Виды заданий со слабоуспевающими детьми


Виды заданий со слабоуспевающими детьми

Обучение слабоуспевающих учащихся необходимо проводить по специальной программе, которая, с одной стороны, должна быть всесторонней, а с другой — должна быть доступной для применения в условиях современной наполняемости классов и учебной загруженности учителей.

В системе специальных знаний обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося. Для сильных учащихся подбирают знания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого материала. Для слабых подбирают задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

Типы заданий:

1) Задания со вставкой пропущенных букв. Например:

м…рков… к…ртофел… п…м…дор

м…ряк л…сник п…сател…

сн…гир… …рёл грач…

тецдоч… св…ча

2) Задания на выбор проверочного слова. Например, выбрать проверочные слова из следующего ряда:

труд — труды, трудный, трудится

гриб — грибы, грибки, грибной, грибок

дед — дедушка, детки;

3) Задания с наличием образца выполнения. Например, поставить слова во множественное число. Образец: машина-машины, липа, роза, цветок, кукла, число, лампа, коробка;

4) Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. Например, выписать из текста слова, которые указывают действие предмета:

МАША ПОШЛА В МАГАЗИН. В МАГАЗИНЕ ОНА УВИДЕЛА КРАСИВЫЕ ТЕТРАДИ. МАША ВЗЯЛА ТЕТРАДЬ С КОШКОЙ, КОТОРАЯ ПОХОЖА НА ЕЁ МУРКУ.

5) Задания на обозначение согласного звука в конце, основываясь насопоставлении проверяемого и проверочного слов. Например:

ь Был бы дож…ь, да сне… помешал.

На что и кла…, коли в семье ла… .

ь Ло(д,т)ка, варе(ж,ш)ки, стри(ж,ш)ка, тра(в,ф)ка, про(б,п)ка

6) Задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов — помочь учащимся вспомнить задания, которые являются необходимой основой для выполнения заданий. Например: «Что нужно сделать в этом упражнении? Какую часть речи мы называем существительным?» и т.д.;

7) Задания с сопутствующими указаниями и инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут использоваться задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способствовать усвоению изучаемого материала. Например: «Прочитайте текст. Найдите в нем слова, обозначающие предмет.» и т.д.;

8) Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы определенным правилам. Пример применения правила при определении спряжения глаголов: уч..м — образую неопределенную форму учить, глагол на -ить, значит, он 2-го спряжения.

Свежие документы:  Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

9) Задания с применениями классификации. Ученикам предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, т.е. представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способы словообразования.

10) Проблемно-познавательное задание помогает учащимся овладеть основными логическими операциями, такими, как сравнение, анализ, обобщение и т.п. Например, сравнить слова коса и коса (6, с.46-47)

11) Задания с выбором ответа. Например, тест:

ь Найди и подчеркни названия частей речи: подлежащее, числительное, глагол, сказуемое, предлог, имя существительное, обстоятельство, местоимение, союз, наречие, суффикс, частица, корень;

ь Найди лишнее понятие и обведи его: имя прилагательное, имя существительное, имя числительное, предлог, местоимение, глагол, наречие;

12) Задание на восстановление деформированного текста. Например:

По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

В, стая, снегу, в живёт, куропаток

Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

Опять, в, поклюют, снег, и

Заметит, снегом, кто, под, их;

13) Творческие задания. Например, составить кроссворд:

Рис.

1. Домашнее животное

2. Дорожка в парке

3. Овощ

4. Птица

5. Рынок

6. Дети

7. «Два серебряных коня»

14) Задания с добавлением одной буквы для получения новых слов. Например:

ь Добавь одну букву в середине слова, чтобы получились новые слова: пот, сачок, свет, парк

ь Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова: шпага, база, шёл, банк

ь Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова: дача, порт, клад, рис.

Достаточно эффективным может быть и прием, который используется Ш.А. Амонашвили, — превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.

Вычленение «успешных» сфер деятельности слабоуспевающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону.

Рекомендуется закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов. Отталкиваясь от них, нужно помогать ему воспринимать очередное учебное задание само по себе, без воспоминаний о переживаниях, которые ему сопутствовали при прежних неудачах.

Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца (например, решить трудную орфографическую задачу сразу, не откладывая ее на «потом» при первых же ошибках). Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения слабоуспевающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика.

Свежие документы:  Программа воспитательной системы класса "Река детства - океан жизни"

Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания.

Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.

Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой, как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.

Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, в своих возможностях и изменяя тем самым его отношение к своей неуспеваемости, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: