Урок на тему «Методика проведения спаренных уроков»



Мастер — класс

«Методика проведения спаренных уроков»

Дата: 24.10.2014 год

Учитель I кв. категории МОУ-СОШ с. Писаревка Антипова Валентина Ивановна

Цели: Взаимообмен опытом рационального применения методов обучения в классе –комплекте при проведении спаренных уроков через конкретные приёмы и формы работы в условиях внедрения ФГОС; активный поиск путей роста педагогического мастерства.

Содержание.

Вступление .Уважаемые коллеги, хочется начать нашу работу со слов В.А. Сухомлинского «Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Всех Вас я приглашаю к исследованию и взаимообмену опытом по проблеме «Методика проведения спаренных уроков в классе – комплекте в условиях реализации ФГОС».

В информативной части мастер-класса я предлагаю рассмотреть основные принципы работы учителя в классе-комплекте, остановиться на методах и приёмах, позволяющих решать задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

В практической части, я попрошу Вас выступить в роли учеников и с помощью технологической карты урока «примерить» и оценить эффективность используемых приёмов и методов работы в условиях класса-комплекта.

И в заключительной части мы проведём рефлексию: обмен мнениями и подведение итогов работы мастер-класса.

  1. Информативная часть.

В соответствии с новым СанПиНом, 2.4.2.2821-10 п. 10.15.,вступившим в действие 01.09.2011 года в малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования. При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4).

При проведении спаренных уроков в классе — комплекте мною выбраны приёмы и формы работы, соответствующие конкретному методу и характерные для малочисленной школы. Они представлены на слайдах презентации «Проблемы организации современного урока в условиях объединённых классов».

1.Понятие малокомплектной школы. Преимущества и недостатки малокомплектной школы.

2.Преимущества малокомплектной школы.

3.Проблемы малокомплектной школы.

4. Решение проблем.

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

-Цели самостоятельной работы.

— Условия самостоятельной работы.

— Содержание самостоятельной работы:

  • Использование опорных таблиц.

  • Использование разноуровневых карточек.

  • Использование тестов в начальных классах.

  • Использование ТСО.


  • . Формы организации учебных занятий в классе-комплекте.

Условия совмещения уроков.

5.Структура урока в классе-комплекте.

6. Технологическая карта уроков математики 1,3 класс.
























































































































  1. Практическая часть.


1.Анализ технологической карты уроков математики в 1, 3 классах по теме: Сантиметр- единица длины (1 кл.). Квадратный сантиметр (3 кл.).

Цели: Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром (1 класс).

Знакомство с единицей площади – квадратным сантиметром (3 класс).

Формируемые УУД:

Регулятивные (самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)).

Познавательные (выполнение действий по установлению причинно-следственных связей, доказательство)

Коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач)



Оборудование уроков: 1 класс – полоски – мерки, линейки, печатные тетради, кружки для рефлексии, электронное приложение к уроку, электронная физминутка для глаз, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» компьютер, проектор, экран.

3 класс – модель квадратного сантиметра, цветные прямоугольники, учебники математики 3 кл, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» кружки для рефлексии.











этапа/ время

Формируемые УУД

Деятельность учителя в 1 классе

Деятельность обучающихся

1 класса

Деятельность учителя в 3 классе

Деятельность обучающихся 3класса

Организационный момент.

(1мин)

Личностные(самоопределение)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

1.Приветствие.

Здравствуйте! Повернитесь друг к другу и произнесите слова:

Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится, 
И у тебя тоже.

Сегодня вы будете исследователями и совершите новое открытие. Девиз нашего урока вы можете прочитать на доске:

Приветствуют друг друга, учителя, проверяют готовность к уроку.





Читают девиз урока.

1.Приветствие.

-Здравствуйте! Повернитесь друг к другу и произнесите слова:

Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится, 
И у тебя тоже.


Приветствуют друг друга, учителя, проверяют готовность к уроку.



Читают девиз урока.

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

Актуализация опорных знаний.



( 5мин)


































Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, обобщение).

Коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач)

Регулятивные.(самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).


Учитель демонстрирует компьютерную презентацию «Устный счёт 1-3 кл. №2»



-Считаем устно.



Синий цвет – задания для 1 класса.

Зелёный цвет – задания для 3 класса.




1.Работа с учителем.

Работают одновременно по слайдам, на которых даны задания для двух классов одновременно.



Отвечают по очереди (1,3 кл).

Выполняют проверку по слайдам.


1.Работа с учителем.

Устный счёт.

Работают одновременно по слайдам, на которых даны задания для двух классов одновременно.



Отвечают по очереди.

Выполняют проверку по слайдам.

Самоопределение к деятельности.



(2 мин)

Познавательные (выбор оснований и критериев для определения площади фигуры)

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации)

1.Демонстрирует слайд : Страничка для любознательных «Как люди измеряли».

— Рассмотрите, как люди измеряли длину предметов в прошлом. Какие были мерки?

1. Рассматривают и анализируют меры длины в старину.

2.Выслушивают ответы товарищей.


1.Демонстрирует слайд : Страничка для любознательных «Как люди измеряли».

— Рассмотрите, как люди измеряли длину предметов в прошлом. Какие были мерки?

1. Рассматривают и анализируют меры длины в старину.

2.Выслушивают ответы товарищей.


Работа по теме урока.

(5мин)





















(2мин)















Физминутка (1 мин).











3 (мин)



































(3 мин)









Физминутка для глаз (2мин)



Регулятивные (самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).



Познавательные (выполнение действий по установлению причинно-следственных связей, доказательство)















Регулятивные.

(Самооценка результатов деятельности, осознание способа нахождения площади, границ применения новых знаний.)










































1.Задание для практической работы:

(Учитель раздаёт мерки разной длины и предлагает измерить длину парты.)

— Ребята , а вы можете измерять? Вы можете измерить, например, длину своей парты? Возьмите мерки и измерьте длину своей парты.

Результат запишите на доске.

Работаем в парах.

2. Решение проблемной ситуации.

-Почему ответы вышли разные?

Какая же длина у парты?

Посмотрите и послушайте как измеряли длину отрезков ёж и лиса.

(Учитель включает электронное приложение к уроку.)







Выполняют физминутку.









2.Работа с учителем.

1.Проверка.



— Ребята, вспомните сюжет и сделайте вывод о величине мерки.





-Как называется единая мера для измерения небольших расстояний.







2.Задание: Измерить длину отрезков и записать результат в пустые клеточки рядом с отрезками. Раздаёт памятки. Просит их прочитать.













3. Включает физминутку для глаз.

1.Работа с учителем.

Выполняют практическую работу в парах под руководством учителя:

«Измерение длины парты мерками.»

Фиксируют результаты измерений на доске.







Поиск выхода из проблемы.



2.Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику.



Слушают, смотрят сюжет и делают вывод .

















Вспоминают сюжет из приложения и находят решение проблемной ситуации. Вывод: мерки должны быть одинаковой длины.

Знакомятся с названием единицы измерения – сантиметр. Сантиметр – это единая мера для измерения небольших расстояний. Линейка- прибор для измерения длины. На ней у каждого см стоят цифры. Пишут на доске обозначение – см.











3.Самостоятельная работа.

4. Выполняют практическую работу в тетрадях на печатной основе с опорой на памятку. Измеряют длину отрезков с помощью линейки.

Применяют алгоритм измерения длины:

точка 0 — начало отрезка

цифра на конце — результат.





Выполняют физминутку для глаз.

1.Знакомство с новой единицей измерения площади.

Вы пользовались такой меркой? (показ модели квадратного см)

Задание: изучить мерку, дать ей название.











Проверка:  отчет ответственных.





Оценивание:  на

листах самооценки определить уровень понимания материала на данном этапе урока.

2.Учитель даёт задание для практической работы:

Найти площадь прямоугольника, используя новую единицу измерения.

Резервный номер: с. 58 № 1.

























Проверка: отчет ответственных.

Вывод: результат у всех одинаковый.



Подведение итога работы на данном этапе урока.

Учитель просит вспомнить, чем дети занимались и сформулировать тему урока.

1.Самостоятельная работа.

1.Работают в группах, аргументируют свою точку зрения.

В случае затруднения обращаются к теоретическому материалу учебника с. 58.





2.Работа с учителем.

Делают вывод.

Вывод: Квадратный сантиметр –это площадь квадрата, сторона которого 1 см.

Площадь фигур измеряется квадратным см.



Осуществляют предварительную оценку.

Проводят физминутку.



2.Самостоятельная работа.



Работа в группах.

Выполняют задание: измеряют площадь прямоугольника с помощью квадратных сантиметров.



















2.Работа с учителем.

Высказывают свое мнение.





«Мы узнали, что такое кв. см.и научились измерять площадь фигур с помощью кв. см.»

Формулируют тему урока: «Квадратный сантиметр»


Первичное закрепление

(1 кл)

Повторение пройденного

(3 кл)

Регулятивные.

(Самооценка результатов деятельности, осознание способа

нахождения площади, границ применения новых знаний.)

1.Работа с учителем.

1.Построение отрезков заданной длины.



1.Самостоятельная работа по учебнику.

4, 5 с. 58.

Итог





Рефлексия









2. Работа участников мастер-класса в роли обучающихся .

3. Рефлексия и подведение итогов:

— Самоанализ мастер-класса.

— Обмен мнениями.



Приложение.

Самоанализ

мастер-класса по теме: «Методика проведения спаренных уроков в условиях реализации ФГОС».

Учитель I квалификационной категории

МОУ-СОШ с. Писаревка Антипова Валентина Ивановна.

При проведении мастер-класса я не стремилась просто передать знания, а старалась занять позицию консультанта и советника, задействовать участников в процесс, сделать их активными, подключить их воображение, разбудить в них то, что спрятано от них самих, а для себя лично определить пути собственного саморазвития.

Актуальность проблемы спаренных уроков в условиях реализации ФГОС стоит остро и заслуживает пристального внимания.

В информативной части мастер-класса я предложила рассмотреть основные принципы работы учителя в классе-комплекте, остановиться на методах и приёмах, позволяющих решать задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

В практической части, я попросила участников выступить в роли учеников и с помощью технологической карты урока «примерить» и оценить эффективность используемых приёмов и методов работы в условиях класса-комплекта.

В заключительной части мы спланировали провести рефлексию: обмен мнениями и подведение итогов работы мастер-класса.

Для работы потребовалось следующее оборудование и оформление:

  • для проведения информативной части:

— компьютерная презентация на тему «Проблемы организации современного урока в условиях класса — комплекта».

— раздаточный материал: структура урока в малокомплектной школе, технологическая карта урока математики в условиях класса-комплекта.

  • для проведения практической части: оборудование для уроков:

-1 класс – полоски – мерки, линейки, печатные тетради, кружки для рефлексии, электронное приложение к уроку, электронная физминутка для глаз, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» компьютер, проектор, экран.

— 3 класс – модель квадратного сантиметра, цветные прямоугольники, учебники математики 3 класс, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3», разноцветные кружки для рефлексии.

— оформленная к уроку доска.

При проведении мастер-класса внимание участников было постоянно сконцентрировано на заданиях теоретической и практической направленности.

Максимальное вовлечение участников было достигнуто в практической части занятия. Все участники разделились на две группы, выступая в роли учеников 1 и 3 классов, одновременно оценивая и анализируя ситуацию с точки зрения педагога. Используемые мной методы и приёмы формирования УУД при проведении спаренных уроков были понятны и доступны каждому участнику. Творческий подход к проведению этапа актуализации опорных знаний посредством проведения устного счёта одновременно в двух классах, использование технологической карты спаренных уроков, применение электронного приложения к учебнику математики в 1 классе в качестве одного из видов самостоятельной работы обучающихся, подбор заданий практической направленности , чередование работы под руководством учителя и самостоятельной работы обучающихся для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов спаренного урока вызвали искренний интерес аудитории и побудили каждого участника высказать своё мнение, поделиться собственным опытом, дать совет. Рефлексивная деятельность участников семинара проходила в атмосфере открытости, доброжелательности, сотворчества.

Я достигла своей цели и ощутила удовлетворение от полученных результатов. Поле деятельности в поиске путей саморазвития заметно расширилось.








Свежие документы:  образовательная дополнительная программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Завтра начинается сегодня"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: