СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Развитие внимания в младшем школьном возрасте
Как любой другой психический процесс, внимание на протяжение всей жизни меняется. В младшем школьном возрасте оно становится все более произвольным, по сравнению с дошкольниками, но еще недостаточным по сравнению с учениками средних и старших классов.
Как и память, внимание нуждается в тренировке и учитель младших классов должен тренировать способность учеников к удержанию внимания, делая его все более и более произвольным. Для всех младших школьников внешние впечатления всегда отвлекающий фактор. Учитель не в состоянии справиться один с тренировкой внимания ребенка – это и задача родителей, задача семейного воспитания. Дети, находясь дома, также способны тренировать внимание. Например, разговорами или рассказами о событии дня. Пересказы прочитанного и вообще чтение – очень формирует внимание ребенка.
Тут в который раз встает вопрос о просмотре мультиков. Мультики и игры – это то, что держит внимание ребенка благодаря постоянно меняющейся картинки и слишком быстрым событиям. Детям нет нужды фиксировать свое внимание произвольно для того, что бы получить информацию – она сама привлекает свое внимание и сама льется и в уши и в глаза
В целом младшие школьники начинают с возможности концентрировать свое внимание в течение десяти минут. Затем эта цифра постепенно увеличивается до двадцати минут, в подростковом возрасте достигая всего лишь сорока-сорока пяти минут. Время концентрации внимания на протяжении пятидесяти минут – хороший взрослый результат. Не требуйте от своего ребенка его, попробуйте сначала на себе – взрослом человека – можете ли вы выдержать хотя бы подростковую норму.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Развитие памяти в младшем школьном возрасте
Это только так кажется, что уж в этом возрасте память у ребенка должна, наконец, «доразвиться» до взрослого уровня и отвечать нашим, взрослым требованиям. На самом же деле все обстоит не так просто и в возрасте шесть/семи – одиннадцати /двенадцати лет память ребенка все еще развивается до понятного и приемлемого нами, взрослыми, уровня.
Память детей в это м возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
Один из даров этого возраста – механическая память, память без осмысления. Память, которая позволяет ребенку освоить пласт материала, не вдаваясь « в подробности», не выстраивая связь между предметами, не вдумываясь. К сожалению, последствия этого дара весьма плачевны – ребенок уже к средней школе настолько привык зубрить, что теряет интерес к учебе и способность к активному синтезу. Однако объемы возрастают, выучить все наизусть уже не представляется возможным и дети, не обладающие уникальной памятью. Хронического отличника, попадают в западню, которая приводит к снижению не только оценок, но и к снижению мотивации на саму учебу.
Развитие и совершенствование смысловой памяти – вот приоритет родителей и учителей в этом возрасте. И именно эта память позволяет использовать так называемые мнемонические приемы – приемы, помогающие что-либо запомнить или вспомнить. Самый простой пример – узелок на носовом платке, завязанный с тем, что бы напомнить своему обладателю о неком деле или предстоящем событии. Ребенок, освоивший мнемонические приемы существенно облегчит себе жизнь в последующем, когда ему потребуется оперировать все более и более массивными данными.
Осознанность – вот еще одна черта памяти и вообще личности ребенка в этом возрасте. Таким образом родительская задача состоит не столько в том, что бы проверить, что там ребенок «навызубривал» за последний час, но в том, что бы показать ему взаимосвязь предметов и событий, обучить ребенка мнемоническим приемам и при этом ухитриться не отбить у ребенка желание учиться, не превратить процесс обучения и научения в процесс тупой зубрежки.
Тренировка памяти: переставили предметы в доме, просим ребенка найти. Вспоминать когда произошли те или иные события относительно других. например наблюдения за погодой