Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты-Мансийска









Статья

«Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»












подготовила

учитель русского языка и литературы

Нор Ирина Юрьевна













г. Ханты-Мансийск — 2014

Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

При изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» необходимо стремиться показать красоту подвига во имя свободы, силы, которую придаёт личности целеустремлённость. Восьмиклассники обогащают свои представления о Лермонтове-художнике, знания о теме и идее литературного произведения, о воплощении идеи в художественных образах, в композиции произведения.

Изучение поэмы «Мцыри» подводит учащихся к определению понятий темы и идеи художественного произведения. Ещё в 5-7 классах ученики знакомились с этими понятиями в применении к школьным сочинениям, сравнительно простым литературным произведениям, выясняли отношение писателя к действующим лицам, авторскую оценку тех или иных событий и ситуаций. В 8 классе эти понятия углубляются на более сложном материале, причём даётся их теоретическое определение с опорой на специфику художественной литературы, устанавливаются отношения их с другими понятиями, место обозначаемых ими явлений в художественном целом.

Однако нужно отдать себе отчёт в том, что восьмиклассники находятся на первых ступенях литературного образования. Здесь без строгого ограничения объёма знаний и даже без каких-то упрощений не обойтись. Так, вряд ли возможно в 8 классе говорить о мышлении образами, об эмоциональности мысли, о пафосе (употребляя термин В. Г. Белинского), об идейно-тематической основе произведения. Поэтому я останавливаюсь на том определении темы, которое сформулировано в хрестоматии.

Не претендуя на полноту и строгую научность в определении художественной идеи, вслед за многими критиками и художниками слова, характеризую идею как мысль писателя об изображаемых им событиях, лицах, явлениях жизни. Здесь же делаю оговорку, что эта мысль проникнута чувством писателя, что она живёт только в образах и поэтому обращена и к нашему разуму, и к сердцу.

По-разному, с разной степенью глубины может быть сформулирована тема поэмы Лермонтова: «Подвиг ради свободы», «Судьба человека, стремящегося к свободе», «Красота человека, готового умереть за свободу».1



Предложенные учениками формулировки обсуждаются и оцениваются в коллективной беседе. Школьники должны понять, что при всём возможном разнообразии выводов основное направлении нашей мысли задано писателем, теми явлениями, событиями, фактами, которые он изображает.

Школьники должны осознавать, что логическая формулировка тем или идей художественного произведения возможно и даже необходима (как элемент читательской оценки), но что такой логический вывод все же никогда не охватит всего богатства художественных образов и тем более не заменит их.

Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "Определение подобных треугольников"

Поэтому основная направленность (проблема) работы над поэмой М. Ю. Лермонтова – определить идею произведения и тему.

В соответствии с основной проблемой изучения поэмы «Мцыри» определяется основное содержание работы (направленность уроков), которая регулируется программами.

Необходимо отметить, что данная проблема по-разному раскрывается в программах. В программе под редакцией Г. И. Беленького и в программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой содержание уроков по описанной выше проблеме полностью совпадает, т.е. направленность работы по данному произведению обусловлено данной проблемой. Например, содержание поэмы «Мцыри – любимый герой Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость и энергия стиха» (В. Г. Белинский).2

Если обратиться к программе под редакцией А. Г. Кутузова, то содержание работы раскрывается в другом ключе, а именно работа направлена на раскрытие романтического характера.

Из этого можно сделать вывод, что в первых двух программах проблема представлена широко, чем в программе А. Г. Кутузова.

Специфика изучения данного произведения заключается в том, что здесь писатель, рисуя картины жизни, довольно полно, прямо, непосредственно передаёт и свои чувства, и переживания в связи с изображаемым, т.е. перед нами особый род литературы, сочетающий в себе особенности лирического и эпического, — лиро-эпическое произведение.

Поэтому при организации работы над данной поэмой не должно быть социологического подхода и формального разбора.

Следует помнить о том, что в данном произведении существует и другой центр внимания — романтическая личность – Мцыри. Поэтому путь к пониманию поэмы должен лежать через лирическую систему, которая организуется образом автора и образом романтического героя, которые повествуют и описывают душевное состояние, переживание; для них характерно единство и внутреннее, и идейно-психологическое; они выражают своё отношение к миру, к самому себе.

Из сказанного следует, что работа должна строиться в том ключе, чтобы учащиеся увидели, почувствовали образ автора и образ романтического героя – Мцыри.

Желательно один-два урока посвятить лирике поэта. На этих уроках не столько важен доскональный разбор стихотворений, сколько звучание поэтического слова, создающего определённый эмоциональный настрой и вызывающего представление о личности поэта. Пусть учащиеся читают любимые стихи наизусть и даже по книжке. А если какое-либо стихотворение прочтёт наизусть учитель и пояснит, почему он отдаёт ему предпочтение, это будет лучшим стимулом к дальнейшему знакомству учеников с творчеством поэта. В заключение урока поэзии можно обсудить вопросы творчества Лермонтова, которые сформулирует учитель (можно воспользоваться вопросами хрестоматии, если таковые будут). Вместе с ответом на второй вопрос хрестоматии3 о причинах сходства судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина. Обсуждение подготовит учеников к пониманию общественного значения поэмы «Мцыри».

Свежие документы:  Методическая разработка к Дню Победы

После выразительного чтения поэмы учащимся предлагается ответить на первый вопрос хрестоматии, имеющий целью определить их общее впечатление от поэмы и помочь перейти к этапу более глубокого осмысления.

Анализу поэму посвящаем два-три урока; вести его, по моему мнению, лучше всего «вслед за автором», но не исключены и другие методические решения (например, беседа об образе Мцыри).

Прежде всего, обратим внимание на своеобразие композиции поэмы: две короткие вступительные главы – и двадцать четыре главы, содержащие развёрнутый монолог героя.

Работу можно завершить рассмотрением иллюстраций, помещённых в хрестоматии, а также продемонстрированных на экране:

  1. Мцыри на скале.

  2. Мцыри среди гор.

  3. «Кругом меня цвёл божий сад…»

  4. Мцыри спускается по скалам.

  5. Грузинка с кувшином.

  6. «Тогда на землю я упал…»

Если найдётся время (или на внеклассных занятиях), можно послушать фрагменты симфонической поэмы О. Тактакишвили «Мцыри» и романс А. Рубинштейна и А. Варламова на слова Лермонтова «Горные вершины». К работе над поэмой привлекаем аудиозаписи «Лермонтов. Мцыри » (читает Н. Мордвинов). Лучше всего прослушать после разбора поэмы, чтобы оценить творчество актёра.

По данному произведению предлагаю следующие темы уроков.

1 урок. М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

Слово учителя (учащегося) об истории создания поэмы, её теме и идее. Выразительное чтение поэмы «Мцыри», комментарий по ходу чтения. Работа с трудными словами: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. Работа с иллюстрациями. Романтическая ситуация. Основное содержание романтизма.

2 урок. «Мцыри» как романтическая поэма.

3 урок. Идейное содержание поэмы.

Идейное содержание поэмы. Главный герой Мцыри. Художественный рассказ о жизни Мцыри в монастыре и во время скитаний. Беседа:

Что увидел герой Лермонтова на воле? Как раскрылся характер Мцыри за «три блаженных дня»? Какова цель побега? Почему мечта Мцыри увидеть свою Родину оказалось несбыточной?

Привлечение проектора, интерактивной доски. Чтение наизусть выученных глав. Рефераты или индивидуальные сообщения учащихся на тему «Особенности построения поэмы», «Роль вступления», «Роль лирического монолога, пейзажа» (возможны варианты). Романтическая ситуация. Обобщения и выводы. В образе главного героя поэт выразил свои мечты о человеке, который стремиться к свободной жизни и готов к борьбе за неё. Значение поэмы.

Домашнее сочинение

  1. Мой размышления над прочитанной поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

  2. В чём для Мцыри смысл жизни?

  3. Природа в понимании Мцыри.

  4. «Кругом меня цвёл божий сад». (Мцыри на свободе).

4 урок. Урок развития речи.

Анализ написанных сочинений по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».



































Литература:

  1. Беленький Г. И. Литература в 8 классе. Методические советы – М.: Просвещение, 2010. 127с.

  2. Белинский В. Г. Стихотворения М. Ю. Лермонтова. – Полн. собр. соч. – М., 2000. Т. 4.

  3. Литература: Учеб. хрестоматия для 8 классов общеобразоват. Учреждений/ Авт. – сост. Г. И. Беленький. – 4 изд., доработ. – М.: Просвещение, 2007. 445с.

  4. Лотман Ю. М. В школе поэтическогослова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. Для учителя. – М. 2010.

  5. Маранцман В. Г. Проблемное изучение лирики Лермонтовав 8 кл.// Литература в школе. 2000. — №1.

  6. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл./ Сост. Т. А. Калганова. – 2 изд. – М.: Дрофа, 2010. – 256с.

  7. Рез З. Я. М. Ю. Лермонтов в школе. С-п. 2000.

  8. Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 176с.

1 Формулировки взяты из школьной практики.


2 Программа по литературе (5-11 кл.) под ред. Т. Ф. Курдюмовой.

3 Литература: Учеб. хрестоматия для 8кл. общеобразоват. Учреждений/Авт. – сост. Г. И. Беленький. – 4 изд., доработ. – М.: Просвещение, 2007. -445с.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: