Рабочая порграмма внеурочной деятельности «Проектирование социальной деятельности» (ФГОС) 5 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 с УИОП


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

__________ С.И.Краснова

« » сентября 2014 г.














Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Проектирование социальной деятельности»

5 класс






Составитель: Воробьева О.С.,

учитель русского языка и литературы высшей категории


Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1








.

г.о. Орехово-Зуево

2014 г.

I.Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы внеурочной деятельности «Социальное творчество» (Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова, Москва, Просвещение, 2011г.), с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова,. Содержание программы внеучебной деятельности определяется таким образом, чтобы она вместе с программами по обязательным предметам обеспечивала достижение всех образовательных целей. Важно заинтересовать ребѐнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаѐтся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечѐнных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. В основу программы внеурочной деятельности «Проектирование социальной деятельности» положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребѐнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнѐрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом

Цель программы «Проектирование социальной деятельности» — формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).

Задачи программы:

· сформировать у школьников способность видеть и понимать социальные проблемы; · сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;

· сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.


Общая характеристика программы


Программа курса включает два блока: теоретический и практический. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический блок в пятом классе включает в себя 4 модуля: 4 проекта. Программа реализуется в объеме 34 часа, 1 занятие в неделю.


Этапы работы над проектом

п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитический

Постановка цели проекта

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Планирование продукта

Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4

Презентационный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Презентация продукта

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения

Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (детские сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). Деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом запланировано время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.


II. Основное содержание программы

Теоретический блок

Стадии социального проекта. Подготовка учащихся к работе над проектом.

Выбор проблемы.

Сбор и анализ информации.

Разработка собственного варианта решения проблемы.

Реализация плана действия.

Подготовка к защите проектов.

Презентация проектов.

(7 часов)

Практический блок

Проект «Загляните в мамины глаза»

Беседа о предстоящем празднике, маме, о ее роли в жизни детей.

Сбор информации по теме (социальный опрос, изучение художественной литературы, Интернет – ресурсов по данной теме).

Разработка положения о творческом конкурсе. Учащиеся представляют свои работы в номинациях:

— «Литературное творчество»: сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему «Моя мама лучшая на свете!»

— «Изобразительное творчество»: рисунки «Портрет мамы».

Сбор творческих работ учащихся. Оформление выставки.

Оценка работ Оглашение итогов конкурса и награждение.

(5 часов)

Проект «Новогоднее чудо»

Беседа «Как празднуют Новый год в разных странах мира».

Сбор информации (анализ публикаций СМИ, ресурсов Интернет, подбор иллюстрации по теме).

Работа с собранным материалом.

Подготовка к работе «Морозные узоры на стекле» (декоративное рисование по мотивам кружевоплетения).

Презентация работ «Морозные узоры на стекле» (декоративное рисование по мотивам кружевоплетения).

(5 часов)

Проект «Жить здорово!»

Беседа «Давайте жить здорово!»

Сбор информации по теме (социальный опрос, изучение СМИ, Интернет – ресурсов по данной теме).

Разработка положения о творческом конкурсе. Учащиеся представляют свои работы в номинациях:

— «Литературное творчество»: сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему «Мое здоровье в моих руках!»

— «Изобразительное творчество»: рисунки, листовки, буклеты на тему «Жить здорово!»

Сбор творческих работ учащихся. Оформление выставки.

Оценка работ Оглашение итогов конкурса и награждение.

(7 часов)

Проект «Страницы истории родного города»

Социологический опрос «Какие мы, жители края?», «Знаете ли вы историю родного города?». Анализ результатов.

Сбор информации (анализ публикаций СМИ, ресурсов Интернет, исследовательских работ по теме).

Создание сборника по истории г.Орехово-Зуево на основе исследовательских материалов.

(5 часов)

Акция «Память»

«День Победы». Экскурсия в музей боевой славы. Беседа по итогам.

Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов.

Встреча с ветеранами (концерт). Акция «Память».

(4 часа)

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

У учащегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

— ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

— выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Учащийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Учащийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные умения

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.



IV. Календарно-тематическое планирование (34 часа, 1 час в неделю)


п/п

Тема

Дата

План

Факт

Теоретический блок

1

Стадии социального проекта. Подготовка учащихся к работе над проектом.

01.09. -06.09


2

Выбор проблемы.

08.09-13.09


3

Сбор и анализ информации.

15.09.-20.09


4

Разработка собственного варианта решения проблемы.

22.09. -27.09


5

Реализация плана действия.

29.09-04.10


6

Подготовка к защите проектов.

13.10-18.10


7

Презентация проектов.

20.10-25.10


Практический блок


Проект «Загляните в мамины глаза»



8

Беседа о предстоящем празднике, маме, о ее роли в жизни детей.

27.10-01.11


9

Сбор информации по теме (социальный опрос, изучение художественной литературы, Интернет – ресурсов по данной теме).

03.11-08.11


10

Разработка положения о творческом конкурсе. Учащиеся представляют свои работы в номинациях:

— «Литературное творчество»: сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему «Моя мама лучшая на свете!»

— «Изобразительное творчество»: рисунки «Портрет мамы».

10.11-15.11


11

Сбор творческих работ учащихся. Оформление выставки.

24.11-29.11


12

Оценка работ Оглашение итогов конкурса и награждение.

01.12-06.12



Проект «Новогоднее чудо»



13

Беседа «Как празднуют Новый год в разных странах мира».

08.12-13.12


14

Сбор информации (анализ публикаций СМИ, ресурсов Интернет, подбор иллюстрации по теме).

15.12-20.12


15

Работа с собранным материалом.

22.12-27.12


16

Подготовка к работе «Морозные узоры на стекле» (декоративное рисование по мотивам кружевоплетения).

29.12-31.12



Проект «Жить здорово!»



17

Беседа «Давайте жить здорово!»

12.01-17.01


18

Сбор информации по теме (социальный опрос, изучение СМИ, Интернет – ресурсов по данной теме).

19.01-24.01


19

Разработка положения о творческом конкурсе. Учащиеся представляют свои работы в номинациях:

— «Литературное творчество»: сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему «Мое здоровье в моих руках!»

— «Изобразительное творчество»: рисунки, листовки, буклеты на тему «Жить здорово!»

26.01-31.01


20

Разработка положения о творческом конкурсе. Учащиеся представляют свои работы в номинациях:

— «Литературное творчество»: сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему «Мое здоровье в моих руках!»

— «Изобразительное творчество»: рисунки, листовки, буклеты на тему «Жить здорово!»

02.02-07.02


21

Сбор творческих работ учащихся. Оформление выставки.

09.02-14.02


22

Сбор творческих работ учащихся. Оформление выставки.

24.02-28.02


23

Оценка работ Оглашение итогов конкурса и награждение.

02.03-07.03



Проект «Страницы истории родного города»



24

Социологический опрос «Какие мы, жители края?», «Знаете ли вы историю родного города?». Анализ результатов.

10.03-14.03


25

Социологический опрос «Какие мы, жители края?», «Знаете ли вы историю родного города?». Анализ результатов.

16.03-21.03


26

Сбор информации (анализ публикаций СМИ, ресурсов Интернет, исследовательских работ по теме).

23.03-28.03


27

Создание сборника по истории г.Орехово – Зуево на основе исследовательских материалов.

30.03-4.04


28

Создание сборника по истории г.Орехово – Зуево на основе исследовательских материалов.

13.04-18.04



Акция «Память»



29

«День Победы». Экскурсия в музей боевой славы.

20.04-25.04


30

Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов.

27.04-30.04


31

Встреча с ветеранами (концерт).

04.05-08.05


32

Акция «Память».

11.05-16.05


33-35

Резерв.

18.05-30.05










V.Учебно – методическое обеспечение


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] — М.: Просвещение, 2010.

  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.

  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. — 2006, №1.

  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

9 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. — №9.

10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. — №2.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. — №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

СОГЛАСОВАНО

на ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол от « » сентября 2014 г.







СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Полякова И.П.

« » сентября 2014 г.




3


Свежие документы:  Постановка речевого и певческого аппарата по методике А.Д.Демченко

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: