Внеклассное мероприятие «Литературный турнир эрудитов по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНИЗИЯ №5 г. БРЯНСКА






Внеклассное мероприятие

«Литературный турнир эрудитов по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

(5 класс)





Разработала

учитель русского языка и литературы

Пугачёва Татьяна Николаевна





Брянск-2014




Внеклассное мероприятие

«Литературный турнир эрудитов по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Я счастлив, предводительствуя русскими!

Но какой полководец не поражал врагов,

подобно мне, с сим могущественным

народом! Благодарите Бога, что вы

русские; гордитесь сим преимуществом…

М.И. Кутузов. Из письма к калужским патриотам

Цель литературного турнира эрудитов: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о патриотическом стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», его исторической основе.

Задачи литературного турнира эрудитов:

  1. Образовательные — показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

  2. Развивающие – развить навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения, участия в дискуссии, работы в группе.

  3. Воспитательные воспитывать у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, толковый словарь, раздаточный материал, презентация.

Методы и приёмы: словесно-репродуктивный, поисковый: рассказ учителя, анализ стихотворения, устное словесное рисование, работа с изобразительными средствами, выразительное чтение.

Форма проведения литературного турнира эрудитов: дидактическая, обучающая игра.

Описание турнира эрудитов. Турнир состоит из восьми конкурсов. Класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание. Членами жюри могут быть старшеклассники или учителя.

Домашнее задание – приготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»; подготовить пословицы, поговорки, просторечные слова из текста.

Этапы литературного турнира эрудитов:

  1. Представление команд.

  2. Конкурс «Знаете ли вы?».

  3. Конкурс «Историческая справка».

  4. Конкурс «На Бородинском поле».

  5. Конкурс капитанов «Подбери синонимы».

  6. Конкурс лингвистов.

  7. Конкурс «Живое слово».

  8. Конкурс «Отгадай картину».

Ход литературного турнира эрудитов


I.Самоопределение к  деятельности. Организационный момент

Слайд 2.

Учитель:

— Здравствуйте, рада приветствовать всех на турнире эрудитов, посвященном 200-летию со дня рождения одного из самых великих поэтов в отечественной литературе — Михаила Юрьевича Лермонтова.
Одним из лучших своих произведений поэт считал стихотворение «Бородино», так как М.Ю.Лермонтов взял на себя смелость воспеть в нём не царя – победителя, а подвиг простых русских солдат. Произведение остается актуальным и в наше время. Как вы думаете, почему?
Слайд 3. Учитель:

— Начать наш турнир мне бы хотелось с высказывания прославленного русского полководца и главнокомандующего во время Отечественной войны 1812 года, Михаила Илларионовича Кутузова, который обратился в письме к калужским патриотам со словами: «Я счастлив, предводительствуя русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим могущественным народом! Благодарите Бога, что вы русские; гордитесь сим преимуществом…».

— Ребята, понятен ли вам смысл высказывания Кутузова? Чем гордился полководец Кутузов? Какое новое слово вам встретилось? Сим (устар.) имеет значение «этим». Это форма творительного падежа указательного местоимения сей. А для того, чтобы мы убедились в объективности данного высказывания, предлагаю нашим командам представиться и выполнить ряд заданий. Пока ребята готовятся, давайте познакомимся с членами жюри.

Итак, начинаем наш турнир эрудитов.

1. Представление команд. (Название, эмблема, девиз). Конкурс оценивается 5 баллами.

Слайд 4. Вопросы – по щелчку

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Конкурс «Знаете ли вы?».

За правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы даются по очереди.

1) В начале своего творческого пути Лермонтов мало кому показывал свои произведения, а если публиковал, то без подписи. Под каким произведением Лермонтов впервые с гордостью поставил свое имя?

(«Бородино»).

Учитель:

— Скажите, в каком году было написано «Бородино»? К какому юбилею М.Ю. Лермонтов написал стихотворение? Так какое произведение поэта мы будем анализировать на турнире эрудитов? Сформулируйте тему турнира.

Что мы должны вспомнить для успешного выполнения заданий нашего турнира? Что нам необходимо повторить и обобщить по теме? Сформулируйте цель сегодняшнего турнира?

2) Из каких источников М.Ю. Лермонтов узнавал о событиях 1812 года?

(О войне мальчику рассказывал двоюродный дед, младший и любимый брат его бабушки отставной штабс-капитан артиллерии Афанасий Алексеевич Столыпин, а также благодаря рассказам поэта К. Батюшкова, попавшего на поле битвы весной, когда начала оттаивать «куча», где «смешались кони, люди»).

3) В каких строках звучит главный патриотический призыв стихотворения его главная мысль?


— Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
        Богатыри — не вы.

Ребята! не Москва ль за нами?
        Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!


4) От чьего имени солдат-рассказчик ведет повествование?

(Герой говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени всей страны. Простое «я» рассказчика перерастает в «мы»)

Слайд 5. На фоне слайда сценка-миниатюра.

Молодой солдат.

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Старый солдат.

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

III. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

3. Конкурс «Историческая справка».

Слайд 6. Учащиеся выбирают номер вопроса. Учитель нажимает на гиперссылку, затем проверяется ответ по щелчку. Далее по гиперссылке возвращаемся к игровому полю «Историческая справка».

За правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы даются по очереди.

1) Когда произошло Бородинское сражение?

(26 августа 1812г.)

2) Почему это сражение было решающим в ходе Отечественной войны 1812 г.?

(Это последняя попытка защитить Москву, обескровить вражеское войско. Здесь, в Бородине, должна была решиться судьба России и всей Европы)

3) Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примером вдохновляя подчинённых. Назовите героев Бородина.

(Генералы М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н. Раевский, А.И.Кутайсов.)

— Давайте посмотрим на их отважные лица (слайд 23, 24). Под генералом М.Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где бы он не появился и не ободрял солдат своими словами и примером.

Генерал Пётр Иванович Багратион отбивал атаки французских колонн на Семёновской флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки.

Генерал Николай Николаевич Раевский. За героическую оборону Курганной высоты, находящейся в центре расположения русской армии, Раевский был представлен к награде орденом Александра Невского.

Граф Александр Иванович Кутайсов  — русский генерал-майор, погиб в Бородинском сражении, отбивая от французов батарею Раевского.

4) Чья сторона одержала победу в этой битве?

(Бородинское сражение не выявило победителя, так как ни одна из сторон не отступила с поля боя, но моральная победа была за русской армией)

Слайд 7.

4. Конкурс «На Бородинском поле».

— Перед Вами игровое поле, на котором разбросаны ядра-вопросы. Каждая команда по очереди выбирает вопрос, учитель нажимает на гиперссылку. Открывается тестовый вопрос, игроки находят значение нужного слова в толковом словаре. Правильность ответа проверяется с помощью щелчка. Возврат к 7 слайду и т.д. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Слайд 26-27.

1) Найдите «третье лишнее» слово и объясните его значение с помощью толкового словаря.

а) редут,

б) уланы,

в) драгуны.

Слайд 28-29.

2) Найдите «третье лишнее» слово и объясните его значение с помощью толкового словаря.

а) зимние квартиры,

б) кивер,

в) бивак.

Слайд 30.

3) Найдите «третье лишнее» слово и объясните его значение с помощью толкового словаря.

а) картечь,

б) булат,

в) басурманы.

Слайд 31-32.

4) Найдите «третье лишнее» слово и объясните его значение с помощью толкового словаря.

а) лафет,

б) сеча,

в) бой.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Слайд 8.

5. Конкурс капитанов «Подбери синонимы».

Подберите синонимы к слову «сеча». Победит команда, давшая больше правильных ответов.

«Сеча»: битва, бой, баталия, брань, дело, перестрелка, перепалка, побоище, столкновение, сражение, ссора, спор.

Задание оценивается 5 баллами.

Слайд 9.

6. Конкурс лингвистов.

Данный конкурс состоит из четырёх заданий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы даются по очереди.

В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, используя пословицы, поговорки и устойчивые сочетания. Подскажите, как в русском языке называются устойчивые сочетания?

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, которые часто можно заменить одним словом. Например: «Вставлять палки в колеса» — мешать.

Слайд 9.

Задание 1. Найдите в тексте устойчивые сочетания слов и объясните их лексическое значение.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке
Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки-
Французы тут как тут.

Разгуляться дать себе волю, начать действовать свободно и без стеснений, разойтись, развернуться.

Держать ушки на макушке — быть настороже, начеку.

Тут как тут — показаться, откуда ни возьмись, вынырнуть, вырасти точно из-под земли, явиться, вдруг, откуда ни возьмись.

— Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке? (Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и   неожиданность появления вражеской армии.)

Слайд 10.

Задание 2. Соотнесите строки с элементами сюжета.

— Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить следующие определения: сюжет, экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.

Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

Кульминация — это момент в действии, когда острота конфликта достигает максимума, это момент наибольшего напряжения действия.

Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.
Экспозиция: «Мы долго молча отступали…»

Завязка: «И вот нашли большое поле…»

Кульминация: «Ну ж был денёк!»

Развязка: «Вот затрещали барабаны…»

Слайд 11.

Задание 3. Восстановите фразу и определите, с помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя?

Французы двинулись, как … (тучи)
Носились знамена, как … (тени)

(Сравнение)

— Напомните мне, что такое сравнение?

(Сравнение – изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом используются союзы как, будто, как будто, словно, точно, подобно).

И вот на поле (грозной) сечи
(Ночная) пала тень.
(Эпитеты)

— Напомните мне, что такое эпитет?

(Эпитет — это яркое образное определение)

Слайд 12.

Задание 4. Посчитайте, сколько существительных в именительном падеже и сколько глаголов использовано в следующем отрывке.

Огонь блестел….
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам
пролетать мешала гора кровавых тел…

(Сущ. в И.п.- 5, глаголов – 7)

— Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

— С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

Слайд 13.

7. Конкурс «Живое слово».

Один представитель от каждой команды выразительно читает три любимые строфы из стихотворения «Бородино». Конкурс оценивается по 5-бальной системе.

Слайд 14- 17.

8. Конкурс «Отгадай картину».

Командам необходимо по очереди отгадать название картины и её автора. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

Картина №1 «Наполеон I на Бородинских высотах» (В.В. Верещагин)

Картина №2 «Конец Бородинского сражения» (В.В. Верещагин)

V. Рефлексия деятельности

Учитель:

Пока члены жюри подводят итоги турнира, давайте вернёмся к эпиграфу нашего мероприятия. Почему стоит восхищаться русским народом в Бородинской битве? Стихотворение «Бородино» стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Помните и гордитесь подвигом русского народа! Любите и оберегайте нашу родину так, как любил её М.Ю. Лермонтов:


Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою… и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Учитель:

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что нового я узнал на турнире эрудитов?

2. Чему научился?

3. Какие трудности у меня возникли?  

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Учитель:

— Члены уважаемого жюри, огласите, пожалуйста, результаты турнира эрудитов.












Список использованной литературы:

  1. Антонова Л.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001.

  3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс». — М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  4. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  5. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5 класс»: Из опыта работы. – М.: ООО «ТИД « Русское слово — РС», 2007.

  6. Челышева И.Л. Литература. 5 класс: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – (Педагогический конспект).

  7. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. –

( Мастерская учителя- словесника).


Свежие документы:  Классный час "Память о войне"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: