«Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей раннего возраста»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
Уровень развития движений ребёнка определяется его физическим и психическим развитием. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее значение. Так как в раннем возрасте начинает формироваться речь ребёнка, для него пальчиковые игры очень важны. Чем больше внимания вы уделяете кистям ребёнка, тем активнее у него развивается мозг и речь. А так же это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Пальчиковые игры способствуют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.
В настоящее время актуальным становится проблема полноценного развития детей. Не мало важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика. Значение пальчиковых игр в развитие ребёнка имеет влияние на всю жизнь, так как пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.
Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
| |
2)Мы капусту рубим-рубим , Мы капусту режем-режем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. | 1 строка —ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз. 5 строка— энергично сжимаем и разжимаем кулачок. |
3)Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Гав-гав!», Два жеребёнка: «Иго-го!», Два тигрёнка: «Ррррррр!», Два быка: «Мууууу!» Смотри какие рога! | На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. |
4)Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Раздается, чей то стук, Это дятел на сосне, Долбит клювом по коре. | На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую строчку – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. На третью строчку – соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести , изображая дерево; на четвёртую строчку – пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. |
5)Мышка в норку пробралась, На замочек заперлась. В дырочку она глядит, На заборе, кот сидит! | -двумя руками «кардующиеся» движения; -пальцы «скрещиваем» в замочек, слегка покачать; -делаем из пальчиков одной руки колечко; -руки прикладываем к голове как «ушки» и шевелим пальчиками. |
6)Идут четыре братца Навстречу Большаку: — Здорово, Большак! — Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка И ты, крошка-Тимошка! | На первую строчку «ходить» пальцами по столу, на вторую строчку- соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочерёдно с большим пальцем остальные. |
7)На лесной лужайки
Разбежались зайки
Вот какие зайки, Зайки — побегайки. Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, Зайки — побегайки. | — круговые движения руками, ладони вниз; — «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук; — руки перед грудью(лапки зайца); — руки на голове (уши зайца); — нарисовать в воздухе круг обеими ладонями; — ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы; — руки перед грудью(лапки зайца); — руки на голове (уши зайца); |
8)Угощенье Спросите ребенка: «А с чем же мы будем чай пить? Чем гостей угощать? У нас есть: Сушки Сушки Сушки Сушки Пироги Блины Ватрушки | — соедините большой и указательный пальцы колечком одновременно на обеих руках; — соедините большой и средний пальцы колечком одновременно на обеих руках; — соедините большой и безымянный пальцы колечком одновременно на обеих руках; — соедините большой палец, и мизинец колечком одновременно на обеих руках; — сложите ладони, слегка округлив их; — хлопните правой ладонью по левой, а затем левой ладонью по правой; протяните вперед обе ладони. |
9)Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. |
10)Мальчик-с-пальчик, где ты был? С этим братцем – в лес ходил, С эти братцем – щи варил, С этим братцем песни пел, С этим братцем кашу ел, От того и растолстел. | Делаем круговые движения большим пальцем; Загибаем по очереди с мизинца; Затем безымянный палец и т.д.; Круговые движения большим пальцем. |
11)Улитка, улитка! Высунь рога! Дам тебе улитка пирога! Мне не надо пирога, Мне свобода дорога, Я ползу-ползу по дорожке, Захочу – высуну рожки А дотронешься слегка… Убираются рога! | Сжатая в кулак рука «ползет» по столу; Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем; Показываем раскрытые ладошки; Вертим сжатыми кулачками; Выпрямляем указательный и средний пальцы. Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак. |
12)Рано утром спозаранок, Накупил баран баранок.
А потом на рублики Прикупил он бублики. Раз, два, три, четыре, пять Начал бублики считать. Раз, два, три, четыре, пять Начал бублики жевать. И все скушал… | (Смыкаем колечки, начиная с маленького пальца.) Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке. Загибаем поочередно пальчики. В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы Показываем ладони. |
13) Мы купили пианино, Тра-ля-ля, тра-ля-ля. Вместе с бабушкой играем, А танцует вся семья Тра-ля-ля, тра-ля-ля. | Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола. |
Список использованной литературы :
1. Анищенкова Е.Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.: Астрель, 2006.- 41с.
2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. Пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.-М.: Издательский центр «Академия»,2003.- 416с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
4. Данилова Е.А. Пальчиковые игры- М.: ЗАО «РОСМЭН»-ПРЕСС»,2006.- 95с.
5. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224с.
6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- 32с.
7. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры- петешки для детей от 1 года до 4 лет.-М.: Генезис, 2008.- 121с.
8. Никитина. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2-3 лет.- Изд.: КАРО, 2009.- 96с.
9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- Эксмо. 2001.- 384с.
10. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- Эксмо, Москва, 2011.- 80с.
11. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи 1,5- 3 лет./ Елена Янушко.- Москва: Теревинор, 2007.- 232с