Родительское собрание на тему «Формирование детской агрессивности»


В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и приятия. В этот период больше, чем в другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления детской агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего- либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования своего чада ( особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки ), а могут и вообще не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату — ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители.

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении( агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду – детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно( на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).

Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Проявление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее- замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Свежие документы:  Родительское собрание "Нравственный микроклимат семьи - основа формирования личности"

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивных детей развивается где- то между этими двумя противоположными ситуациями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того, чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

— совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

— восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию ( в основном с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко- с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс- вина, совесть и мораль- будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того, чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения , в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины , в разных пропорциях у разных людей.

Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации- стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения. Ведь подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения. Дети в разговорах и играх стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают противоречивые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны, сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это иногда неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

Свежие документы:  ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ в 6 классе на экологическую тему: «ДАВАЙТЕ БУДЕМ БЕРЕЧЬ ПЛАНЕТУ!»









ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»
















Родительское собрание на

тему

«Формирование детской

агрессивности»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: