Урок на тему «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики»


МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»










Развитие познавательных способностей


учащихся на уроках


математики



Автор: Речкалова Марина геннадьевна,

учитель начальных классов













р.п. Варгаши

2010 г.


Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики


Для того, чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь ему в развитии познавательных способностей учащихся.

Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.


Познавательные способности – это способности, которые включают в себя сенсорные способности ( восприятие предметов и их внешних свойств ) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.

Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных – целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.


Главная особенность предлагаемого курса – его направленность не только на то, чтобы дать детям числовую грамотность, но и, в первую очередь, на то, чтобы, используя изучаемый математический материал, создать условия для развития всех познавательных процессов у младших школьников, от класса к классу усиливая акцент на развитие их мышления, что обуславливается спецификой учебного предмета.

Основными положениями предмета являются:

— преемственность начального курса математики в плане отбора и последовательности изучения базисных математических понятий: число—величина – геометрическая фигура; усиление алгебраической и геометрической пропедевтики;

— включение целенаправленно выстроенной системы содержательно – логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных, с одной стороны, на развитие познавательных процессов младших школьников, а с другой, способствующих более осознанному усвоению математического материала на качественно ином, более высоком, уровне;

— включение пакета прикладных программ, направленных на отработку навыков табличного сложения и вычитания, табличного умножения и деления, усвоения алгоритмов выполнения арифметических действий.


Остановимся более подробно на подходах к построению системы содержательно- логических заданий, включающих дидактические игры, нестандартные задачи, специальные задания, несущие в курсе основную нагрузку по развитию познавательных способностей учащихся и дающих возможность более осознанного овладения математическими знаниями. Построение этого блока заданий подчинено следующим основным принципам:

— каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов: внимания, мышления, воображения и памяти;

— каждое задание несет в себе определенное математическое содержание и определенную нагрузку для детей, способствует реализации идеи овладения математическими приемами как методами познания, дает возможность увидеть и осознать практическую значимость математического знания;

— каждое задание предоставлено в нестандартной, интересной для детей форме и построено на доступном им материале.

Эти задания тесно связаны с программным материалом по математике.

Методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени, чем ранее, ориентированы на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля. Но даже в этих условиях учитель уделяет должное внимание на протяжении всего учебного года анализу выполненной работы, выбору наиболее рационального способа выполнения задания.

Задания на развитие познавательных процессов включаются, как и раньше, в каждый урок в течение всего учебного года.

Остановимся более подробно на каждом виде содержательно-логических заданий, рекомендуемых для целенаправленной работы по развитию познавательных способностей детей.


Задания, направленные на развитие и совершенствование внимания.

На протяжении всего курса организуется работа, направленная на развитие произвольного внимания детей, так как от уровня развития произвольного внимания зависит успешность и четкость работы сознания, на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. Основными видами заданий в этой группе являются:

В 1 классе:

  • Определение ходов в обычных лабиринтах несложного вида;

  • Выполнение графических заданий в лабиринтах, построенных по принципу «дерева решений»;

  • В лабиринтах, содержащих арифметическое «письмо», задающее направление правильного движения.

Во 2 классе:

Описанные задания значительно усложняются и обогащаются математическим содержанием. Так, при продвижении по лабиринту отыскивается уже не один, а несколько верных путей с последующим выбором самого короткого из них; увеличивается число лабиринтов, в которых необходимо выполнить промежуточные задания:

  • Сравнить числа, решить примеры, составить геометрические фигуры и т. д.;

  • Самостоятельное составление к заданному лабиринту;

  • Задания, направленные не только на увеличение объема и устойчивости внимания, но и на формирование умений переключать и распределять внимание на несколько свойств предметов или видов выполняемой деятельности.

В 3 – 4 классах:

Задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах значительно усложняются: лабиринты имеют несколько промежуточных пунктов, в каждом из которых задан не один, а несколько выходов, что требует при продвижении по ним более длительной сосредоточенности внимания и выполнения большего числа более сложных математических заданий. Начиная с 3 класса, в курс вводятся уже полностью числовые лабиринты, в которых отыскивается путь, проходящий через те числа, которые при сложении дают заданную сумму. В 4 классе этот вид лабиринта несколько усложняется: при его прохождении надо отыскать не только числа, но и знаки арифметических действий, а выполнив эти действия, получишь заданное число.


Числовые лабиринты всех описанных видов используются для отработки навыков табличного сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 100, а также для отработки навыков устных вычислений в пределах 100 и в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, при этом решается двуединая задача одновременного совершенствования математических знаний и развития различных характеристик произвольного внимания: его объема и устойчивости.

В группу заданий на развитие произвольного внимания включено несколько вариантов дидактической игры «Веселый счет», математическое содержание которой постепенно расширяется и усложняется при продвижении по курсу начальной математики от класса к классу.

Различные формы этой дидактической игры пронизывают все темы курса, связанные с нумерацией чисел от первого десятка в 1 классе до миллиона в 4 классе, одновременно создавая большие возможности для развития различных характеристик внимания. В двух первых классах эта игра чаще представлена в форме заданий, в которых необходимо соединить занумерованные точки в определенной последовательности с тем, чтобы получить какой-то рисунок; во 2 классе включаются несколько усложненные задания, когда надо не только найти правильную последовательность точек, но и , например, восстановить не полностью написанные однозначные числа, дописать некоторые числа, пропущенные в ходе их следования, решить примеры и соединить их ответы в определенной последовательности и т. д. по мере продвижения по курсу расширяется область используемых чисел, усложняется характер заданий: включаются задания, когда при продвижении от одной точки к другой идет присчет по 2, по 3, по 4 и т. д. в 3-4 классах область используемых чисел расширяется соответственно до 1000, а затем и до 1000000, усложняются выполняемые задания и конфигурация рисуемых предметов и фигур.

Одно из ведущих мест в группе задач на развитие и совершенствование внимания детей занимают дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах, а также различные варианты игр «Сложить и вычесть», «Умножить и разделить», «Напишите суммы ( разности, произведения, частные )», «Давайте посчитаем» и др. наличие в курсе системы заданий описанного характера, подчиненных одному их важнейших дидактических требований постепенного усложнения, делает успешным развитие и совершенствование внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов, так как внимание – это «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации ( перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя ).

Воспитание у младших школьников «далекой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей.

Например, наиболее «далекая» мотивация ( стать полезным для общества человеком ) должна связываться с более «близким» мотивом ( успешно перейти в следующий класс ), а этот, в свою очередь, с ближайшим мотивом – получить высокую оценку учителя.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок интересным, занимательным. Мера занимательности зависит от возраста и особенностей детей.


Задания на развитие восприятия.

К началу обучения в школе ребенок, как правило, уже овладевает сенсорными эталонами, принятыми в обществе, как системой словесно обозначенных образов, что используется в курсе в качестве базы для дальнейшего развития и совершенствования восприятия не только света и звука, но и формы, числа, величины, числовых и пространственных отношений, т. е. используется для развития восприятия важных для математики объектов и отношений. Реализуется идея, согласно которой развитие восприятия как одного из познавательных процессов сенсорного характера будет более эффективным, если оно будет осуществляться в различных видах содержательно- практической деятельности детей и проводится на материале, несущем определенную умственную нагрузку, хотя в большинстве случаев это может быть скрыто занимательным сюжетом, игровой формой, какими-то другими внешними данными.

Следует заметить также, что восприятие более чем какой-либо познавательный процесс связано с другими познавательными процессами, в частности с воображением, памятью, мышлением, а потому большая часть заданий этой группы будет находиться в группах заданий, соответствующих названным познавательным процессам.

Основными видами заданий на развитие и совершенствование восприятия являются задания на развитие восприятия формы: предлагается наложить на геометрические фигуры разной формы ( треугольник, круг, квадрат, овал и др. ) то тонкую веревочку, то счетные палочки, то мягкую проволоку для того, чтобы воспринять разницу в их формах ( круглые, некруглые ); обвести контуры различных геометрических фигур различными цветными карандашами; изготовить из листа бумаги путем его перегибания модели различных геометрических фигур; определить взаимное расположение фигур на плоскости и в пространстве; начертить и зарисовать различные геометрические фигуры, в том числе и универсальные фигуры, а также фигуры сложной конфигурации с использованием точечной основы; увеличить ( уменьшить ) заданную фигуру ( рисунок ) в заданном масштабе; задания на развитие глазомера: сравнить «на глаз» линейные величины ( длины ), плоскостные ( площади ), пространственные ( объемы ) и провести проверку получаемого результата сначала путем практического наложения измеряемых фигур, затем с помощью измерительных инструментов, а в последующем и путем проведения соответствующих вычислений. Однако их содержание, способы выполнения и фиксация результата существенно усложняются, так как часто бывает необходимо мысленно увидеть, представить характер того или иного преобразования, например, вообразить то целое, которое должно быть составлено из предложенных частей, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого.

В процессе обучения восприятие становится:

— более анализирующим,

— более дифференцирующим,

— принимает характер организованного наблюдения,

— изменяет роль слова в восприятии ( у первоклассников слово по преимуществу несет функцию названия, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово-название является скорее самым общим обозначения объекта, предшествующим более глубокому его анализу ).

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. В развитии восприятия учащихся немалую роль могут и сыграть родители, организуя занятия с детьми. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.



Задания на развитие воображения.

К началу обучения в школе у детей появляются элементы произвольного воображения, целенаправленное развитие и совершенствование которых может быть эффективно осуществлено в ходе изучения математики. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления, создание же новых образов в сознании идут за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования. Цель математики- развитие пространственного воображения, расширение геометрических представлений. Система содержательно – логических заданий, направленная на развитие воображение детей, построена с учетом того, что развитие будет более эффективным, если оно будет идти в процессе содержательной и самостоятельной деятельности детей, которая стимулируется и направляется целесообразно подобранными заданиями. Отметим наиболее характерные задания: задания на дорисовку заданной геометрической фигуры ( треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб и др. ) с тем, чтобы сначала получить как можно больше рисунков различных предметов из одной основы, а затем из различных картинок, когда заданная фигура может быть уже отдельной деталью нарисованной картинки; задания на отыскание в абстрактных картинах заданных фигур или образов, на составление из линейных элементов простейших плоскостных и пространственных фигур; задание на деление фигуры или части, на составление заданной фигуры из других фигур или их частей с постепенным усложнением заданий за счет увеличения числа частей, составляющих фигуру, и числа тех частей, их которых проводится выбор ( в 1 классе фигуры составляются из двух частей, которые выбираются из 3-4 предложенных, во 2 классе фигуры составляются из трех частей, которые выбираются уже из 5-6 предложенных и т. д.); задания на трансформацию одной фигуры в другую, обладающую заданными свойствами; подбор пар равных фигур или частей; выбор нужной части из нескольких заданных для восстановления целого. В последующих классах вводятся более сложные задания на преобразование и видоизменение заданных фигур по описанию свойств и признаков искомой фигуры.


Задания на развитие памяти.

Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также сам запас хранящихся в сознании впечатлений. К началу обучения в школе детей, наряду с непроизвольной памятью, возникает память произвольная, которая достигает такого уровня развития, для которого характерно наличие цели запомнить или припомнить что-то. В курсе математики система содержательно- логических заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей. Задания выстраиваются, чтобы дети смогли овладеть такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка постепенно усложняющихся математических терминов, символов, отношений с тем, чтобы их использовать.

Наиболее характерные задания этой группы – зрительные и слуховые диктанты, в содержании которых используются математические записи, термины, величины, геометрические фигуры, математические знаки и материал которых постепенно усложняется как в качественном отношении, так и по количеству используемых объектов.

Большую роль в развитии словесно-логической памяти играют дидактические игры вида «Запомни изученные слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее слово» и др.

В дидактической игре «Запомни изученные слова» идет постепенное увеличение используемых математических слов и выражений ( с 5-6 слов в 1 классе и до 15-18 слов в 4 классе ), при этом при переходе из класса в класс расширяется содержательный состав слов за счет пополнения новыми для каждого класса терминами.

В игре «Цепочка слов» включается различное число троек слов, связанных друг с другом по смыслу и охватывающих изучаемый на данном этапе материал.

Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

— усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания ( по сравнению с наглядно-образным );

— ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления ( запоминание, воспроизведение, припоминание ).

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания ( что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, этому надо учить ), еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.



Задания на развитие мышления.

Все те познавательные процессы служат базой для развития очень важного для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, познавательного процесса – мышления, которое является высшей степенью человеческого познания.

Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление базируется на знаниях ребенка. В математике процесс расширения, углубления и уточнения математических знаний ученика построен таким образом, что он имеет четко выраженную направленность на развитие и совершенствование интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза. Сделан акцент на формирование и более сложных мыслительных операций: умений проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку, на описание наиболее характерных содержательно- логических заданий, направленных на развитие мыслительных операций.

Так, развитие умения проводить сравнение отрабатывается на системе постепенно усложняющихся содержательно-логических заданий, которые охватывают весь учебный материал начальной математики: сначала это задания, в которых предлагается сравнить ( указать сходства и различия ) два предмета, результат такого сравнения выражается в том, что один из заданных предметов дети дорисовывают так, чтобы оба предмета стали одинаковыми; затем сравниваются группы предметов, когда при большом сходстве постепенно увеличивается число различий, которые должны быть найдены; развитие и совершенствование этих операций идет при выполнении заданий на сравнение чисел, числовых выражений, примеров, способов их решений, величин, текстовых задач, геометрических фигур, уравнений, различных математических зависимостей, а также групп чисел, числовых выражений, примеров, текстовых задач, геометрических фигур, обладающих общими признаками и имеющих некоторые различия. Задания постепенно усложняются из класса в класс. Постепенно дети подводятся и к сравнению способов выполнения практических и умственных действий, вычислений, решений и их записей, к сравнению результатов, которые могут быть получены.

В целях развития мыслительных операций анализа и синтеза в математике представлена система содержательно-логических заданий, основными из которых являются задания следующих видов: проведение простейшего анализа сначала с практическим, а затем и мысленным расчленением объекта или группы объектов ( чисел, числовых выражений, примеров, текстовых задач, геометрических фигур ) на составные элементы с целью их изучения и дальнейшего использования, проведение синтеза заданных частей в единое целое, обладающее заданным свойством; проведение анализа объекта, ситуации, процесса с целью установления существующей закономерности и ее использование для выполнения некоторого задания, а также с целью выделения главных свойств и признаков рассматриваемых математических отношений, высказываний, построений.


В развитии познавательных способностей у детей выделяются в методическом плане три основных, с учебной точки зрения, вида работ учеников, различных по своим познавательным целям, но составляющих взаимосвязанные этапы самостоятельного «открытия» вводимых математических понятий и закономерностей;

— задания, в процессе выполнения которых дети учатся наблюдать, подмечать сходство и различие, замечать изменения, выявлять причины этих изменений и их характер и на этой основе делать выводы в форме предположения, т. е. выдвигать гипотезы. В процессе такой работы дети постепенно овладевают смыслом понятия сравнить и овладевают операцией сравнения как определенным методом познания, используемом как в математике, так и в других учебных предметах. Большое внимание при этом уделяется выработке умений фиксировать результаты практических действий и мыслительных наблюдений сначала с помощью рисунков, схем, таблиц, а затем с помощью моделей, математических выражений и символов;

— задания, направленные на проверку выдвинутой гипотезы, при выполнении которых учащиеся убеждаются в правильности и практической значимости полученных ранее результатов, например использования свойств сложения ( умножения ) для рационализации вычислений и др. задания такого вида создают условия для применения «открытых» общих свойств к решению конкретной задачи, подчеркивая прикладную и практическую значимость знаний, ведут к пониманию необходимости их постоянного пополнения и расширения;

— задания, ставящие цель найти область применения «открытых» знаний, что поможет учащимся свободнее ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающего их мира и использовать полученные математические знания сначала в житейской практике, а затем и в профессиональной.

Перечисленные виды заданий представляют собой различные этапы единого познавательного процесса самостоятельного «открытия» и применения математических свойств, понятий, закономерностей, изучаемых в различных темах курса.


Одна из разновидностей образного мышления – пространственное мышление. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам, в том числе географии, черчению, трудовому обучению. Поэтому уже с начальной школы необходимо развивать этот вид мышления.

С целью развития пространственного мышления учеников используется система знаний, охватывающих следующий круг вопросов:

— уточнение представлений об основных геометрических фигурах;

— сравнение фигур по форме, размеру, цвету;

— расположение объектов в пространстве;

— точка;

— линия ( прямая, кривая, вертикальная, горизонтальная, наклонная, ломаная, замкнутая, незамкнутая );

— область, граница;

— луч;

— отрезок прямой;

— углы: прямой, тупой, острый;

— треугольник и его свойства;

— четырехугольник и его свойства;

— прямоугольник и его свойства;

— квадрат и его свойства;

— многоугольник;

— круг;

— овал.



Реализация таких заданий поможет учителю направить обучение на активное развитие мыслительных процессов, сделать обучение развивающим и повысить интеллектуальный уровень детей; помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.



Развитие теоретического мышления.


Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Остановимся несколько более подробно на развитии теоретического мышления у учащихся в начальной школе. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение ( для чего он ?), то к 3-4-му классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Если ученик 1-2-го класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4-го класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию.

Аналитическая деятельность третьеклассника основывается на представлениях и понятиях. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых различных причин, которые надо специально анализировать. Таким образом, младшему школьнику при одном и том же уровне знаний легче ответить на вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему засохло растение?».

К окончанию третьего класса учащийся должен научиться и таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Рефлексия – это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний.


Пути формирования познавательных интересов в учебной

деятельности через игру.


Современное обучение направлено на развитие лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности ребенка.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

При создании игр мы руководствовались не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли. Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Например: зачем надо знать правило о переместительном свойстве сложения и умножения? Зачем надо находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата?

Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто.

Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии, в частности, для уроков ознакомления с окружающим миром.

В последние годы у детей падает интерес к чтению. Как же избежать этого? Использование элементов драматизации и театрализации помогает разнообразить уроки чтения. Уже в 1, 2 классах нужно пробовать ставить спектакли, кукольные представления по прочитанным произведениям. Детям очень хочется быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями.

Очень нравится детям готовить рисованные «диафильмы» по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке «диафильма», пересказывать по рисункам и т. д.

На уроках природоведения ( кроме загадок, стихов, ребусов ) используют работу по группам, что очень нравится детям. Они учатся говорить и слушать друг друга, объективно оценивать ответы, аргументировать оценку.


Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней? Кто быстрей?», «Отвечай сразу!», «Получи сдачу».

Многие игры и упражнения построены на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, и с интересом приступают к выполнению упражнения.




Дифференцированный подход

при выполнении

домашнего задания.

Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы.

Чаще мы даем общее задание классу. Для одних оно может быть легким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом к учебной деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцируемые домашние задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Карточки с дифференцированными заданиями даются в следующих случаях:

  1. при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;

  2. при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;

  3. при работе над ошибками в контрольных работах.

Преследуются следующие цели: закрепление знаний, умений и навыков; развитие логического мышления; формирование самостоятельности, самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду.

Предлагая такие задания нужно учитывать:

  1. способность к учебной деятельности ( быстро ли схватывает учебный материал, глубоко ли его осмысливает );

  2. умеет ли выразить свою мысль;

  3. познавательную активность ( проявляет ли интерес к знаниям );

  4. организованность в работе ( умеет ли доводить начатое дело до конца );

  5. отношение родителей к учебе ученика, советам учителя.

Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.






















Список использованной литературы:


Т. И. Ерофеева, Л.М. «Математика для школьников»


З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для школьников»


К. 3. Талызина Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение. — 1985. — 198 с.


Г.И. Щукина Активизация познавательной деятельности
учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение. — 1979. — 159 с.


Свежие документы:  Все мы разные, 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: