов, приёмов и воспитательных средств.

Первой отличительной особенностью ГКП является система дополнительного образования, которая помогает реализовать идею всестороннего развития личности ребёнка и значительно расширяет все воспитательные области.

Имея широкую сеть внешних связей с учреждениями села, осуществляющими работу с детьми, ГКП имеет возможность использовать их кадровые и материально – технические, финансовые ресурсы. При этом происходит слияние работы ГКП с сельской библиотекой, Домом культуры, администрацией Ильинского сельского поселения, ФАПом, сельскохозяйственными предприятиями.

Второй отличительной особенностью ГКП является организация развития творческих способностей воспитанников через:

  • Систему дополнительного образования;

  • Введение технологий развития творческих способностей воспитанников в кружках и секциях;

  • Организацию системы воспитательной работы, направленной на раскрытие личностного потенциала каждого воспитанника.

Третьей особенностью является обеспечение здоровьесберегающей направленности воспитательного процесса через:

  • Организацию режима дня с учётом психофизических особенностей возраста с целью социальной и физической адаптации;

  • Четырёхразовое полноценное питание;

  • Витаминизацию блюд;

  • Организацию оптимального двигательного режима (нахождение на свежем воздухе не менее двух часов, двигательные динамические паузы, игры, обязательная утренняя гимнастика);

  • Физкультминутки для снятия утомляемости глазных мышц, мышц плечевого пояса и рук во время выполнения домашнего задания.



Режим работы ГКП детей.

07:30

Подъём

07:30-08:00

Утренний туалет, зарядка.

08:00-08:30

Завтрак

09:00-15:20

Занятия в школе

14:00-15:20

Занятия со специалистами, занятия в кружках.

15:30-16:00

Полдник

16:00-18:00

Подготовка уроков

18:00-19:00

Посещение секций

19:00-19:30

Ужин

19:30-21:30

Чтение, игры, свободное время.

21:30-22:00

Подготовка ко сну

22:00

Сон






3.2. Организация самоподготовки.

Особая форма организации домашней работы воспитанников в группе круглосуточного пребывания – самостоятельные занятия (самоподготовка). Она характеризуется как переходная форма от урока к самостоятельной учебной работе воспитанников, целиком построенной на самоорганизации и самоконтроле.

Самоподготовка преследует целью, выработку навыков самообразования, самовоспитания и призваны способствовать развитию личности воспитанников. Воспитатель во время самоподготовки поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение домашнего задания всеми воспитанниками. Для детей только начинающих заниматься самоподготовкой применяются памятки с рекомендациями к самоподготовке (см. приложение № 3).

Самоподготовка включает в себя систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы.

Правила запрета и разрешения при подготовке домашнего задания.

Воспитанник должен усвоить, что нельзя:

  • Опаздывать на подготовку уроков;

  • Нарушать тишину;

  • Отвлекать товарищей от работы;

  • Использовать методы работы, вызывающие шум;

  • Беседовать с воспитателем в полный голос;

  • Недобросовестно выполнять задания;

  • Считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и проверки воспитателем.

Доведение до сознания воспитанников правил запрета обеспечит должным образом дисциплину при подготовке уроков.

Правила разрешения являются для воспитанников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время подготовки домашнего задания.

Ученику разрешается:

  • По своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

  • Пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;

  • Выйти на время из группы;

  • Самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

  • При необходимости вполголоса обращаться за консультацией к воспитателю;

  • Оказывать помощь товарищам;

  • Делать паузы для кратковременного отдыха;

  • Обращаться с вопросами к воспитателю;

  • Проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

  • Отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;

Соблюдение правил запрета и разрешения поможет организовать и дисциплинировать подготовку уроков в ГКП.

Целесообразно, при длительной подготовке домашнего задания, использовать физкультминутки: микропаузы при утомлении глаз, на общее развитие организма (см. приложение № 4).



4. Дополнительное образование в группе круглосуточного пребывания (ГКП).

4.1. Специфика дополнительного образования в ГКП.

Что касается специфики дополнительного образования, то в условиях группы круглосуточного пребывания получение ребёнком такой возможности означает иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по образовательным учебным дисциплинам. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованные основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благополучный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности. Можно назвать наиболее значимые условия развития дополнительного образования в ГКП детей:

1.Опора на содержание основного образования, интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

2.Воспитательная доминанта дополнительного образования, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка, а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия происходит развитие лучших нравственных качеств личности.

3.Компенсаторные, или психотерапевтические возможности. Дети получают возможность развития тех способностей , которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.

4.Эмоциональная насыщенность. Развитие чувств необходимо воспитанникам как средство формирования целостной картины мира.

5.Профессиональная адаптация и профессиональное самоопределение воспитанников. Это особо важно в настоящее время, к 15 годам подросток должен научиться делать выбор относительно своего дальнейшего пути либо в сфере образования (общего или профессионального), либо на рынке труда. Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор.

Развитие нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности, способной к творчеству и саморазвитию – эта целевая установка является связующим звеном всех структурных элементов ГКП.

Система дополнительного образования состоит из кружков, секций и объединений, созданных на базе школы (см. приложение № 5).





4.2. Принципы дополнительного образования.

Дополнительное образование в ГКП строится на следующих принципах:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации воспитанника.

  4. Единство обучения, воспитания и развития.

  5. Практико-деятельностная основа воспитательного процесса.

Значительному расширению системы способствуют внешние и внутренние связи МОУ Заозерской сош.

4.3. Методика определения интересов.

Система дополнительного образования в ГКП не ставит целью подготовку воспитанников к предпрофильному обучению, но создаёт условия для самопознания и самоопределения своих возможностей, способностей и интересов. Данной цели служат и различные диагностические методики. Изучение интересов, способностей воспитанников может различаться различными способами – от простого наблюдения за их успехами до использования различных анкет, опросников.

У нас возникла необходимость адаптировать методику «Карта интересов» для возраста 8-14 лет. Метод достаточно прост в применении.

Для проведения исследования потребуется карта интересов – вопросник из 65 вопросов, отражающих направленность интересов в 13 сферах деятельности:

  1. Общение.

  2. Математика.

  3. Изобразительное искусство.

  4. Литература.

  5. Общественная деятельность.

  6. Риторика.

  7. Музыка.

  8. Трудовое обучение.

  9. Сценическое искусство.

  10. Русский язык.

  11. Природоведение и экология.

  12. История.

  13. Физкультура и спорт.

Методика даёт возможность интерпретировать широту интересов, устойчивость. Об устойчивости интереса свидетельствует ярко выраженный интерес в определённых областях деятельности. Выбор разнообразных видов деятельности свидетельствует о неустойчивости интереса (см. приложение 6).

При такой организации системы дополнительного образования ГКП детей получает дополнительные возможности для:

  • Расширения контактов с детьми, раскрытия личностных особенностей детей;

  • Решения проблемы активной, полезной, системно организованной занятости детей;

  • Реализация эмоциональных потребностей детей, общения, общности интересов взрослых и детей;

  • Взаимосвязанного и системного формирования системы ценностей у воспитанников;

  • Использования потенциала дополнительного образования для проведения общешкольных, внешкольных мероприятий, выставок, конкурсов, творческих отчетов, родительских собраний, открытых мероприятий.



Цель группы круглосуточного пребывания — объединение усилий педагогического коллектива, учреждений социального окружения школы, общественности и создание в образовательном учреждении условий, позволяющих организовать обучение и воспитание как единый процесс, который включает в себя различные элементы и формы педагогической работы на уроках, во время самоподготовки и в часы внеклассной развивающей деятельности воспитанников.







































Приложение №1.

Анкета.

1). Деятельностный блок:

1.Хорошая школа – это школа, в которой есть группа круглосуточного пребывания детей. 2. Мне нравится моя группа, потому что она функционирует в режиме круглосуточного пребывания.

3. Мне интересно находиться в ГКП детей.

4. я рад, что после уроков мне не нужно идти домой, потому что начинают работать различные кружки.

5. При общении в ГКП я узнаю много интересного и нового.

6.Объяснения воспитателей во время выполнения д/з мне понятны.

7. воспитатель справедливо оценивает мой труд.

8. Меня учат, как вести себя в обществе.

9. мне нравится быть активным и самостоятельным, и в ГКП я могу быть таким.

10. ГКП нужна для того, чтобы создать хорошие условия для нашего воспитания, развития и обучения.

2). Организационный блок.

1. Мне нравится режим дня и график работы кружков в ГКП детей.

2.В группе есть возможность отдохнуть.

3. Я считаю, что в ГКП созданы все условия для развития моих способностей.

4. в группе круглосуточного пребывания всегда много интересных дел.

5.Игры всегда бывают интересными и увлекательными.

6.В ГКП хорошо кормят.

7.В ГКП всегда чисто, уютно, красиво.

8.В группе мы весело и интересно проводим свободное время.

3). Социально-психологический блок.

1. Я каждый день нахожусь в ГКП с удовольствием.

2. К воспитателям всегда можно обратиться за советом и помощью.

3.В группе я всегда могу свободно высказать своё мнение.

4. меня любят и ценят воспитатели.

5. Я хорошо себя чувствую в группе.

6. У меня в группе много друзей.

7.Я люблю, когда мои родители приезжают в группу круглосуточного пребывания.

8.У нас хорошие воспитатели.

9.У нас дружная группа, где все помогают друг другу.

4). Административный блок.

1. В ГКП обо мне заботятся.

2. Я замечаю, что в группе происходят хорошие изменения.

3.Я знаю директора нашей школы.

4. Директор часто приходит к нам в группу, интересуется нашими проблемами.

5. Если бы у меня появилась возможность выбора школы, то я бы снова выбрал эту школу.









Обработка результатов анкеты «Оценка удовлетворённости воспитанников ГКП детей.



Вычисляется количество положительных ответов по каждому блоку анкеты.

По каждой стороне воспитательного процесса можно вывести индекс удовлетворённости:

  • ИУ 1 — индекс удовлетворённости деятельностной стороны воспитательного процесса каждого участника опроса;

  • ИУ 2 — индекс удовлетворённости организационной стороны воспитательного процесса;

  • ИУ 3 — индекс удовлетворённости социально-психологической стороны воспитательного процесса;

  • ИУ 4 — индекс удовлетворённости административной стороны воспитательного процесса;

  • ИУ ! — индекс удовлетворённости воспитательным процессом в целом.

Для получения индекса удовлетворённости по каждой стороне воспитательного процесса необходимо подсчитать количество утвердительных суждений ( «+» ), отмеченных при ответах на вопрос в каждом блоке анкеты.

Подсчёт ведётся по формуле:

КПС

ИУ=————— х 100%,

ОКС

Где:

КПС — количество положительных суждений в данном блоке.

ОКС — общее количество суждений в данном блоке.

ОКПС

ИУ!=————— х 100%,

ОКСА

Где:

ОКПС – общее количество положительных суждений по всей анкете.

ОКСА – общее количество суждений в анкете.



Интерпретация:

ИУ=60-100% — свидетельствует о положительном отношении к ГКП детей.

ИУ=40-60% — свидетельствует о нейтральном отношении к ГКП детей.

ИУ=0-40% — свидетельствует о негативном отношении к ГКП детей.



Приложение №3.

Памятки с рекомендациями к самоподготовке.

Общие рекомендации к самоподготовке:

  • Начинай работу в точно установленное время;

  • Прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

  • Приступая к работе, сосредоточься, подумай с чего начать;

  • Старайся все затруднения решить самостоятельно;

  • О задании узнавай в дневнике или по закладке в учебнике;

  • Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;

  • Начинай самоподготовку в определённом порядке.

Рекомендации к выполнению письменных заданий:

  • Внимательно прочитай задание;

  • Повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;

  • После выполнения письменного задания внимательно проверь написанное, ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.

Рекомендации к выполнению устных заданий:

  • Посмотри, что задано, подумай, с чего начать выполнение задания;

  • Прочитай задание по учебнику;

  • Выдели основные части, главные мысли текста;

  • Прочитай задание вторично;

  • Составь план прочитанного;

  • Расскажи по плану;

  • Повтори рассказ;

  • Следи за интонацией, темпом речи, не спеши, говори ясно, чётко.

Рекомендации к решению задач:

  • Прочитай внимательно задачу, если не понял содержание, прочитай ещё раз, подумай;

  • Повтори условие задачи и её вопросы;

  • Подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;

  • Подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;

  • Подумай, по какому плану будешь решать задачу;

  • Проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к выполнению задания по русскому языку:

  • Внимательно прочитай задание;

  • Подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;

  • Если не уверен, знаешь ли, правило точно, найди его в учебнике и повтори ещё раз;

  • Выполняя задание, сверься с правилом;

  • Проверь работу;

  • Если обнаружил ошибку, исправь её аккуратно.



Рекомендации к выполнению заданий по чтению:

  • Прочитай текст;

  • Если встретишь непонятные слова, выясни их смысл ( у старших, в словаре);

  • Если при чтении текста были затруднения, прочитай ещё раз;

  • Прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.

Памятка по выполнению устных заданий:

  • Вспомни тот материал, который изучался на уроке;

  • Прочитай текст полностью, в случае необходимости пользуйся словарями, схемами, учебными пособиями;

  • Читай внимательно и старайся запомнить основное;

  • Для лучшего запоминания записывай в тетрадь даты, названия, имена;

  • Перескажи прочитанное;

  • Постарайся воспроизвести прочитанное про себя;

  • Если учебный материал плохо запоминается, запиши кратко план прочитанного и перескажи по нему.



































Примечание №4.

Физкультурные минутки, используемые при подготовке домашнего задания и самоподготовке.

Микропаузы при утомлении глаз:

  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик пальца перед глазами на расстоянии 25-30 см и смотреть на него 2-3 сек. Повторять 5-6 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  3. Быстро моргать в течение 10-12 сек. Открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторять 3 раза.

  4. Закрыть глаза, подушечками трёх пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2-3 сек снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

  5. Закрыть глаза, выполнять круговые движения глазными яблоками 10-15 сек, открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 2 раза.

  6. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 сек.

  7. Исходное положение: сидя, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз.



Физкультминутки на общее развитие организма детей (конечностей, туловища):

  1. «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней.

  2. «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисть к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести впереди.

  3. Исходное положение: приподняться на носках. Сделать несколько энергичных движений телом влево и право, растирая мыски ступней о массажный коврик до появления теплоты. Повторить упражнение, стоя на пятках.















Приложение №5.

Расписание кружков и секций на базе школы.



День недели

Название

кружка

понедельник

вторник

среда

четверг

Спортивная секция


Младшая группа

С 17.30 до 18.30

Старшая группа

С 18.30 до 20.00


Младшая группа

С 17.30 до 18.30

Старшая группа

С 18.30 до 20.0

«Хозяюшка»




с 17.30 до 19.00


«Умелые руки»




с 17.30 до 19.0


Музыкальный



Младшая группа

С 16.000 до 17.00

Старшая группа

С 17.00 до 18.00

Младшая группа

С 16.000 до 17.00

Старшая группа

С 17.00 до 18.00

«Юный художник»

Младшая группа

С 15.30 до 16.30

Старшая группа

С 16.30 до 17.30




Шахматный


С 17.30 до 19.00




Ритмика




С 17.00 до 18.30




























Карта интересов» Приложение №6.

Инструкция испытуемому:

« Предлагаем тебе ответить на вопросы о том, что тебе нравится и что тебе интересно. Хорошо подумай, перед тем как ответить на каждый вопрос. Отвечай на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если ты согласен, то рядом с вопросом поставь «да», если не согласен, то напиши «нет». Если у тебя возникают вопросы, спроси сразу же. Время для выполнения не ограничено.

Примечание. Если тебе нравится ещё что-нибудь, о чём мы не спрашивали, то напиши об этом сам на полях листа ответов».

  1. Нравится ли тебе проводить свободное время с друзьями?

  2. Тебе нравятся уроки по математике?

  3. Нравится ли тебе рисовать?

  4. Ты любишь читать книги?

  5. Нравится ли тебе помогать в организации внеклассных мероприятий?

  6. Нравится ли тебе говорить и писать грамотно?

  7. Тебе нравится наблюдать за игрой на музыкальном инструменте?

  8. Тебе нравятся уроки трудового обучения?

  9. Тебе нравится декламировать, петь в хоре, выступать на сцене перед зрителями?

  10. Нравятся ли тебе уроки по русскому языку?

  11. Тебе нравится читать книги о природе?

  12. Тебе нравятся уроки истории?

  13. Нравится ли тебе посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи?

  14. Хочешь ли ты играть в игры, где участвует много детей?

  15. Ты хотел бы участвовать в олимпиадах по математике?

  16. Хотел бы ты заниматься в художественном кружке?

  17. Хочешь ли ты быть автором литературного произведения, книги?

  18. Хочешь ли ты быть старостой класса?

  19. Хочешь ли ты писать рассказы и стихи, сочинять сказки?

  20. Хочется ли тебе иногда послушать симфоническую музыку?

  21. Ты хочешь знакомиться с изготовлением промышленных товаров?

  22. Хочешь ли ты посещать концерты и театры?

  23. Ты с желанием пишешь диктанты и изложения?

  24. Хочешь ли ты ухаживать за домашними животными?

  25. Хочешь ли ты изучать обычаи и взгляды людей, живших много веков назад?

  26. Ты хочешь стать учителем физкультуры, когда вырастешь?

  27. Хочешь ли ты знакомиться с новыми людьми?

  28. Ты хочешь решать сложные математические задачи?

  29. Хочешь ли ты, когда вырастешь, быть художником?

  30. Хочешь ли ты рассказать о прочитанных книгах?

  31. Ты хочешь участвовать в мероприятиях, проводимых в школе?

  32. Хочешь ли ты слушать красивую, грамотную речь?

  33. Ты хотел бы участвовать в конкурсе музыкальных исполнителей?

  34. Хочешь ли ты знакомиться с различными инструментами?

  35. Ты хочешь участвовать в театральных смотрах-конкурсах?

  36. Хочешь ли ты участвовать в олимпиадах по русскому языку?

  37. Ты хочешь узнать новое о природе своего края?

  38. Хочешь ли ты изучать историческое прошлое других стран?

  39. Ты хочешь принимать личное участие в спортивных соревнованиях?

  40. У тебя много друзей?

  41. Стараешься ли ты находить разные способы решения математических задач?

  42. Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством выдающихся художников?

  43. Перечитываешь ли ты книги по нескольку раз?

  44. Ты стараешься устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?

  45. Ты высказываешь своё мнение по поводу услышанного или прочитанного?

  46. Ты учишься в музыкальной школе?

  47. Ты делаешь различные поделки из пластилина, глины, цветной бумаги, другого материала?

  48. Ты занимаешься в театральном кружке?

  49. Стараешься ли ты красиво писать, выводя каждую букву?

  50. Ты подкармливаешь зимой птиц?

  51. Ты читаешь книги об исторических событиях?

  52. Ты посещаешь спортивные секции?

  53. Ты участвуешь в коллективных играх?

  54. Ты решаешь математические головоломки?

  55. Ты участвуешь в конкурсах рисунков?

  56. Обсуждаешь ли ты поступки литературных героев?

  57. Принимаешь ли ты участие в деятельности детской организации?

  58. Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

  59. Играешь ли ты на музыкальном инструменте?

  60. Даришь ли ты подарки, сделанные своими руками?

  61. Участвуешь ли ты в смотре художественной самодеятельности?

  62. Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

  63. Наблюдаешь ли ты за растениями, птицами, животными?

  64. Ты смотришь фильмы об истории нашей страны?

  65. Ты играешь в спортивные игры?









Обработка результатов:

Обработка результатов сводится к подсчёту количества баллов.

Положительный ответ на вопросы 1-13 оцениваются в один балл, 14-40 оценивается в два балла, 41-65 оценивается в три балла. Ответы «нет» на все вопросы оцениваются в 0 баллов.

Сумма баллов за ответы на вопросы 1, 14, 27, 40, 53 свидетельствует об интересе к общению.

Сумма баллов за ответы на вопросы 2, 15, 28, 41, 54 свидетельствует об интересе к математике.

Сумма баллов за ответы на вопросы 3, 16, 29, 42, 55 свидетельствует об интересе к изобразительному искусству.

Сумма баллов за ответы на вопросы 4, 17, 30, 43, 56 свидетельствует об интересе к литературе.

Сумма баллов за ответы на вопросы 5, 18, 31, 44, 57 способствует об интересе к общественной деятельности.

Сумма баллов за ответы на вопросы 6, 19, 32, 45, 58 свидетельствует об интересе к риторике.

Сумма баллов за ответы на вопросы 7, 20, 33, 46, 59 свидетельствует об интересе к музыке.

Сумма баллов за ответы на вопросы 8, 21, 34, 47, 60 свидетельствует об интересе к трудовому обучению.

Сумма баллов за ответы на вопросы 9, 22, 35, 48, 61 свидетельствует об интересе к сценическому искусству.

Сумма баллов за ответы на вопросы 10, 23, 36, 49, 62 свидетельствует об интересе к русскому языку.

Сумма баллов за ответы на вопросы 11, 24, 37, 50, 63 свидетельствует об интересе к природоведению и экологии.

Сумма баллов за ответы на вопросы 12, 25, 38, 51, 64 свидетельствует об интересе к истории.

Сумма баллов за ответы на вопросы 13, 26, 39, 52, 65 свидетельствует об интересе к физической культуре и спорту.

Таким образом, получается 13 чисел со знаками + или — , которые соответствуют 13 видам деятельности.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые получили наибольшее количество баллов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым количеством баллов, то следует считать, что наиболее выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов воспитанника, но и степень их выраженности.

Интерпретация:

0 баллов – интерес к данной деятельности отрицается.

1-3 балла – интерес выражен слабо, ребёнок ограничивается восприятием интересующего объекта.

4-5 баллов – выраженный интерес, ребёнок стремится к овладению деятельностью.

6-11 баллов – ярко выраженный интерес, ребёнок не ограничивается созерцанием, а действует и активно участвует в видах деятельности, связанных с областью интересов.










Приложение №7

МОУ Заозерская сош



Социально-педагогический паспорт на 01.09.2011 г.

1.Число воспитанников: 16

а) начальное звено: 4

б) среднее звено: 10

в) старшее звено: 2

2.Полные семьи: 9

3. Неполные семьи: 2

Воспитывает одна мать: 2

4. Неблагополучные семьи: 1

Склонные к алкоголю: 1

5.Всего родителей: 20

Служащие: 6

Колхозники: 8

Безработные: 6



Количество семей, где работают оба родителя: 5

Дети многодетных семей: 5

6. Воспитанники, стоящие на учёте

Внутришкольном: 1 . 7. Воспитанники, которые могут попасть в группу риска:

Склонные к правонарушениям: 1







Директор Л.А.Тушнева



Используемая литература:

  1. Научно-практический журнал « Завуч начальной школы» № 5, Москва, Центр «Педагогический поиск». 2009 год.

Статья под редакцией Прохоровой С.Ю., Трубиной З.Д., Еремеевой О.А. « Организационно-педагогические условия функционирования и развития начальной школы в режиме полного дня».





  1. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». №9, 2008 г.

Статья под редакцией И.П.Гладилиной «Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности». Центр детского творчества «Печатники», Москва.





  1. И.П.Гладилина «Педагогика дополнительного образования»: Учебно-методический комплекс- Москва, 2007 год.



  1. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», №3, 2005 год. Статья под редакцией В.Комарова «Развитие самодеятельности воспитанников интернатного учреждения».







Свежие документы:  Методика проведения занятия по теме «Назначение и состав Вооруженных Сил РФ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: