Программа совершенствования техники чтения «Школа быстрого чтения»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы

Детско-юношеский центр «АРС»











Программа

совершенствования техники чтения

ШКОЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ





подготовила

педагог дополнительного образования,

Заслуженный учитель РФ

Лебедева Галина Васильевна







ШКОЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

Пояснительная записка

Известно, что на успеваемость школьников влияют различные факторы (некоторые исследователи называют до 40 факторов). Но важнейшим из них является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи ребенка. Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного впечатления от отдельных слов интегрируются, поэтому лучше осознаются смысловые связи между ними. При медленном чтении учащиеся теряют начало фразы, не дочитав её до конца. Такие ученики при подготовке домашних заданий затратят 1,5-2 часа только на то, чтобы один раз прочитать тексты. А так как низкая скорость мешает восприятию, необходимо читать дважды, трижды, возвращаться постоянно к уже прочитанному, но непонятному тексту. К сожалению, низкая скорость чтения проблема не только учащихся младших классов, но и старшеклассников. Объём текстов, которые им необходимо читать по разным предметам в школе и дома, велик и нереален для читающих с низкой скоростью. Читать и писать учащиеся учатся не все 11 лет школы, а на первом этапе, и чем быстрее это сделают, тем лучше будет их успеваемость по всем предметам. Исследования показывают — из тех, кто читает в 3-м классе 130-170 слов в минуту, вырастают отличники, 100-140 – хорошисты, 80-90 слов – троечники. Отсюда вывод – чем раньше мы начнем решать эту проблему, тем больше шансов достичь желаемых результатов.

Данная программа предназначена для развития и совершенствования навыков чтения у пятиклассников. В ходе занятий будут развиваться и многие процессы, сопровождающие чтение, так как скорость чтения зависит от объема слуховых и зрительных восприятий, от количества регрессий (обратного движения глаз для уточнения прочитанного), от выработки антиципации (предвосхищение). Название ШКОЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ – условное, «приманка» для детей, на самом деле мы не обучаемся быстрому чтению (это вертикальное чтение), мы учимся читать быстрее, лучше видеть текст, отдельные слова. Чтобы увеличить скорость чтения у слабочитающих детей, необходимы специальные упражнения, и ни в коем случае нельзя рекомендовать (как иногда делают учителя на родительских собраниях) такому ребёнку побольше читать. Что будет в этом случае? Ребёнок будет закреплять своё плохое медленное чтение. Нельзя добиться результатов просто увеличивая количество затраченного времени и прочитанных страниц (лично убедилась в ходе эксперимента). Отдельные упражнения, особенно чтение в темпе скороговорки позволяют у отдельных учащихся, например, у тех, кто делает слишком большие паузы между словами или повторяет прочитанное слово, добиться увеличения скорости уже через несколько занятий.

В школе часто дети получают задание что-то выучить наизусть. Но кто и когда учит их, как правильно заучивать различную информацию или учить наизусть стихотворение? Поэтому обязательны специальные упражнения на развитие памяти, зрительные и слуховые диктанты, игры, заучивание наизусть в ходе занятий. Всё это не только способствует увеличению скорости чтения, но и очень важно для развития ребёнка.

Занятия в «Школе быстрого чтения» проводятся один раз в неделю, форма занятий групповая. В ходе выполнения заданий и упражнений учитель работает с отдельными учениками, организует работу в парах.

Условия реализации программы: отдельные упражнения, разученные на специальных занятиях, обязательно используются учителем-словесником на всех уроках.

В методике обучения автор опирается на труды харьковского методиста И.Т. Федоренко, а также рекомендации И.Г. Пальченко.

Цель занятий: увеличить скорость горизонтального чтения.

Промежуточные задачи:

  • развитие внимания и памяти;

  • устранение артикуляции;

  • увеличение объёма слуховых и зрительных восприятий;

  • предупреждение регрессий;

  • увеличение поля зрения при чтении текста;

  • выработка навыка антиципации;

  • пополнение активного словарного запаса


Содержание

Вводное занятие «Добро пожаловать в Школу быстрого чтения!» Входной контроль скорости чтения. Оформление тетради «Школа быстрого чтения». Таблица учёта скорости чтения.

Понятие о процессе чтения.

Различные виды чтения. Можно ли научиться читать быстрее? «Научный» эксперимент. Недостатки традиционного чтения. Золотые правила чтения.

Понятие о регрессии, преодоление регрессии. Артикуляция. Подавление артикуляции.

Развитие периферического чтения при чтении.

Практическая часть

  • чтение текста с различной скоростью, многократное чтение за диктором;

  • жужжащее чтение;

  • чтение про себя (приём «буксир»);

  • чтение методом «штурма» (незнакомый текст);

  • упражнение «Назови второе»;

  • упражнение «Бабочка»;

  • считывание таблиц Шульте;

  • разучивание скороговорок.

Чтение и память.

Слуховая, зрительная, двигательная память. Исследование ведущего типа памяти. Приёмы успешного запоминания. Развитие внимания.

Практическая часть

  • все виды чтения;

  • разучивание стихов;

  • чтение скороговорок (методом медленно-быстро);

  • слуховые диктанты (наборы предложений и слов);

  • зрительные диктанты (предметные карточки);

  • упражнения на внимание и память.

Понимание прочитанного.

Приемы осмысления текста. Главное в тексте. Выработка смысловой догадки. Пересказ текста.

Практическая часть

  • нахождение ключевых слов;

  • считывание и запоминание информации;

  • чтение текста (закрываем последние буквы);

  • чтение текста (закрываем первые буквы);

  • чтение текста (закрываем первые и последние буквы);

  • чтение текста (пропущены слова);

  • чтение стихотворений;

  • упражнение «Подскажи словечко».


Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Понятие о процессе чтения

12

1,5

10,5

3.

Чтение и память

12

2

10

4.

Понимание прочитанного

8

2

6

5.

Итоговое занятие

1

1

Методика занятий

Занятия проводятся регулярно, в хорошем темпе, всё необходимое готовится заранее. Обстановка должна быть психологически комфортной: чаще улыбайтесь, разрешите детям сесть в пары по желанию, используйте эмоционально-яркие тексты, стихи. Помещение должно быть подготовленным, обязательно проводятся разнообразные физкультминутки.

На каждом занятии проводится разминка (скороговорки), 15-ти секундный замер скорости чтения. Как только будут разучены правила выполнения слуховых и зрительных диктантов, они проводятся регулярно. Если необходимо, проводятся упражнения на дыхание и на развитие голосового аппарата.

Условием успешности занятий, наращиванию скорости чтения способствует сознательное освоение учащимися упражнений при понимании сущности действий. Учитель сам должен хорошо представлять сущность процесса чтения и доступно объяснить детям, в том числе с использованием некоторых специальных терминов (см Приложение№1). Также в доступной форме объясняется сущность любого упражнения и задания, когда оно проводится в первый раз: Как это работает? Зачем мы это будем выполнять? Как это поможет нам в учёбе?

Обеспечение учащихся

  1. Специальная тетрадь в клетку «Школа быстрого чтения».

  2. Таблица Шульте.

  3. Папки с текстами для чтения.

  4. Любой учебник для 4-5 класса.

  5. Ручка с цветной пастой, фломастер.

  6. Маленькая указка.

Каждый ученик должен иметь специальную тетрадь для занятий, можно оформить её по желанию учащегося. В тетради на последней странице несколько таблиц, в которые заносятся данные 15-ти секундного замера чтения (количество слов), данные контрольного чтения (раз в четверть), результаты слуховых и зрительных диктантов (количество знаков, количество слов), результаты считывания таблиц Шульте (секунды).

Таблицы Шульте (карточки размером 10*10) хранятся в тетради, периодически учитель меняет карточки.

Папки с текстами (формат А 4) хранятся в кабинете, в специально отведённом месте, перед началом занятий дети берут их самостоятельно.

Кроме специально подобранных текстов, учащиеся должны тренироваться читать любой учебный текст. Можно использовать списанные учебники, например, учебники «Окружающий мир», «Природоведение» за 4 класс. Также как и папки, учебники хранятся в кабинете.

Обеспечение учителя, раздаточный материал

  1. Пособие по методике чтения.

  2. Материал для подбора и составления текстов для чтения (в основном источник – словари для школьников, краеведческий материал).

  3. Сборники скороговорок, детских стихов.

  4. Тексты (размеченные) для замеров скорости чтения.

  5. Таблица Шульте (формат ½ листа ватмана).

  6. Пособие для развития внимания, восприятия – упражнение «Бабочка» (формат листа ватмана).

  7. Дидактический материал: наборы слуховых диктантов, наборы предметных карточек.

  8. Дидактический раздаточный материал: карточки-картинки с текстами.

  9. Мяч.

Методика выполнения отдельных упражнений

(все описания только из личного опыта автора)

1.Разные виды чтения

Многократное чтение

Все ученики одновременно по команде учителя начинают про себя читать текст (не художественный). Затем учитель предлагает читать текст всем вместе вслух в течение одной минуты. По истечении этого времени по команде учителя каждый ставит карандашом вертикальную линию там, где остановился. Ученики подсчитывают, сколько слов прочитано. Затем читают ещё раз таким же способом и вновь отмечают линией. Количество слов увеличивается, так как текст уже знаком. Это придаёт детям уверенности, желание прочитать ещё раз и увеличить количество прочитанных слов. Мы обычно читаем таким способом 3-4 раза.

Жужжащее чтение

Методика выполнения

Все ученики читают одновременно вполголоса заданный текст, пока учитель не даст команду остановиться.

Из практики применения

Обязательное чтение на каждом занятии в школе быстрого чтения. В том числе на уроках русского языка и литературы. Используется в 2-ч вариантах.

Первый вариант: ученики открывают книгу, находят указанный текст и по команде учителя начинают одновременно вполголоса читать. Закончив чтение, не останавливаясь, начинают читать заново и т.д. Так весь класс «жужжит», пока учитель не остановит. Читают с максимально возможной для себя скоростью.

Второй вариант: все ученики читают одновременно вполголоса текст, перед ними поставлена задача прочитать как можно быстрее и запомнить содержание. Постепенно «жужжание» становится тише, так как те, кто прочитал, замолчали. Остальные дочитывают. В первый раз эти дети, почувствовав, что остальные уже молчат, тоже замолкают. Учитель должен объяснить, что не нужно бояться, приободрить этих детей. в процессе такого чтения учитель имеет возможность отслеживать результаты слабочитающих, отмечать изменения в их работе. Очень хороший психологический эффект даёт совместное «жужжащее чтение» учителя и слабого ученика.

Чтение в темпе скороговорки

Методика выполнения

Главное упражнение на развитие скорости чтения.

Всем классом читаем вслух 3-4 строки текста с убыстрением, в темпе скороговорки. Когда упражнение разучивается, учитель ведёт своим голосом. Текст становится знакомым, ученик может читать всё быстрее и быстрее. Детям учитель объясняет, что это упражнение, а художественный текст читать скороговоркой нельзя.

Затем учитель просит прочитать в быстром темпе ещё раз, не останавливаясь на разученных строчках. Обычно и незнакомый текст некоторое время читается в быстром темпе (чтение методом «штурма». Как только скорость снижается, следует прекратить чтение.

Из практики применения

Подбираются небольшие тексты нейтрального содержания, в которых содержится конкретная информация о каких-то явлениях или фактах, возможно, содержатся цифры. Очень хорошее упражнение для тех, кто читает, делая ничем не оправданные паузы. Чтобы избежать бессмысленного чтения, задаём вопросы по тексту или пересказываем содержание прочитанного.

Постепенно переходим (в зависимости от уровня группы) к выразительному чтению текста с переходом на незнакомую часть.

Таблицы Шульте (Приложение №2)

Упражнение на улучшение периферического зрения, что способствует увеличению скорости чтения. В таблице в случайном порядке цифры от 1 до 25.

Методика выполнения

Беззвучным счётом, без артикуляции отыскать быстро цифры от 1 до25. Чтобы правильно выполнить упражнение и тренировать периферийное зрение, нужно постараться видеть таблицу полностью, сфокусироваться на центральной клетке. Находить цифры нужно только взглядом, голову поворачивать не надо. Необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы, обычно это 40-50 сантиметров.

Из практики применения

В практике мы несколько изменяли поначалу методику. Большая таблица на доске, ученик (по желанию) выходит к лоске, указкой показывает цифру, называя её вслух. Ученик стоит прямо перед таблицей (поэтому, к сожалению, закрывает обзор другим), учитель следит, чтобы голову держал прямо. Учитель с помощью секундомера фиксирует время, по окончании называет. Ученик, сев на место, записывает результат в тетрадь. Если его совсем не устраивает результат, можно попытаться ещё раз. Затем каждый на своём месте тренируется с маленькой табличкой, которая хранится в тетради, опять-таки указывая поначалу на цифру указкой. Так мы начинаем осваивать эти таблицы.

Для учащихся даже в таком варианте это сложное задание. Хотя желающих выйти к доске всегда было много. Трудности для ребенка в том, что он не может поначалу сфокусироваться в центре таблицы, поворачивает голову, отыскивая цифры. Ещё одна трудность: начав выполнять упражнение, ребёнок не видит очередную цифру, возникает длинная пауза, он нервничает. В таком случае лучше прекратить выполнение и начать сначала. Освоив такой вариант, переходим к беззвучному считыванию. Однако контроль осуществлять в этом случае уже невозможно, всё зависит от желания самого ученика.

В любом случае постоянные тренировки дают результат, причём личный опыт показывает, что дети гораздо быстрее взрослых улучшаю свои показатели.

2. Упражнения

Упражнение «Назови второе»

Упражнение на расширение объёма слуховой памяти, улучшение внимания, памяти, развитие воображения.

Методика выполнения

Ученики готовят на парте тетрадь и ручку. Учитель громко, чётко, в среднем темпе называет пары слов (от 3 до 5). Ученики внимательно слушают. Затем по команде учителя записывают запомнившиеся пары слов тетрадь.

Из практики применения

Начинаем разучивать упражнение с 4 пар слов.

Варианты выполнения

1) Назвав пары слов, учитель затем называет из каждой пары первое слово, а ученики хором называют второе.

2) В таком же порядке, но письменно.

3) Устно вариант с 5 парами.

4) Письменно вариант с 5 парами слов.

Использовать слова в единственном числе, подбирать их таким образом, чтобы аналогий простых не возникало (ученик-школа). Для разрядки и хорошего настроения иногда можно использовать пары слов типа конфета-магазин, каникулы-радость, задание-успех др.

Пример

погода – хлеб

карандаш – космос

растение – футбол

картина – забота

Упражнение «Запомни слово»

Методика выполнения

  • учитель объявляет № диктанта, дети записывают его в тетрадь;

  • каждое слово чётко и громко читается учителем один раз, с указанием номера слова; например: первое – весна, второе – горка и т. д;

  • по окончании диктовки по команде «можно!» дети записывают по памяти каждое слово с новой строки, нумеруют их;

  • если какое-либо слово ученик не помнит, он может пропустить эту строку и записывать следующие слова;

  • если понимает, что сбился с номеров, записывает в любом порядке всё, что запомнил;

  • учитель просит одного-двух учеников зачитать ответы, называет их баллы (за каждое правильное слово 1 балл);

  • читаем все вместе хором ответы орфографическим чтением, исправляем ошибки; при необходимости комментируем и уточняем значение слова;

  • подсчитываем и записываем в тетрадь баллы за выполненную работу.

Из практики применения

Количество слов для начала определяется подготовленностью группы (от 5 до 10 слов). Можно посоветоваться с ребятами: сколько слов назвать? Обычно просят назвать как можно больше, хотя не все справляются. Пока упражнение разучивается, объясняем детям доступно, как работает наша память, какие существуют способы запоминания. Просим детей, у которых хорошие результаты пояснить для всех, как они запоминают слова. Это упражнение подготовка к слуховым диктантам.

Примеры

  1. Шуба 1.Дом

  2. Пень 2.Вода

  3. Враг 3.Узор

  4. Лето 4.Беседа

  5. Волна 5.Музыка

  6. Груша 6.Весна

  7. Озеро 7.Цифра

  8. Поляна 8.Подвиг

  1. Ворота 9.Компас

  2. Коридор 10.Чемпион

Упражнение «Будь внимателен!»

Методика проведения. Учитель произносит «Будь внимателен!» (это сигнал начала выполнения задания) и называет 4 слова. Затем задаёт вопрос о наличии в словах какой-то определённой буквы. Правильный ответ всегда одно слово. Каждый новый ряд слов начинается словами «Будь внимателен!»

Из опыта применения.

Возможны два варианта выполнения этого упражнения.

1)Дети внимательно слушают слова и дают ответ устно. В этом случае, даже если первый отвечающий дал верный ответ, учитель выслушивает ответы не менее 5 учащихся (всё очень быстро делается).

2)Дети слушают первый ряд слов и вопрос. Ответ записывают в тетрадь. Затем второй ряд слов и ответ. Ответы нумеруются. При проверке читают слова по порядку орфографическим чтением.

Примеры

Воротник, ворота, ответ, воробей.

В каком из слов есть буква «А»?

Папка, трубка, подпись, опыт.

В каком из слов есть буква «Б»?

Упражнение «Читаем и считаем»

Методика выполнения

Учитель просит ученика читать указанное предложение и одновременно подсчитывать количество какой-то буквы. Затем даёт задание другому ученику на другую букву.

Пример

Атомный ледокол завершил плавание по льдам. Читать, одновременно считая количество Л.

Упражнение «Строим предложение»

Методика выполнения

На доске слова, записанные через запятую. Задача учеников, используя эти слова и добавив другие, построить предложение.

Из практики применения

Для слабого класса трудное задание. Предложения куцые получаются, слов дети практически не могут добавить пытаются использовать только предложенные. В этом случае начинать с предложений попроще. Хорошее задание для развития чуткости к языку понимания законов построения предложения. У всех предложения получаются разные. Важно обратить внимание на самый удачный вариант, его записываем в тетрадь, читаем орфографическим чтением.

Пример

Глобус, модель, Земли, ты, все, люди.

Глобус не что иное, как уменьшенная модель Земли, где живут все люди.

Глобус это уменьшенная модель Земли, где живут все люди.

Упражнение «Бабочка»

На самом деле оно может называться «Муха», «Стрекоза», «Фишка» и т.д., в зависимости от тог, кого мы заставить двигаться по полю.

Методика выполнения

Используется для развития внимания. На поле, размеченном буквами и цифрами, мысленно передвигается предмет в заданном направлении.

Из практики применения

В практике автора программы использовалось в 2 вариантах.

1-й вариант: плакат размера листа ватмана на доске, ученики сидят прямо, руки за спиной, головой не поворачивать, губами не шевелить.

Учитель громко говорит: «Бабочка полетела!» и называет её «ходы». Ученики следят, мысленно перемещая бабочку в соответствии с ходами. Бабочка не летает по диагонали, только вверх, вниз, вправо, влево. По окончании учитель спрашивает ответ, ученики хором отвечают.

Примеры

1.Ходы:

1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево. 2 вниз, 2 вправо. 1 вверх.

Ответ: В2

2.Ходы:

2 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх

Ответ: А2

3.Ходы:

1 вниз, 2 вверх, 2 влево, 3 вниз, 1 вверх, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх

Ответ: Г1

2-й вариант: каждый ученик имеет карточку с полем и бабочкой. Учитель также вслух называет ходы, ученик следит глазами за полётом бабочки. Руки также за спиной, спина прямая, следим только глазами. Этот вариант лучше использовать на первом этапе, когда ученики только разучивают упражнение или в случае, когда не удаётся обеспечить хорошую видимость таблицы всем ученикам.

Одно из самых любимых упражнений детей. Несмотря на то, что оно требует большого внимания и сосредоточенности, воспринимается детьми как некий отдых, разрядка. После его выполнения они энергично и с хорошим настроением выполняют следующие задания. Использовать можно на любом уроке.

Упражнение «Найди слово»

Методика проведения. Учащиеся смотрят в текст. Учитель называет расположение какого-либо слова, называя номер строки (сверху или снизу), номер слова в строке (слева направо). Дети находят слово, ставят на него указку, называют.

Из опыта применения

Обычно берём текст в 140-160 слов, читаем с возможной скоростью 1 раз. Затем выполняется задание «Найди слово» (6-8 слов). В завершение читаем текст с убыстрением (весь или один-два абзаца).

Пример

Растения в природе являются основными участниками круговорота веществ всего растительного мира, они производители важнейших органических веществ, которыми дышит и питается весь растительный мир животных, растений и человека. Проходя через годовой цикл лесные растения: травы, кустарники и деревья проходят стадию роста и размножения, затем, опадая и сбрасывая листья, обеспечивают почве удобрения для последующего роста.

Есть такие растения, которые и в городе стали соседями с людьми. Они растут на улицах сквозь тротуары и бордюрные камни, а иногда прямо в домах и других постройках. Такие городские растения можно встретить среди бесконечных улиц, гудящих машин, в скверах и в парках больших городов, а то и прямо под ногами на вымощенной дорожке. Это те самые городские растения, которые привыкли к шумной жизни среди людей.

Таким растением, например, является подорожник. Подорожник неспроста обосновался у человеческого жилья, на обочинах дорог и пастбищах. Семена, созревающие в его высоких колосках, в сырую погоду становятся клейкими и легко пристают к ногам людей, лапам птиц и зверей, которые иногда разносят их на многие километры от материнского растения. С грязью на обуви подорожник попал даже в Америку, куда в 16 веке впервые приплыли европейцы.

Задания: найди и прочитай слово

-третья строка сверху, второе слово справа (растительный)

-шестая строка снизу, первое слово справа (подорожник)

-восьмая строка сверху, третье слово слева (растения)

-второй абзац, вторая строка, пятое слово слева (тротуары)

— второй абзац, последняя строка, третье слово справа (жизни)

-третий абзац, третья строка снизу, седьмое слово слева (километры)


Упражнение –настроение.

Методика выполнения

Учитель читает несколько раз небольшое стихотворение (чаще занимательное, весёлое). Затем делит текст «на роли» и читает только свои строки, а дети хором – свои.

Из практики применения

Проводится обычно в начале занятия. По желанию можно предложить тем, кто запомнил всё стихотворение, прочесть его целиком. Когда стихотворение разучено, в дальнейшем наиболее понравившиеся детям стихи, читаются в качестве дополнительной к физминутке паузе.

Пример

Учитель:

Вот весёлая витрина
Обувного магазина –

Ученики:

В ней стоит
Большой сапог.

Учитель:

Вот забавная витрина
Овощного магазина –

Ученики:

В ней картофеля корзина
И петрушки корешок.

Учитель:

Но у зоомагазина
Лучше всех витрин
Витрина:

Ученики:

Рядом с чучелом павлина
В белых майках
Два пингвина,
Крокодила половина
И красивая
Картина –
На картине
Носорог.

(Р. Сеф)


3. Слуховые и зрительные диктанты

Слуховые диктанты

Слуховые диктанты используются для расширения объёма слуховых восприятий, объёма слуховой памяти, для обогащения словаря учащихся.

Методика выполнения

  • каждое предложение читается учителем один раз;

  • дети записывают по памяти каждое предложение с новой строки, нумеруют их;

  • если какое-либо предложение ученик не помнит – пропускает строчку и записывает далее;

  • читаем предложения орфографическим чтением, исправляем ошибки;

  • читаем хором и индивидуально все предложения в быстром темпе 2-3 раза;

  • подсчитываем и записываем в тетрадь баллы за выполненную работу; каждое правильно записанное предложение (номер и текст на своих местах) — 1 балл.

Из практики применения

Практика применения этого вида работ кратко описана автором в журнале «Русский язык в школе» (1995 № 6 – с. 43-45).

Можно уменьшить количество предложений, если дети затрудняются. Количество знаков в предложениях увеличивается. Не стоит увеличивать знаки в каждом предложении набора, это должно происходить постепенно. если на одном из занятий закончили количеством 36, на следующем первые два-три предложения должны быть с этим же количеством знаков. эти же предложения используются и для быстрого чтения. Можно связать такие диктанты с изучаемой орфограммой и ввести ее в предложения.

Не у всех детей сразу получится выполнение такого диктанта. Иногда ребёнок, в целом помнит смысл, но не может воспроизвести дословно. Это заставляет быть активным, перебирать варианты. Особенно это касается стихотворных строк. Например, одна из учениц, не запомнив точно строчку «Наша улица зелёная людям радует сердца», записала «Наша улица зелёная людям душу веселит». Записано неверно, но подход творческий.

Пример


Предложения

Число

знаков

1.

Стала жёлтая пшеница в поле колоситься.

33

2.

Поднялось и заиграло солнце над полями.

33

3.

Пушистой серой мышке звонит усатый кот.

33

4.

Красный шар солнца садится в синеву моря.

34

5.

В свободное время я читаю газеты и журналы.

35

6.

На большой лесной поляне глубокие сугробы.

36


Зрительный диктант

Методика выполнения

Учитель показывает, подняв руку, картинки с изображением предметов. Называя при этом порядок их предъявления (один, два, три и т.д). Дети внимательно смотрят и запоминают порядок. Затем учитель просит назвать предметы в правильном порядке. Проверка правильности проводится с повторным показом картинок.

Из практики применения

Используются готовые предметные карточки, на которых изображены чётко понятно отдельные предметы: ягода, тетрадь, цветок и др. карточки должны быть такого размера, чтобы все дети их хорошо видели. На картинке должен быть именно один предмет, фон белый. Начинать можно с 7 карточек, затем используем 10.

Перед началом разучивания очень подробно объяснить детям, как запомнить предмет и назвать его про себя. Например, на картинке изображена берёза – можно назвать этот предмет «дерево»; изображена роза – это «цветок». Правильными будут и ответ берёза и ответ дерево, это на тот случай, если ребенок не узнает предмет. Также отметить, что ответ может быть, например, и «рыба» и «рыбка». Стоит предупредить, что нельзя вслух во время упражнения уточнять, что именно изображено. Из практики применения данного упражнения можно сказать, что детям на первом этапе гораздо проще после просмотра записать слова в тетрадь, чем устно воспроизводить порядок. Количество правильно записанных слов подсчитывается учениками и записывается в тетради в таблицу под названием «Зрительный диктант».

Используя постоянно зрительные и слуховые диктанты, обращаем внимание учеников на ведущий тип их памяти.

Пример карточек



4. Игры с мячом

Давайте поиграем,– говорит учитель. Дети радостно соглашаются, но это, конечно, не игра для развлечения. Игры с мячом и словами способствуют развитию внимания, восприятия, расширяют словарь, способствуют активизации, готовят к выполнению слуховых диктантов и др. После таких игр дети с особым воодушевлением берутся за тексты и упражнения. Вариантов игры можно придумать множество, связать её с темой занятия. В каждом варианте действия учителя и детей одинаковые: учитель бросает мяч ребёнку (со словом или без), он ловит и возвращает, назвав слово.

Примеры заданий

  • «Дежурит буква…» — назвать слово на определённую букву;

  • называть слова по какой-либо теме (тему выбираем вместе);

  • назвать слово, противоположное названному учителем (антоним);

  • учитель называет слово, ученик, поймав мяч и возвращая его, произносит это же слово орфографическим чтением;

  • поймав мяч, прибавить своё слово к слову учителя (по определённой теме);

  • называть слова на определённое количество букв (трудное задание, сначала дать на подготовку время полминутки);

Физкультминутки

В качестве физминуток используется:

  • выполнение упражнений с помощью знаков-движений;

  • выполнение специально подобранных упражнений (по рекомендации школьного врача).

  • чтение стихов с движением;

Примеры

Гимнастика для глаз

Крепко зажмурить глаза и сосчитать до 3.

Открыть газа и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.


Выполнение упражнений с помощью знаков-движений



Чтение стихов с движением

Педагог:

Проплыли тучи дождевые

Дети (хором):

Лей, дождь, лей! (руки вытянуты, ладошки вниз)

Педагог:

Дождинки пляшут, как живые

Дети (хором):

Пей, земля, пей! (потряхивают руками, топают ногами).

Педагог:

И земля пьёт, пьёт!

Дети делают несколько наклонов вперёд.

Педагог:

А дождик неугомонный льёт, льёт!

Дети выполняют движения руками сверху-вниз.



Список литературы


  1. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения – М.: Книга, 1983.

  2. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребёнка. — М.: Эйдос, 1994.

  3. Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991. — № 4. – С. 33-39.

  4. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с., ил.

  5. Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. В.В. Медушинский, О.О. Очаковская – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.,ил.

  6. Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981. – 406 с., ил.

  7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с., ил.

Использованные интернет-ресурсы

Картинки https://www.zdorovierus.ru/userfiles/8221524d0a8f(4).jpg

https://www.velvet.by/files/userfiles/4827/rybka.jpg

https://i-nvestor.ru/img/investment/dom.jpg




ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение №1 Словарь программы.

Приложение №2 Таблицы Шульте.


Приложение 1

Словарь программы

АНТИЦИПАЦИЯ

антиципация [лат. anticipatio] — 1) предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чём-л.; 2) преждевременное наступление какого-л. события или действия; в экономике — уплата денег по долговому обязательству до условленного срока, взимание налога ранее, чем предусмотрено законом; в медицине — появление признаков болезни ранее, чем это обычно происходит; 3) лингв, предвосхищение последующего звука в предшествующем или в его признаке (напр., оглушение приставок из-, воз- перед последующим глухим).


АРТИКУЛЯЦИЯ

артикуляция [лат. articuiatio < articu-lare расчленять; членораздельно, ясно произносить] — лингв, работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения звука речи.


РЕГРЕССИЯ

регрессия [<лат. regressio движение назад]


ПЕРИФЕРИЙНЫЙ

периферийный — находящийся на периферии 2, окраинный, удаленный от центра.


Толковый словарь иностранных слов онлайн

https://foreign.slovaronline.com/А/АН/1041-ANTITSIPATSIYA

https://foreign.slovaronline.com/А/АР/1307-ARTIKULYATSIYA

https://foreign.slovaronline.com/П/ПЁ/9968-PERIFERIYNYIY

https://foreign.slovaronline.com/Р/РЁ/11299-REGRESSIYA



Приложение 2

Таблицы Шульте

1

10

20

8

3

18

24

5

16

12

7

19

14

25

23

4

11

17

22

2

13

21

9

6

15


25

13

9

3

19

18

11

24

22

4

8

21

5

17

15

6

14

12

10

7

23

1

16

20

2




11

7

3

23

4

2

25

8

17

22

15

12

19

20

9

5

16

1

13

21

10

18

22

6

14



Свежие документы:  Консультация для родителей «Почему возникают проблемы у первоклассников в школе?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: