Статья «Социальная реабилитация дезадаптированных детей через занятия физической культурой»




Орлов Евгений Евгеньевич

Воспитатель II категории

ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

г. Белгород

Тема статьи: Социальная реабилитация дезадаптированных детей через занятия физической культурой (опыт работы ОСРЦдН г. Белгород).



































Большинство детей и подростков, поступающих в областной социально – реабилитационный центр жили в неблагополучных и асоциальных семьях, где физическому развитию и укреплению здоровья несовершеннолетних внимание практически не уделялось. У таких детей и подростков ухудшено физическое (быстрая утомляемость, снижена устойчивость организма к инфекциям, различные заболевания) и психическое (агрессия, раздражительность, отсутствие воли, целеустремленности) состояние. Дезадаптированные дети не любят (не приучены) трудиться, не могут заниматься систематически, делают только то, что им интересно.

Для более эффективной деятельности социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в центре разработана программа реабилитации детей и подростков по организации досуга через занятия физической культуры.

Главной целью программы «Физкультура и Досуг» является укрепление здоровья детей и подростков на основе вовлечения несовершеннолетних к занятиям физической культурой посредством досуга. Отсюда следуют задачи данной программы:

  • популяризация спортивных игр среди дезадаптированных детей и подростков;

  • формирование привычки систематически заниматься физическими упражнениями;

  • развитие физических и психических качеств;

  • организация досуга несовершеннолетних центра;

  • обучение знаниям личной гигиены.

Перед нами стоит вопрос: как сформировать физкультурно-гигиенические навыки дезадаптированных детей и подростков. Откуда у несовершеннолетнего появятся ценные навыки (утренняя гимнастика, четкий режим дня, рациональное проведение свободного времени, привычка участвовать в спортивных играх и развлечениях), если собственные не приучали их к этому.

Особенность работы состоит в том, что несовершеннолетние находятся в центре определенное время (3- 6 мес.). Поэтому работа строится с учетом данного времени года и показаниям здоровья несовершеннолетнего ребенка. Работа проводится в группах (8-10 человек).

Средствами физического воспитания выступают: утренняя гимнастика, гимнастика с элементами единоборств, спортивные игры и забавы.

Для формирования привычки, мы применяем следующие приемы работы: разъяснения значения и правил ее выполнения, практический показ, проявление требований и контроль над правильностью выполнения.

Вначале мы формируем умения, затем определенное время систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку. «Привычка, — писал К.Д. Ушинский, — укореняется повторением какого-либо действия, повторением до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлексивная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию».

Чтобы прогулочное время не проходило в пустых занятиях, необходимо помочь несовершеннолетнему освоить простые известные всем, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года найти, чем заняться. Воспитанники Центра обучаются играм в настольный теннис, мини-футбол, пионербол, бадминтон и различным спортивным забавам с мячом.

В своей работе для повышения интереса обучающихся к занятиям, мы используем разнообразные формы и методы проведения занятий.

Наглядный метод применяется в виде показа упражнения. К показу привлекаются несовершеннолетние обучившиеся данным физическим упражнениям. Новичкам помогают выполнять те или иные общефизические упражнения, с отстающими ребятами работают в паре.

Практический метод применяется в игровых и соревновательных формах занятий. Несовершеннолетние участвуют в соревнованиях (городских), играх включаются в общение со сверстниками, раскрепощаются, преодолевают страх перед трудностями. Личные достижения в соревнованиях становятся мощным стимулом для повышения самооценки несовершеннолетнего.

Опыт работы (таблица 1) показал, что различные спортивные игры, забавы благоприятно сказываются на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и кондиционных способностях несовершеннолетних.



Таблица 1.

Оценка показателей отношения к своему здоровью

Показатели









ФИО

Общее физическое состояние

Знание о здоровом образе жизни

Забота о своем здоровье

Интерес к спорту

Занятия спортом

Навыки личной гигиены

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

до

пос-ле

Хлызин А.-12 лет

6

8

6

8

5

9

5

9

6

9

7

9

Таскаев А. -10 лет

5

7

5

7

5

8

6

9

5

8

6

8

Катасонов О. – 13 л.

6

7

5

7

5

7

5

8

6

7

6

8

Русинов В. – 11 лет.

4

6

4

7

4

7

3

6

4

6

5

7

Багиров А. – 15 лет

7

9

6

8

7

9

6

9

6

9

7

9

Средний балл

5,6

7,4

5,2

7,4

5,2

8

5

8,1

5,4

7,8

6,2

8,2




Программа реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних через занятия физической культурой позволяет укрепить физическое здоровье, но и улучшить эмоциональное состояние, развить навыки позитивного общения.























Список используемой литературы

  1. Горшков В.М. Развитие физических качеств//Физическая культура в школе.-2003.-N8.

  2. Педагогика: Учеб. пособие/Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.,1995.



Свежие документы:  Конспект урока по физической культуре для 3 класса «Акробатические упражнения. Казахские народные игры»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: