Методические рекомендации «Законы эффективного воспитания подростка»




МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»










Методические рекомендации

для родителей

«Законы эффективного воспитания подростка»










Разработала: учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Шатрова Наталья Анатольевна












2010 г.




Методические рекомендации для родителей «Законы эффективного воспитания подростка»


Возраст 11-16 лет считается «трудным», и в это время детям особенно нужны любовь и понимание родителей. Ведь каким бы ответственным и чутким отцом или заботливой и нежной матерью вы ни были, нет пределов совершенству. 
Эти рекомендации дадут Вам возможность более эффективно использовать свой уникальный опыт воспитания, скорректировать его возможные ошибки и стать настоящим другом вашему ребенку. 

Данные рекомендации помогут Вам понять, как справиться с подростковыми страхами и комплексами, как побудить ребенка лучше учиться и осмысленно выбрать профессию, как корректно помочь ему в вопросах дружбы и любви, как уберечь от «плохих компаний» и наркотиков, и многое другое.

Я хочу, чтобы после прочтения рекомендаций ваши любимые дети, ваши беспокойные подростки, трудные парни и непослушные девчонки стали считать Вас лучшими родителями в мире.

Цель данных методических рекомендаций научить Вас уважать и принимать людей (в первую очередь собственных детей!) ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ.


Вообще-то, все родители разные. Но их объединяют в 4 группы, по позициям восприятия мира.


ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ: «Я»

Я и весь остальной мир? Нет! Только я! Я – не центр Вселенной! Я – Вселенная! Есть два мнения: мое и неправильное.

Такие родители – деспоты – хотят заставить своих детей реализовывать их собственные нереализованные цели.

У ребенка в такой семье есть только один шанс – со всем соглашаться… Или сбежать, как только представится возможность.


ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ: «ТЫ»

Я не боюсь, я за других волнуюсь!

Такие родители спешат прожить вторую жизнь: одну за себя, вторую – за своего ребенка. Дети в таких семьях не моют за собой посуду, не подметают пол и не наводят порядок в своей комнате. Все это сделает за них заботливая мать. А когда дети вырастают, родители тоже не спешат с ними расставаться.


ТРЕТЬЯ ПОЗИЦИЯ: «НАБЛЮДАТЕЛЬ»

В этом случае родитель выступает в роли «камеры», которая за всем наблюдает, ни во что не вмешиваясь. В принципе, это самая правильная позиция в деле воспитания. Однако и здесь есть подводные рифы.


ЧЕТВЕРТАЯ ПОЗИЦИЯ: «МЫ»

О четвертой позиции восприятия упоминают редко. Почему-то так повелось. Хотя используют ее практически всегда, когда работают с первыми тремя и достигают успеха в коммуникации. Что же это за позиция?

Вы будете удивлены, насколько все просто. Секрет силы четвертой позиции восприятия заключается В ЕДИНОЙ ЦЕЛИ. Общей глобальной цели всех людей, кто объединен в команду «Мы». В данном случае под командой подразумевается семья.


1. ПОМНИТЕ: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе след на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные вылезают, как крысы, из щелей памяти, принимают вид невроза, отравляют любовь…Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших отношений, ребенок понесет их с собою и дальше, как мешок с отравляющими веществами, будет терзать душу себе и другим.

2. ПОМНИТЕ: дать жизнь другому человеку было вашим осознанным решением. И этот человек пришел в мир не для того, чтобы расплачиваться с вами за этот подарок. Он просто даст жизнь кому-то другому. Таков закон времени и природы.

3. ПОМНИТЕ: живая душа, которую вы не знаете, – тайна вселенская, которую не постичь… Позвольте быть этой тайне.

Свежие документы:  Социально-педагогический проект "Остров толерантности" 5-11 класс


Чтобы услышать своего подростка, взрослому нужно найти внутри себя ребенка. Нужно вспомнить детство. Вспомнить кожей, а не шаблонами или стереотипными высказываниями: «Мы были не такими».


  1. Закон I — Наш язык – наша жизнь. Научитесь контролировать свои слова.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…

Вадим Шефнер

  1. Закон I I -Если не изменить убеждения, страхи навсегда останутся с вашим подростком.

Если вы хотите воспитать бесстрашного (но не безрассудного!) ребенка, то вначале осознайте, что бояться можно абсолютно всего: темноты, гнева родителей, одиночества, изменений собственной внешности, ломки голоса, быть брошенным, не оправдать надежды, возложенные родителями, плохих оценок, конфликтов между родителями, родительского развода, смерти и главной ее составляющей – жизни, конфликтов в своей подростковой среде, быть непонятым, впервые признаться в любви, быть отвергнутым, насмешек сверстников, выглядеть глупо, по-дурацки, отказа, быть не принятым в группу, первого секса, просить деньги, потерять невинность…

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА


1. Никогда не выясняйте отношения ПРИ РЕБЕНКЕ. Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это из-за тебя…» Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге («Это плоды твоего воспитания!»), могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться. Если вы раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии, расскажите о своих чувствах и, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.

2. Не бойтесь ОБРАЩАТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми.

3.Любите своего ребенка и относитесь к его страхам с ДОЛЖНЫМ УВАЖЕНИЕМ! Характеры членов семьи могут быть сколь угодно разными, но объединять их должна общая идея – любовь к детям, доверие и уважение к человеческому достоинству, бережное отношение к хрупкому миру детства.

4. Выражайте по отношению к подростку КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ОДОБРЕНИЯ! Внушайте всеми возможными способами, что он (она) с каждым днем становится все спокойнее, решительнее, смелее, что ему (ей) еще представится много случаев это доказать.

5.Объясните, что КАЖДЫЙ чего-нибудь в этой жизни боится.

6. ХВАЛИТЕ за смелость по любым поводам. Создавайте ситуации,

когда можно легко проявить отвагу.

 7. Расскажите, продемонстрируйте, что вы боитесь ТОЖЕ – какого-нибудь пустяка, ерунды: например, таракана или чего-то пострашнее (начальника, например). Пусть подросток сочувственно посмеется над вами, пусть уговорит не бояться. Пусть покажет, как быть смелым!..


  1. Закон III — Научитесь принципу сотрудничества

  1. ЗАПРЕТОВ НЕТ (даже если они и есть в вашем воспитательном рационе, то их употребление нужно свести к минимуму)

  2. РАССКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ О СВОИХ ЭМОЦИЯХ.

  3. ПОЗВОЛЯЙТЕ РЕБЕНКУ ПЛАКАТЬ

  4. ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

  5. СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ И НЕ САМОУТВЕРЖДАЙТЕСЬ ЗА СЧЕТ РЕБЕНКА

  6. НЕ ПОПРЕКАЙТЕ РЕБЕНКА КУСКОМ ХЛЕБА

  7. ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ


  1. Закон IV — Не забывайте, что они дети.

1. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ОТДЫХАТЬ И ДОБАВЬТЕ В ЕГО ЖИЗНЬ… НЕМНОГО БЕССМЫСЛЕННОСТИ. (Просто валяться, купаться, бегать, прыгать, танцевать, собирать листья, сидеть у костра, лежать на песке, просто идти, в конце концов, – в общем, просто остановиться в постоянном стремлении к чему-то. Такое времяпрепровождение крайне важно: как никакое другое, оно помогает отвлечься, осознать себя самого и тех, кто находится рядом.)

2. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ НАГРУЗКИ И СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ (Хорошо, когда ребенок развивается всесторонне, но иногда именно многочисленные занятия являются причиной нарушений. Подросток занят, у родителей – свободное время. Отлично! Но это хорошо только в том случае, если глаза вашего ребенка светятся счастьем, а не опухли от сидения за компьютером или учения уроков.)

3. МЕЧТАЙТЕ ВМЕСТЕ (Фантазируйте вместе с детьми, не спешите открывать глаза на то, какая она – жизнь.)



  1. Закон V — «Якорение» на успех

1. ПОЗДРАВЬТЕ РЕБЕНКА С «ДВОЙКОЙ»! (Да, да, всерьез! «Ну молодец, поздравляю. Лиха беда – начало!» или «Ого, пару уже заработал? Нормально, могли бы и нуль поставить…», или «Было бы из-за чего слезы лить! Ерунда какая! Отчаянные двоечники порой становятся миллионерами».)

2. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ДЕТАЛЯМ (Кажется, за что его хвалить? Ничего особенного он не делает… Присмотритесь повнимательнее и хвалите за то, что ребенок научился вовремя вставать, не опаздывать, убирать постель, делать уроки, быть вежливым, быть послушным)

3. ПОПРОСИТЕ У РЕБЕНКА СОВЕТА (Советуются – значит, доверяют! Это отличный способ хвалить, не хваля. И заодно воспитать ответственного человека.)

4. ПОПРОСИТЕ О ПОМОЩИ ( просьба сильней приказа)

5. ВОВЛЕКАЙТЕ В ПРОЦЕСС, РАССКАЖИТЕ О «ГОРИЗОНТАХ»… (Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…»)

6. ПОМОГИТЕ ПОВЕРИТЬ В СПОСОБНОСТИ!



  1. Закон VI — Не бойтесь говорить с детьми «ПРО ЭТО»

1. РАЗГОВОРЫ О СЕКСЕ С ДЕТЬМИ НУЖНО НАЧИНАТЬ ТОГДА, КОГДА У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ ВОПРОСЫ (Не раньше и не позже. Главное правило: информация должна быть доступна, но не избыточна. Постарайтесь вести беседу в естественной манере. Избегайте длинных лекций по половым вопросам. Ребенок не может оставаться внимательным долго, ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы. Если у вас не получается свободно говорить на эту тему, приобретите несколько хороших книг, авторы которых грамотно ответят на все вопросы вашего чада.)

2. БЕСЕДЫ О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ НУЖНО НАЧИНАТЬ ЕЩЕ ДО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет. Девочка не должна воспринимать первую менструацию как трагедию. Наоборот, мама должна подчеркнуть, что с началом месячных девочка становится женщиной и с каждым днем будет все красивее, а когда вырастет, сможет родить ребенка.)

3. ДЕТЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ОНИ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА НАЧАЛО СВОЕЙ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ

4. РАССКАЖИТЕ О СПИДЕ И ДРУГИХ БОЛЕЗНЯХ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ



  1. Закон VII — Если хочешь увести ребенка с неверного пути, иди с ним, и ты найдешь момент, когда можно будет свернуть на верную дорогу.



Советую обратить внимание на ВОСЕМЬ СИМПТОМОВ физического и эмоционального характера, которые свидетельствуют об употреблении человеком наркотиков.



1. Типичным признаком является ВОСПАЛЕНИЕ ВЕК И НОСА. Зрачки или сильно расширены, или сильно сужены – в зависимости от того, какой вводился наркотик.

2. Могут проявляться ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ. Человек бывает заторможенным, угрюмым, отсутствующим или, наоборот, ведет себя истерически, шумно, проявляет чрезмерную подвижность.

3. АППЕТИТ может быть чрезмерно повышенным или совершенно отсутствовать. Может наблюдаться потеря веса.

4. Происходят неожиданные ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Человек может становиться раздражительным, невнимательным, пугливым или, наоборот, агрессивным, подозрительным, готовым взорваться по любому поводу.

5. Появляется НЕПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ от тела и изо рта. Проявляется небрежное отношение к личной гигиене и одежде.

6. Могут возникнуть ПРОБЛЕМЫ С ПИЩЕВАРЕНИЕМ. Случаются поносы, тошнота и приступы рвоты. Часто болит голова и двоится в глазах. В числе других признаков физического разрушения организма можно назвать также изменение состояния кожного покрова (дряблая кожа) и общего тонуса организма.


7. На теле можно обнаружить СЛЕДЫ УКОЛОВ, обычно они бывают на руках: очень важный симптом! В эти места иногда попадает инфекция, и там появляются нарывы, язвы.

8. Разрушаются ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ, они замещаются извращенными идеями.


А вот симптомы психологического свойства (их тоже нельзя сбрасывать со счетов):

1. Сниженная подвижность; снижение целеустремленности.

2. Значительное ухудшение успеваемости в школе.

3. Сокращение периода времени, на которое удается сконцентрировать внимание.

4. Ухудшение коммуникабельности.

5. Снижение эмоциональной теплоты в социальных контактах; падение уровня сопереживания другим людям.

6. Чрезмерная реакция даже на умеренные критические замечания, принимающая порой неадекватное выражение.

7. Изменение в личностных характеристиках: из активной, заинтересованной в успехе личности – в более пассивную, безразличную.

8. Общение с друзьями, которые отказываются назвать себя, когда звонят по телефону, или вешают трубку, если слышат голос одного из родителей.

9. Повышенная склонность держать в секрете вопросы, касающиеся денег; исчезновение из дома денег и ценных вещей.


ЧТО ДЕЛАТЬ? Как помочь ребенку выпутаться из этой сложной для него ситуации и вернуться к себе? Конечно, нужно обращаться к специалистам, возможно, придется пройти курс реабилитации, который в дальнейшем поможет избежать срывов. Но самое главное, чтобы ребенок захотел избавиться от своей зависимости, был мотивирован вычеркнуть наркотики из своей жизни.


  1. Закон VIII — Всегда давайте вашему ребенку второй, третий, четвертый, сто четвертый шанс.


Простые правила любви:

1. Не думайте, что ребенок ваш. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы. Или – как вы хотите. Помогите ему стать собой, а не вами.

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеете, то и взойдет.

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете. Вы дали ему жизнь. Но как он может вас отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.

4. Не упрекайте детей в «куске хлеба», которым вы их наградили, а скажите спасибо, что они его приняли. Мы даем детям жизнь. Мы их кормим и воспитываем. А правильно ли кормим и хорошо ли воспитываем – это большой вопрос! Зачастую неврозы, психосоматические заболевания и несчастная судьба – результат неправильного кормления и воспитания! А вот дети делают нас РОДИТЕЛЯМИ. Без них мы бы никогда не были папами и мамами.

5. Не относитесь к проблемам вашего ребенка свысока.

6. Не унижайте его ни при каких обстоятельствах! Не ругайте его и не делайте ему выговоров в присутствии посторонних, особенно его друзей.

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучайтесь, если можете – и не делаете.

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умейте любить чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему.

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.


Как этого добиться? Секрет простой. Ласкать! Чувствовать! ЛЮБИТЬ!

Самое волшебное прикосновение – поцелуй. Самая исцеляющая мантра – «Я люблю тебя!»

Самые ресурсные якоря на свете – доверие,

забота, похвала, нежность и любовь.


Литература:


Д. Балыко. «Запретов. net. 40 правил НЛП для жизни в кайф». – М: Эксмо, 2007.

Д. Балыко. «Переговоры, обреченные на успех. Техники НЛП в действии». – М: Эксмо, 2008.

Диана Балыко «НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка»


Свежие документы:  Тест на тему «Изучаем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: