Урок на тему «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей раннего возраста»


«Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей раннего возраста»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Уровень развития движений ребёнка определяется его физическим и психическим развитием. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее значение. Так как в раннем возрасте начинает формироваться речь ребёнка, для него пальчиковые игры очень важны. Чем больше внимания вы уделяете кистям ребёнка, тем активнее у него развивается мозг и речь. А так же это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Пальчиковые игры способствуют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

В настоящее время актуальным становится проблема полноценного развития детей. Не мало важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика. Значение пальчиковых игр в развитие ребёнка имеет влияние на всю жизнь, так как пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.


1)В прятки пальчики играли,

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.


Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.


2)Мы капусту рубим-рубим ,

Мы капусту режем-режем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.


1 строка —ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз.
2 строка —
ребром ладошки водим вперед и назад.
3 строка —
собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту.
4 строка-
правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.

5 строка— энергично сжимаем и разжимаем кулачок.


3)Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Гав-гав!»,

Два жеребёнка: «Иго-го!»,

Два тигрёнка: «Ррррррр!»,

Два быка: «Мууууу!»

Смотри какие рога!

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

4)Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается, чей то стук,

Это дятел на сосне,

Долбит клювом по коре.


На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую строчку – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой.

На третью строчку – соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести , изображая дерево; на четвёртую строчку – пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.


5)Мышка в норку пробралась,


На замочек заперлась.


В дырочку она глядит,


На заборе, кот сидит!

-двумя руками «кардующиеся» движения;

-пальцы «скрещиваем» в замочек, слегка покачать;

-делаем из пальчиков одной руки колечко;

-руки прикладываем к голове как «ушки» и шевелим пальчиками.

6)Идут четыре братца

Навстречу Большаку:

— Здорово, Большак!

— Здравствуй, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

И ты, крошка-Тимошка!


На первую строчку «ходить» пальцами по столу, на вторую строчку- соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочерёдно с большим пальцем остальные.


7)На лесной лужайки



Разбежались зайки



Вот какие зайки,

Зайки — побегайки.

Сели зайчики в кружок,



Роют лапкой корешок.



Вот какие зайки,

Зайки — побегайки.


круговые движения руками, ладони вниз;

— «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук;

— руки перед грудью(лапки зайца);

— руки на голове (уши зайца);

нарисовать в воздухе круг обеими ладонями;

— ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы;

— руки перед грудью(лапки зайца);

— руки на голове (уши зайца);




8)Угощенье

Спросите ребенка: «А с чем же мы будем чай пить? Чем гостей угощать? У нас есть:

Сушки



Сушки



Сушки



Сушки



Пироги


Блины


Ватрушки





соедините большой и указательный пальцы колечком одновременно на обеих руках;

соедините большой и средний пальцы колечком одновременно на обеих руках;

соедините большой и безымянный пальцы колечком одновременно на обеих руках;

соедините большой палец, и мизинец колечком одновременно на обеих руках;

сложите ладони, слегка округлив их;

хлопните правой ладонью по левой, а затем левой ладонью по правой;

протяните вперед обе ладони.

9)Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!


Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

10)Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим братцем – в лес ходил,

С эти братцем – щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел,

От того и растолстел.

Делаем круговые движения большим пальцем;

Загибаем по очереди с мизинца;

Затем безымянный палец и т.д.;



Круговые движения большим пальцем.

11)Улитка, улитка!


Высунь рога!


Дам тебе улитка пирога! 

Мне не надо пирога, 

Мне свобода дорога,

Я ползу-ползу по дорожке,

Захочу – высуну рожки


А дотронешься слегка…

Убираются рога! 

Сжатая в кулак рука «ползет» по столу;

Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем;

Показываем раскрытые ладошки;

Вертим сжатыми кулачками;


Выпрямляем указательный и средний пальцы.


Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.

12)Рано утром спозаранок,

Накупил баран баранок.

А потом на рублики

Прикупил он бублики.


Раз, два, три, четыре, пять 

Начал бублики считать.

Раз, два, три, четыре, пять 


Начал бублики жевать.

И все скушал…



(Смыкаем колечки, начиная с  маленького пальца.)


Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.

Загибаем поочередно пальчики.


В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы


Показываем ладони.

13) Мы купили пианино,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Вместе с бабушкой играем,

А танцует вся семья

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола.


Список использованной литературы :

1. Анищенкова Е.Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.: Астрель, 2006.- 41с.

2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. Пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.-М.: Издательский центр «Академия»,2003.- 416с.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

4. Данилова Е.А. Пальчиковые игры- М.: ЗАО «РОСМЭН»-ПРЕСС»,2006.- 95с.

5. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224с.

6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.- 32с.

7. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры- петешки для детей от 1 года до 4 лет.-М.: Генезис, 2008.- 121с.

8. Никитина. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2-3 лет.- Изд.: КАРО, 2009.- 96с.

9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- Эксмо. 2001.- 384с.

10. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- Эксмо, Москва, 2011.- 80с.

11. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи 1,5- 3 лет./ Елена Янушко.- Москва: Теревинор, 2007.- 232с


Свежие документы:  Статья «Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода» 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: