Урок на тему «Здоровьесберегающие технологии. Физкультминутки в начальной школе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Бавлинского муниципального района РТ.




Здоровьесберегающие технологии.


Физкультминутки в начальной школе.






Веденеева Ирина Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №6 города Бавлы

Республики Татарстан



г. Бавлы.

Здоровьесберегающие технологии.

Физкультминутки в начальной школе.


Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения здоровья.

Улучшение состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий:

— формирование культуры здоровья ( сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни ).

— сохранение высокого уровня здоровья школьника за период обучения в школе.

— подготовка к дальнейшей успешной жизни.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности.

2. Оздоровительные силы природы.

3. Гигиенические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся: физические упражнения, физкультминутки, подвижные игры, эмоциональные разгрузки, оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, лечебная физкультура, самомассаж и т. д.

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, более подробно хочу остановиться именно на этом пункте ( двигательная направленность )

Учебный день школьника насыщен большими умственными и эмоциональными перегрузками. Школьная перегрузка, долгое нахождение в статичном положении приводит к переутомлению учащихся. Школьники в течении дня часто испытывают недостаток двигательной активности, что способствует ухудшению здоровья и снижению уровня усвоения материала.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания составляет в среднем 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество – на 50%. При этом более 50% учащихся начинают отвлекаться.

При первых признаках утомления учащихся на уроке следует активно отдыхать, переключиться на другие виды деятельности, используя всевозможные средства восстановления работоспособности.

Проводят физкультминутки на 15-20 минуте от начала урока. Иногда целесообразно проводить физкультминутки 2 раза за урок ( вначале учебного года, в последние дни четверти, на последних уроках особенно в конце недели, в 1-ом классе ).

Продолжительность 1-3 минуты.

Основные требования к физкультминуткам:

Упражнения должны охватывать все те группы мышц, чтобы снять статическое напряжение. Это и потягивания, наклоны, приседания, повороты, бег на месте, прыжки и т. п.

Комплекс упражнений должен состоять из 2-3 упражнений, повтор- ся несколько раз.

Упражнения должны быть доступны и интересны детям, носить игровой характер.

Свежие документы:  Творческий экзамен по литературе "Встать! Суд идет!" 7 класс

Замена комплекса упражнений, физкультминуток должна проводиться чаще.

Содержание упражнений должно зависеть от условий проведения урока ( например, после письменных заданий, упражнения на кисти рук ).

Во время контрольных и практических работ, а также на уроках труда, физкультуры, физкультминутки не проводятся.

Формы проведения физкультминуток:

1. Оздоровительные. Общеразвивающие упражнения.

Сюда относятся:

— танцевальные (физкультминутки лучше проводить под известную детскую мелодию ).

— физкультурно-спортивные ( каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц, выполняются под счет ).

— гимнастика для глаз ( специальные упражнения для расслабления мышц глаз, снятие утомления с глаз ).

— двигательно-речевые ( дети коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют движения в соответствии с текстом ).

2. Когнитивные ( познавательные ).

— дидактические игры с движениями, которые способствуют развитию познавательных процессов.

3. Креативные ( творческие ).

— гимнастика для ума

— оригинальные движения

— пантомимическая гимнастика.

Из опыта работы хочу поделиться как я провожу физкультпаузы.

На каждом уроке, как и все мы, провожу основные два вида

физкультминуток. Это : гимнастика для глаз и двигательно-речевые физкультминутки. Это интересно: Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью способствуют реализации двигательной активности; благоприятно сказываются на настроении детей и их эмоциональном тонусе; стимулирует интерес к учению; позволяют поддерживать положительный контакт между учителем и учащимися.

На уроках обучения грамоте и литературного чтения я использую:

1. Дыхательная гимнастика.

А) Счет от 1 до 10 с усилением громкости.

Счет от 1 до 10 с уменьшением громкости.

Счет от 1 до 10 с повышением голоса.

Счет от 1 до 10 с понижением голоса.

Б) Упражнение «Задуй свечу».

В) Упражнение «Лопнувший шар».

Г) Упражнение «Чудо-нос».

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…..

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Д) Упражнение «33 Егорки».

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки…( набираем воздух и на выдохе…)

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.

Все упражнения выполняются стоя.

2. Мимическая ( артикуляционная ) гимнастика.

А) Упражнение «Хоботок».

Б) Упражнение «и» — «у» ( без звука ).

3. Эмоциональная разминка.

А) Сделайте свое лицо добрым, злым, удивленным и т. д.

Б) Проговаривание скороговорки. Упражнение выполняется стоя, класс делится на две группы.

— Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Развитие одаренности детей дошкольного возраста с учетом полоролевых особенностей"

Эти все упражнения дают детям и отдохнуть, и эмоционально разрядиться.

На уроках письма и русского языка включаю пальчиковую гимнастику.

А) «Мишка, Снежинка, Зайчик».

Дети поочередно с разной силой надавливают на подушечки пальцев.

Б) «Волны».

В) «Солнечные зайчики».

На уроках окружающего мира и ОБЖ можно включать тематические физкультминутки ( по изучаемому курсу ).

Например: при изучении ПДД – игра «Светофор»,

при изучении растительного мира – игра «Деревья, кустарники, травы».Эта игра направлена на улучшение переключаемости и концентрации внимания

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры. Упражнение выполняется стоя у парты.

В заключение о гимнастике для глаз.

А) Использую гимнастику для глаз на офтальмотренажере. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх-вниз, по (против ) часовой стрелке по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается цветом и под номером. Это делает схему яркой. Упражнения выполняются стоя. Б) Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

В) Гимнастика под музыку с использованием компьютерных презентаций.

При составлении презентаций необходимо учитывать советы специалистов Офтальмологической клиники «Эксимер» города Москвы. При подборе фона и цвета, на экране монитора не допускать агрессивных сочетаний цветов: красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный, красный – синий.

Показ одной из физкультминуток для глаз при помощи компьютерной презентации.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность. Это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: