Осуществление организационно-педагогической функции на основе традиций.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встаёт задача создания ребёнку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств: нравственных чувств; нравственного облика; нравственной позиции; нравственного поведения. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. В связи с чем, создание системы духовно-нравственного воспитания молодёжи на основе богатого опыта предшествующих поколений, стержнем которого являются традиции, на сегодняшний день весьма актуально. Уровень воспитанности является критерием оценки качества результатов воспитания.
Вопросами теории воспитания занимались: Р.Г. Апресян, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, Л.А. Высотина, О.С. Газман, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, В.Т. Лисовский, А.С. Макаренко, З.А. Малькова, В.А. Мосолов, Л.И. Новикова, Н.Д. Никандров и другие, которые неоднозначно трактуют понятие «воспитанность».
Рассматривая процесс воспитания в широком смысле, как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определённый уровень её интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле — подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечено — как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются, прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Таким образом, мы рассматриваем уровень воспитанности через групповую сплочённость, любознательность, прилежание в учёбе, самообслуживание, отношение к природе, развитость чувства прекрасного, отношение к себе и к школе.
Теоретический анализ научной литературы показал, что проблемы традиций в образовательной среде становятся предметом изучения и исследования с момента формирования отечественной педагогики. Широкое исследование содержания традиций и обычаев началось с 60-х годов. В те годы было издано немало работ, среди авторов которых можно отметить имена Э.А. Баллера, А.Г. Спиркина, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и др. В исследованиях перечисленных учёных раскрывается социальная природа традиций, обычаев и ритуалов, многообразие форм, национальный и интернациональный подход [1, с. 22]. Достаточно большое внимание уделялось сохранению национальных традиций — Лихачёвым Б.Т., трудовому воспитанию- Макаренко А.С., коллективно-творческих делам — Караковским А.И. Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса стала идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека рассматривается в единой личностно-ориентированной системе. Ковалёва А.И., Мудрик А.В., исследуя процесс воспитания, раскрыли некоторые аспекты организационно-педагогической функции управления, как целого педагогического процесса.
Практический опыт, приобретённый при работе в образовательном учреждении, позволяет заключить, что управление воспитательной системой, построенной на традиции, обладает определёнными резервами в повышении эффективности системы управления детским коллективом. Это и определило выбор темы. Цель исследования — выявить условия влияния традиций на управление детским коллективом в школьной образовательной системе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы организационно — педагогической функции управления;
— определить сущность понятия «традиции в образовательной системе школы»;
— исследовать условия эффективности влияния традиций на управление классным коллективом;
— выявить уровень воспитанности учащихся подростковых классов.
Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №1 им. А. С. Пушкина г. Южно-Сахалинска 5 класса, в котором обучается 30 детей, из них 9 мальчиков и 21 девочка.
Для выявления уровня воспитанности нами были проведены следующие диагностики:
субъективная оценка социально – психологического климата классного коллектива (метод наблюдения);
определение индекса групповой сплочённости Сишора;
диагностика Лутошкина А. Н. «Какой у нас коллектив?»
диагностика «Уровень воспитанности по Н. П. Капустиной»;
методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции t-критерия Стьюдента, Т-критерия Вилкоксона.
В процессе исследования было выявлено, что в классе складывается ситуативно-положительный или неустойчивый с преобладанием положи -тельных характеристик психологический климат. Среднее значение уровня воспитанности составило 0,72 балла, что показывает средние показатели воспитанности классного коллектива. Диагностика обусловила необходимость проведения формирующего этапа, ориентированного на построение модели «погружения» подростка в традиционные мероприятия гимназии.
Вся многообразная в своих проявлениях жизнь влияет на развитие личности в её многогранности. В гимназии большое внимание уделяется вопросам культурной социализации – «погружение» в традиционные мероприятия. Большое значение придаётся сохранению, поиску, созданию и отработке трудовых, спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года и других традиций.
Традиции — это то, чем сильно любое учреждение; это то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Практика показала, что традиционные дела любимы учениками, к ним они готовятся заранее. У всех участников образовательного процесса появляются ожидания, связанные с каким-то приближающимся традиционным праздником. Особенность проведения таких мероприятий связана с тем, что каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле, таким образом, каждый ученик класса вовлечён в общее дело. Такая прогнозируемость облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, так как каждый год все ждут, что этот праздник не будет похож на прошлогодний.
Основной идеей всех традиционных мероприятий стал подход известного российского социолога А.И. Ковалевой: «Культурная социализация — двусторонний процесс — постоянной передачи обществом, и — освоения индивидом в течение всей его жизни и, особенно в молодом возрасте через посредство социализационных институтов (языка как средства коммуникации, игровой деятельности, образования, СМИ) культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений — в итоге: формирования культурных картин мира, — позволяющий индивиду социализироваться» [5, с. 139].
В гимназии все традиционные дела делятся на общешкольные и классные. Но их организация и проведение носит общий характер. Большую роль играют традиции в управлении этой системой: традиция обновления; коллегиальности; традиционная система планирования, организация контроля на основе модели оперативного управления; традиции соуправления, сотрудничества, взаимопомощи; образования детей без отбора, учёта интересов каждого субъекта; традиция коллективной творческой деятельности и создания разновозрастных коллективов.
Особое место в воспитательной деятельности играют сложившиеся в школе традиции:
— общешкольные (традиционная символика: гимн, эмблема, законы школы, регулярно обновляемая настенная стендовая наглядность, обще -школьная конференция).
— традиции классных коллективов: совместная с родителями подготовка мероприятий, походы, экскурсии, День матери, оформление классных комнат и уголков, КТД.
Учебный год начинается с традиционного Дня знаний: торжественной линейки, Уроков мира. В начале учебного года ученикам обязательно напоминают о правилах безопасности. В течение года проходят акции по профилактике дорожно-транспортных происшествий и травматизма в школе — «Внимание, дети!», Месячник безопасности. В конце сентября месяца проводится туристический слёт «Шёпот осени». В день учителя в школе традиционно проводится День самоуправления. Старшеклассники в этот день проводят уроки, пятиклассники готовят добрые сюрпризы для учителей. День рождения школы проводится в октябре. В этот день все уроки посвящены только этому празднику. Праздник всегда проводится по-разному. Традиционно ноябрь месяц начинается с Недели национальной культуры. В рамках этой недели ученики знакомятся с традициями, обычаями и культурой народа, организуются тематические выставки и концерты. Декабрь полон мероприятий правового характера, так как в этом месяце отмечается День прав человека и День Конституции Российской Федерации. В школе проводится акция «Жизнь прекрасна!», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом. В этот день все учащиеся и учителя завязывают на руке красную ленточку — символ полноценной здоровой жизни. На переменах для учащихся организуются игровые, танцевальные, музыкальные площадки. В классы выходят специалисты профилактических служб города с беседами и лекциями по профилактике здорового образа жизни. Традиционно проводится новогодняя неделя полная мероприятиями по подготовке к встрече и празднованию Нового года. Месячник военно-патриотического воспитания. В этот период проводятся встречи с военными, служащими в войсках российской армии, Уроки мужества, военно-спортивная эстафета, фестиваль военно-патриотической песни. В марте традиционно проводятся мероприятия, посвященные Международному женскому дню и научно-практические конференции. Март наполнен профориентационными мероприятиями. День юмора и смеха проводится как неделя сумасшествия, вот где каждый может проявить себя с разных сторон. Месяц май начинается с мероприятий, посвящённых Дню победы. Шествия на площадь Славы к Вечному огню, чтобы почтить память погибших во время Великой Отечественной войны – кульминация этих дней. В конце месяца ученики и их родители бережно высаживают свои первые деревья. И сколько других интересных и разнообразных совместных дел.
Переход пятиклассников в новую школьную среду имеет кризисный характер, поэтому требует особой системы воспитания – социализации. Особое место занимает традиция проведения совместных консультаций, тренинговых занятий, классных часов, таких как: «Умеем ли мы общаться?», «Мама, папа, я! », «Я и мой мир», «Что значит дружить?», «Достоинства и недостатки человека», в которых учитываются психологические особенности подростка.
На заключительном этапе исследования был проведен сравнительный анализ диагностики. В совокупности результатов проведённых методик было выявлено, что динамика показателей уровня воспитанности на итоговом этапе исследования имеет положительный характер.
С целью проверки выдвигаемой гипотезы, мы использовали методы математической статистики. Проверка рядов на нормальность распределения признака осуществлялась алгоритмом Н. А. Плохинского. Установлено, что все ряды имеют нормальное распределение признака. Выводы, полученные при помощи Т-критерия Вилкоксона, подтверждены параметрическим критерием — t-критерием Стьюдента. Гипотеза подтвердилась. С помощью метода математической статистики мы подтвердили достоверность результатов.
Таким образом, воспитательная система, построенная на традициях, способствует социализации учащихся 5 класса в переходный период. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.
Условиями управления такой системы являются:
— разная направленность и форм деятельности подростков;
— активное участие в планировании и проведении, оценки любого дела самими учащимися;
— разновозрастные формы сотрудничества;
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Сформировавшиеся школьные традиции способствуют успешной адаптации ребёнка в коллективе, раскрытию творческих и интеллектуальных способностей, прививают чувство гордости и любви к своей школе и классу. Кроме того, традиции воспитывают нравственные, духовные ценности, формируют такие черты характера, как ответственность, организованность, честность, уважение и внимание к окружающим людям.
Литература:
1.Гарбузов В.Н. Воспитание ребёнка. СПб.: Дельта, 1997. 223 с.
3.Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации. www. yandex.ru—http://www.lsos/pages/view/74
4. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии. 1996.№ 1. С. 20-33.