Физическая подготовка юношей-баскетболистов в условиях внеурочной формы занятий физической культурой


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов № 65










Физическая подготовка юношей-баскетболистов

в условиях внеурочной формы занятий

физической культурой.














Орлова Наталья Николаевна

учитель физической культуры

педагогический стаж – 13 лет

категория – высшая

МБОУ СОШ с УИОП №65







Киров 2014

2. Условия возникновения опыта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 65 Нововятского района г. Кирова является одной из шести школ района. Насчитывает около 800 учащихся. В районе имеются спортивный клуб «Заря», СДЮШОР №8, спортивные стадионы. Около школы имеется стадион и баскетбольная площадка, что позволяет заниматься любыми видами спорта как в летнее, так и в зимнее время.

Школа насчитывает 3 первых класса,4 вторых класса, 2 третьих класса, 2 четвертых, 3 пятых, 3 шестых,1 седьмой. 2 восьмых, 2 девятых, один десятый и одиннадцатый классы. В черте района находятся 4 крупных предприятия – НЛК, Комбинат древесных плит, Хлебозавод, Механический завод.


3. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость.

В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин, 1979г., В.П. Богословский, 1984г.) спортсменов, но недостаточно источников информации, посвященных конкретным методам и средствам для развития этих качеств в рамках внеурочной работы в школе.

Практическое значение – систематизировать ЗУН применительно к конкретной школе.

Практической значимостью будет обученность всех и каждого качественно и быстро, радостно и победно.


Ведущей идеей является личностный подход к воспитаннику практико — ориентированное обучение, воспитание в коллективе, через коллектив, для коллектива, идея сотрудничества педагога и воспитанника на основе взаимного уважения и доверия, совершенствование методики развития физических качеств юношей-баскетболистов.


4. Теоретическая база опыта.

Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме ребенка.

Рассматривая двигательную деятельность, мы наблюдаем её в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость, или сочетание этих качеств.

Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности, уровень общей физической подготовленности. Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом это процесс единый, взаимосвязанный, и как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков. Здесь имеет место быть теория развивающего обучения Бабанского.

Свежие документы:  КАРТОТЕКА эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов

Многолетней систематической подготовке предается исключительно важное значение. Она может быть успешно осуществлена лишь при учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств, формирования двигательных навыков, умений и т.д.

На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта большое внимание следует уделять воспитанию скоростных качеств. Основными средствами воспитания скоростных качеств являются прыжки, специальные беговые упражнения, бег с отягощением и другие. Использовать следует повторный метод. В процессе развития силовой подготовки ведущими задачами является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата занимающихся, воспитание умения проявлять основные мышечные усилия и формирование способности рационального использования мышечной силы в различных условиях. Так же используется повторный метод. Для воспитания скоростно-силовых качеств целесообразно использовать физические упражнения, которые близки в технике выполнения упражнений, свойственных избранному виду спорта. Значительное место в подготовке игроков отводятся воспитанию общей и специальной выносливости. Основные средства — бег, игра. Используется повторный, переменный, круговой метод. Ловкость успешно воспитывается в процессе усвоения координационно-сложных упражнений. Основными средствами являются подвижные и спортивные игры. Гибкость имеет большое значение для улучшения техники движений. Основной метод воспитания гибкости – повторное выполнение упражнений (В.П. Филин, Н.А. Фомин).


5. Новизна опыта

Баскетбол одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановка, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни и в самостоятельных формах занятий физической культуры (Л.Б. Кофман, 1998).


6. Технология опыта

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен: 1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;

2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;

3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с большим эффектом;

4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения.


Плайометрия – вид тренировки и метод, благодаря которому можно существенно улучшить игру. Впервые термин применен в 1975 г. Фрэдом Вилтом. Есть другое название – «Прыжковая тренировка».

Свежие документы:  Конспект урока по теме "Школы в России и Великобритании" 5 класс

В данной работе представлен вариант тренировочного занятия, как способ физической подготовки игроков.

Уже в конце 70-х и начале 80-х этот вид тренировок получил мировое распространение. Тренера в различных видах спорта стали включать плайометрические упражнения в процесс подготовки.

Плайометрия включает упражнения при выполнение которых, мышцам необходимо уметь развивать максимальное усилие в кратчайший период времени. Такое усилие называется — мощью.

Формула мощи: мощь = сила × расстояние.

Мощь – это способность производить взрывную силу. В прыжковой тренировке первостепенным компонентом является силовая подготовка.

С учетом загруженности зала, учителя и воспитанников, тренировки в данной группе проводились 3 раза в неделю в вечернее время. В группе обучались учащиеся с 8 по 11 класс. Основной состав игроков был представлен учащимися 10-11 классов, которые и представляли школу на районных и городских соревнованиях. Данная тренировка включает в себя использование мячей, скакалок. И прыжковые упражнения включены на протяжении всей тренировки.


План тренировки:

  1. Разминка беговая без мячей:

  1. Гладкий бег

  2. Приставными шагами

  3. Спиной вперед

  4. Ускорение

Во время бега разминаем пальцы и кисти рук.

  1. Разминка на месте:

  1. Подкидывание мяча одной рукой, ловля двумя

  2. Подкидывание двумя руками, ловля двумя

  3. Мяч за спиной, перекидывание вперед

  4. Вращение прямых рук с мячем

  1. В парах:

  1. Передача от груди двумя руками, мяч параллельно полу

  2. Передача правой, левой рукой

  3. Передача из-за головы двумя руками в прыжке

  4. Передача мяча в пол

  1. Ведение мяча:

  1. По кругу

  2. «Змейкой»

  3. Через центр

  1. В парах, движении – передача мяча (15 раз)

  2. Ведение мяча с броском в кольцо (10 раз в каждую строну)


Дальше выполняется прыжок вверх с двух ног с места. Встать у стены и поднять одну руку вверх, на стене в месте касания сделать отметку. Затем выпрыгнуть вертикально вверх и коснуться стены как можно выше. Измерять высоту между двумя отметками.



  1. «Треугольники»

Часть игроков стоит на линии середины зала, один игрок с правой стороны от кольца, еще один под кольцом. Упражнение выполняется 1 мячом (для усложнения 2-3 мячами). Выполняется передача в угол, с угла выполняется бросок в кольцо. Игроки двигаются по кругу (10 р. С каждой стороны и больше).

  1. Броски со штрафной линии с заданием (каждое не попадание мяча карается 10 «лягушками»)

  2. Броски в кольцо с разных точек (с боку, со штрафной, с 3-ех очковой)

  3. Двухсторонняя игра.

И еще раз проводится прыжок вверх с двух ног с места, с замером.

11. В конце каждой тренировки прыжок через скакалку 100 раз.


7. Результативность, условия и возможность проведения данного опыта

В результате таких тренировок отмечается рост всех кондиций, технических приемов и т.д. В следствии чего команда успешно выступила в спартакиаде Нововятского района в 2007-2008 году,2008-2009.2009-2010 завоевала право выступать на первенстве города Кирова. Показателем эффективности тренировок служит и то, что на протяжении 3-ех последних сезонов команда занимает призовые места. Из сборной команды школы практически все поступили в учебные заведения, где и продолжают играть. В учебной деятельности – успешны, по предмету физическая культура 100% успеваемость.

В коллективе отмечается чувство ответственности, чувство товарищества, дружбы, общение не заканчивается за пределами спортивного зала. Являясь выпускниками школы, ребята остались представителями основной группы здоровья.

Свежие документы:  КТП по физкультуре 3 класс на 2014 – 2015 учебный год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: