Перспективное планирование экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на летний период
Название опыта. Цель | Оборудование | Описание опыта | |
ИЮНЬ | 1. Почему летом надо носить светлую одежду и светлый головной убор? | Кусочек светлой и тёмной ткани. | Положить куски ткани на солнце через некоторое время потрогать на ощупь, одинаково ли они нагрелись. Сделать вывод, что тёмная ткань |
2.Почему выползли дождевые черви? Цель: Установить почему во время дождя черви выползают на поверхность земли. | Земляные червяки, земля, пол-стакана камешков, ½ ч. пластиковой бутылки | Поместить дождевых червей в бутыль с землёй и камешками, сверху налить стакан воды. Понаблюдать как черви выползают наверх. Сделать вывод, что вода заливает норки. Червям не хватает воздуха. | |
3.Рассматриваем листья Цель: Понять, что по жилкам вода и питательные вещества продвигаются по всей площади листа. | Листья дерева или кустарника, лупа. | Рассмотреть лит, отметить, что ножка листа поддерживает лист и поворачивает его к свету. Рассмотреть обратную сторону, пальцами пощупать жилки, выяснить, что по ним, как по трубочкам-сосудам вода продвигается к листьям. | |
4. Измеряем дождь. Цель: Учить детей измерять количество выпавших осадков. | ½ пластиковой бутылки, линейка, мерная ложка. | Поставить бутылку под струи дождя. Измерить линейкой глубину выпавшей воды, мерной ложкой её количество. | |
ИЮЛЬ | 1.Почему комар пищит, а шмель жужжит? Цель: Выявить причину возникновения низких и высоких звуков.
| Пластмассовые расчёски, разной частоты и размеров зубов. | Провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. Дети определяют величину комара и шмеля, имитируя звуки , издаваемые ими. Комар машет маленькими крыльями очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, звук получается низкий.
|
2. Сравнение песка и глины. Цель: Показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины
| 2 банки .
вода
| Налить в банки воду. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.
| |
3. «Вулкан» Цель: Показать детям, как газ вытесняет жидкость
| Поддон, ком глины, сода, уксус, красный пищевой краситель | Сформировать из глины гору с кратером, насыпать внутрь соды, смешанной с красителем. Влить уксус. В результате реакции с уксусом, окрашенная жидкость поднимется и польётся. | |
4. «Солнечные зайчики». Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, научить делать «Солнечные зайчики»
| Зеркала | Взрослый показывает детям, как с помощью зеркала появляется «Солнечный зайчик»., предлагает детям тоже их сделать, прятать, прикрыв ладошкой, играть с ними в догонялки и прятки. | |
АВГУСТ | 1.Как увидеть молнию? Цель: Выявить , что гроза- проявление электричества в природе.
| Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, эбонитовая палочка | Сложить друг на друга кусочки ткани. Дети натирают их воздушным шаром или пластмассовым предметом. Подносят к ним эбонитовою палочку и медленно разделяют ткань. Появится треск- проявление электричества. |
2. Радужная плёнка Цель: показать, как может появиться радуга.
| Миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей. | Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые солнечные лучи. Капнуть каплю лака, наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Делаем вывод: лучи света отражаются от плёнки, и мы видим переливы радужных тонов. | |
3. «Пузырьки- спасатели» Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
| Стакан газированной воды, 5 маленьких кусочков пластилина, величиной с рисовое зёрнышко. | На ¾ стакана наполнить газированной водой и сразу же бросить 5 кусочков пластилина. Подождать немного и понаблюдать. Сделать вывод почему кусочки всплывают ( их выталкивают пузырьки воздуха). | |
4.Как пчёлки переносят пыльцу? Цель: Выяснить как происходит процесс опыления у растений.
| Ватные шарики, порошок красителя двух цветов, коллекция насекомых, лупа | Дети через лупу рассматривают конечности насекомых и тельца ( мохнатые, покрытые волосками). Представляют, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движения насекомых, прикасаются шариками к цветкам, на них остаётся «пыльца». Определяют, как насекомые помогают растениям в опылении |