Родительское собрание «Развитие проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»



Бурдаева М.П.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 п.Пангоды, ЯНАО




Родительское собрание

«Развитие проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»

Цель: познакомить родителей с исследовательской и проектной деятельностью в начальной школе.

Задачи:

  • познакомить с программой кружка «Мудрый совенок»;

  • выявить проблемы по включению в исследовательскую деятельность, определить роль родителей в исследовательской и проектной деятельности школьника;

  • дать основные этапы исследования, построения проекта.

  • Познакомить с мини-исследования, которые проводятся в классе (Выступление учащихся: «Какая ягодка самая полезная?», «Сколько можно сэкономить воды за одни сутки?»)

  1. Теоретическая часть. Выступление учителя

  • Цели и задачи проектно – исследовательской деятельности

  • Какие бывают проекты

  • Этапы включения учащихся в проектно- исследовательскую деятельность

  • Структура проекта

  • Компетенции, приобретаемые в процессе исследовательской деятельности

  1. Практическая часть. Разработка мини-проекта.


Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Мудрый совенок»

Главная задача вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Участие даст возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомит с методами научной и творческой работы, разовьет познавательный интерес, любознательность, научит общению со сверстниками и единомышленниками, даст возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность — вот слагаемые успеха.

Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Работа кружка «Мудрый совенок» обусловлена тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.

Типология проектов

— творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

— ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

— ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

— практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

— исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Ребятам нашего класса больше всего нравится участвовать в исследовательских проектах.


Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность


Этапы

Деятельность

Результат

1

Подготовительный

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск информации в энциклопедиях, Интернете


Устный доклад на уроке

2

Написание реферата

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии с требованиями и стандартами


Представление всех рефератов на уроках, а лучших — на конференциях в школе или в научном обществе (НОУ)

3

Собственно исследовательская деятельность

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования




Представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.

Учащиеся приобретают учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.

Информационные компетенции: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.

Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».



В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают умения:


Работа с литературой

Ораторские

умения

Владеть методами обобщения и проверки результатов

Владеть методами исследования

— подбирать литературу по теме;

— самостоятельно работать со справочным материалом, документами;

-письменно фиксировать главное из прочитанного;

-писать реферат по 2-3 статьям;

-обобщать результаты;

-формулировать выводы.

-выступать кратко, по сути;

-быстро отвечать на вопросы;

-адекватно реагировать на замечания;

-отстаивать свою точку зрения;

-правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ.

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

-аналогия;

-моделирование

-эксперимент;

-опыт;

-опытная работа.

-наблюдение;

-анкетирование;

-тестирование;

-опрос;

-интервьюирование (по подготовленным вопросам).

Задача родителей — не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультантов. Дети — неутомимые исследователи, если их удалось заинтересовать, то задача старших направлять их изыскательскую деятельность в определенное русло. А также быть уверенным, те знания, которые они добыли сами, закрепятся прочно и надолго.

Структура проектно-исследовательской работы

  1. Выбор темы проекта, типа проекта

  2. Выдвижение первоначальных идей, проблем.

  3. Распределение задач по группам. Обсуждение методов исследования, поиска информации.

  4. Самостоятельная работа. Подготовка материалов к проекту.

  5. Определение форм выражения итогов проекта.

  6. Разработка проекта.

  7. Оформление результатов.

  8. Презентация.

  9. Рефлексия

Методы:

— Изучение литературы, документов;

— Поиск информации в Интернете;

— Наблюдение;

— Опыт;

-Эксперимент;

-Собеседование, метод устного опроса (да, нет), интервьюирование(по специально подготовленным вопросам);

-Проведение анкетирования.


2. Выступление учащихся. Мини-исследование «Какая ягодка самая полезная?» Мини-проекта«Сколько можно сэкономить воды за одни сутки?»


2.Практическая часть. Разработка мини-проекта.

Родителям предлагается разделиться на 2 группы по темам «Компьютер: польза и вред», «Как увлечь ребенка чтением». Есть возможность выхода в Интернет. Учитель заранее готовит литературу по предложенным темам и результаты анкетирования по данным проблемам.

Представление мини-исследования.



Литература

1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы –М: «ВАКО»,2007.

2.Муратова Н.А. Рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.//Практика административной работы в школе.-2012.

3.Саляхова Л.И. Родительские собрания – М: Глобус, 2008.

4.Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе. Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Ось-89, 2006.




Свежие документы:  Урок на тему "Как научить ребенка различать лево и право"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: