Всеклассное мероприятие по литературе и географии для 6 класса «Всё о лесе»





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Карымская средняя общеобразовательная школа»

Куйтунского района Иркутской области







Внеклассное мероприятие

по литературе и географии
в 6 классах



«Всё о лесе».






подготовила

учитель русского языка и литературы

Сорокина Ирина Алексеевна









С. Карымск
2014





Цели:

  • образовательные: пополнение и закрепление системы знаний, умений учащихся о растительном мире, животных и птицах лесной зоны;

  • развивающие: развитие умения анализировать и обобщать, выполняя задания; развитие творческих способностей, инициативы, мышления, коммуникативных навыков.

  • воспитывающие: воспитание толерантности, чувства коллективизма, интереса к формам совместной работы, любви к природе при демонстрации иллюстраций растений, развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация – фильм, презентация «Всё о лесе», выставка книг, рисунков.

Форма проведения: урок-игра.

Подготовка игры:

Игра проводится в актовом зале или классе. Класс разделён на 3 группы.


Ход игры:

I. Орг. момент.


II. Сообщение темы и цели.


1-й чтец.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, открыт для нас

в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

не оскверняй его святынь!

(С.Викулов)

2-й чтец.

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлел навеки,

В душе ее прекрасные черты — поля, луга, леса, моря и реки.

(C.Викулов)

3-й чтец.

Три колдуна у природы есть: вода, земля и воздух —

Три её основы.

Какая бы ни грянула беда — все возродится снова.

4-й чтец.

Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,

Что это «если» значит! О человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озер…

Цени её доверие, природы

Не обмани его!

И в темный лес входи, как в храм.

Под мраморные своды.




Ведущий.

Сегодня мы с вами отправимся в замечательное путешествие, туда, где природой создана фабрика кислорода для всей планеты. В лес. Что такое лес? Это наше богатство, это дом для зверей и птиц, это зеленый наряд нашей Земли. Лес — это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай; лес — это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете лес.


III. Основная часть.

В путь отправляются 3 команды . Сейчас с помощью загадок вы определите названия для ваших команд.

Загадка № 1.


1. Корни этого дерева в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты. Поэтому они хорошо удерживают почву. По-латински его название «пинус», что означает «скала». Очень любит свет. (Сосна.)

Загадка № 2.


2. Главный корень у этого дерева отмирает через 10-15 лет, и оно держится за счет боковых корней, поэтому при сильном ветре-урагане в каком лесу много поваленных деревьев. Древесина отличается однородностью (мало сучков и пр.), и из нее делают лучшие в мире скрипки и другие музыкальные инструменты. (Ель.)

Загадка № 3.


3. Шишки на этом дереве растут вверх, после созревания чешуйки рассыпаются и остаются одни стержни, как свечи. На коре много вздутий, которые содержат бальзам — пахучее вещество, защищающее дерево от холода и вредных насекомых. (Пихта.)


«Экологический светофор»


Сегодня в путешествие с нами собрался хорошо вам известный герой сказочной повести. Кто это? ( выставляется фигурка Незнайки)

Правильно, это Незнайка. Кто может сказать, из какой он повести и кто её автор?

Незнайка взял с собой в путешествие рюкзак с разными вещами. Посмотрите, какой большой и тяжёлый у него рюкзак! Давайте проверим, а все ли вещи ему понадобятся, может быть здесь есть лишние? Поможем незнайке разобраться?

А поможет вам экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги:

Красный свет- природе вред!

Жёлтый- осторожно!

Свет зелёный- как красиво!Скажем, лес, тебе спасибо!

-Запомнили? Красный свет загораетсятогда, когда поступки человека приносят природе вред.Жёлтый зажигается для того, чтобы мы соблюдали определённые правила поведения. А зелёный свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса, растений и животных добрые дела.

А теперь посмотрим, что же взял Незнайка в лес? А вы не забывайте зажигать светофор.

(Учитель достает вещи из рюкзака)

Резиновые сапоги: он собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки. (жёлтый)

Нож: хотел потом содрать кору с берёзы, чтобы разжечь костёр.(красный)

Спички: решил разжечь костёр, чтобы погреться возле него.( красный)

Магнитофон: собрался послушать громкую музыку (красный)

Пластмассовое ведро: хотел полить посаженные в прошлый раз по краю оврага саженцы деревьев (зелёный)

Пакет с кормом: это для уток. Они на озере живут.( зелёный)

А если корм закончится, как поступить с пустым пакетом?


Пока движемся по лесу, давайте поговорим по каким признакам можно определить: какая будет погода: хорошая или плохая.


Ответ: Признаки хорошей погоды: Признаки плохой погоды:

— паук быстро ткет паутину; — ласточки летают низко;

— утренняя роса на траве; — паук сворачивает паутину;

— вечером квакают лягушки; — утром нет росы;

— днем тепло, а ночью холодно; — муравьи бегут к муравейнику;

— муравьи тащат куколок; — дым от костра стелется по земле;

— стрекочут сверчки и кузнечики; — при восходе небо красное;

— утром стелется туман; — мухи становятся назойливыми;

— красная вечерняя заря, серое утро. – дождевые черви вылезают наружу.




Дорогие, ребята! На почту пришли телеграммы, предложенные вам животными. Отгадайте авторов этих посланий.

— Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе. (Улитка, черепаха).

— Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, , ель, сосна).

— Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк).

— Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь).

— Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица).

— Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк).

— Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый. (Ящерица).

— Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

— Учу всем наука! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу

ночью. (Сова).

— Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все

это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть.(Лиса).

— Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов!

Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушки).


Ребята, посмотрите сколько на нашей полянке грибов!

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).



Игра «Собери грибочки». (конкурс капитанов)

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт съедобных грибов.

Физминутка «Привал»

-Ну что, устали? Давайте отдохнём и сделаем привал, а заодно поиграем в игру на внимание и проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Этот конкурс не оценивается, мы просто развлечёмся. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте, а если я допущу ошибку, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, аисты, кукушки, даже

совы-сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

Как не стыдно человеку –

Чуть чего бежать в аптеку?!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья – нуль!

Зато у матушки-природы

Полным – полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!



У наших участников появились симптомы некоторых заболеваний: укусы насекомых, ОРВИ, раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства. Помогите себе, найдите лекарства в «лесной аптеке».


Ответ: Укусы насекомых (оса, пчела, комар).

Снимает боль и раздражение – сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята перечная.

Раны и ожоги.

Помогут остановить кровотечение – крапива, пастушья сумка, тысячелистник.

Ранозаживляющие – подорожник, мать-и-мачеха, зверобой, заячья капуста.

Перевязочные средства – сфагнум, кукушкин лен.

ОРВИ.

Жаропонижающие травы – отвар листьев малины, клюква (сок ягод), примула, полынь, кипрей.

При кашле – мать-и-мачеха, подорожник, прострел, примула, корень солодки, медуница.

Желудочно-кишечные заболевания.

Ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная, подорожник (листья), зверобой, хвощ, черемуха, крапива.


Ведущий. Лес — это и деревья, и цвети, грибы, ягоды, насекомые, животные, птицы. А кем является для леса человек? Кто главнее?

(Ответы детей: человек — это часть природы; человек не должен вырубать леса и приносить вред его обителям.)

Послушайте, какая история произошла с услужливым медведем в лесу


Чтение сказки про «услужливого медведя».

Медведь в лесу устроил «Бюро добрых медвежьих услуг» и повесил объявление:

Птицы и зверье, меняйте свое жилье! Кому очень жарко, кому очень сыро, Бюро подыщет другую квартиру, — Чтоб каждому жить удобнее было.

Почесали звери лапки и порешили: белочка с кротом захотела поменяться, ястреб с дятлом. Посмотрев, что у крота кладовок много, белка обрадовалась, но там — темнота, ни побегать, ни попрыгать, кладовки белка копать не может — лапки не годятся, а крот до белкиного гнезда и добраться не смог, поскреб коготками по коре и заплакал: и свет мешает, и корм на земле да под землей. Дятел с ястребом чуть не рассорились. Ястребиное гнездо на 5-м этаже, там ветер свищет, крыши нет. Того и гляди птенцы выпадут из гнезда, а ястреб возле дупла кружит, внутрь забраться не может. Когти хоть и больше, но для лазанья по деревьям не годятся. Так и отказались все от обмена. Долго в лесу ругали медведя за его «медвежью услугу. И поделом!

Ведущий. Да, каждый живет в своем доме, и мы, люди, не должны вмешиваться в дела жителей лесного царства, если там сохраняется равновесие.

— У вас было домашнее задание: нарисовать правила поведения в лесу.

(Дети)

Но если в лесу беда, мы с вами должны всегда прийти ему на помощь. Правила поведения в лесу вы все хорошо знаете, главное — не нарушать их. Помните, что человек — это часть природы нашей планеты.


Ведущий. Сегодня мы с вами поговорили о лесе и некоторых его обитателях. Тема эта очень увлекательна. Многие писатели, художники музыканты посвятили свои работы лесу.


«Лес и эстетика»

Мы переходим к последнему конкурсу. Команды по очереди отвечают на вопросы.


  1. Какой композитор создал свои лучшие произведения в тени лесов Подмосковья? (Чайковский)


  2. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу», (И. Шишкин)


  3. И. Левитан очень любил писать осень. Он создал проникновенные картины природы и в ее образах раскрыл настроения и переживания человека. Вспомните его картины и назовите их. («Золотая осень», «Осенние листья»)


Далее предлагается командам назвать авторов цитат.

«Здесь некогда, могучий и прекрасный, 

Шумел и зеленел волшебный лес,

Не лес, а целый мир разнообразный, 

Исполненный видений и чудес». (Ф.И. Тютчев)

«Люблю отчизну я… 

Люблю ее лесов безбрежных колыханье...» (М.Ю. Лермонтов)

Лес, точно терем расписной, 

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин «Листопад»)

— А в какое время года вам нравится лес больше всего?

(фильм, книги, рисунки)

Мы должны быть внимательны к зеленому миру, бережно к нему относиться, тогда природа воздаст нам.

«Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей».

Давайте жить так, как писал поэт Н.Старшинов:

Нам жить в одной семье, нам жить в одном кругу.

Идти в одном строю, лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.


Рефлексия.

— Посмотрите, наше дерево без листьев попробуем украсить его. Для этого вы должны написать на листочках, что для вас значит лес и приклеить на ватман.


Молодцы, ребята. Мы надеемся, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе. А сейчас мы приглашаем всех в лесное кафе «ЯГОДКА»


Организовать выставку кушаний, приготовленных из продуктов лесной кладовой: ягод, грибов, лекарственных растений.


Наша встреча подошла к концу. Очень хочется, чтобы вы полюбили родную природу, нашу землю и всегда помнили о том, что человек не должен приносить вред нашим меньшим собратьям.


— Чтобы осталась память о нашей встрече, мы предлагаем вам посадить семена ёлочки, а летом мы их высадим в лесной полосе.



Список использованной литературы




  1. Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2001.  (библиотека)

  2. Лазаревич К.С. На каких широтах и при каких температурах мы живем // География. Приложение к газете «1-е сентября». №22, 2007;

  1. Зарубежная Азия. Восточная и Центральная Азия. — М.: Мысль, 1982.

  2. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.


  1. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.










Свежие документы:  Конспект урока на тему "Развитие познавательной и учебной мотивации"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: