Конспект урока «Агрегатные превращения вещества» 8 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шушмабашская средняя общеобразовательная школа»

Арского района Республики Татарстан











Конспект урока по физике
в 8 классе

» Агрегатные превращения вещества»








подготовила учитель физики МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского района РТ Нуриева Рамля Равиловна

















2014



Обобщающий урок по теме » Агрегатные состояния вещества»


Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые процессы”; 
    совершенствовать навыки решения задач по теме;

  • Развивающие:
    развить познавательный интерес у учащихся;
    развить логическое мышление, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся;

  • Воспитательные:
    формирование всесторонне развитой личности;

  • Оборудование: компьютер, проектор, презентация, демонстрационное оборудование.

К уроку имеется презентация в Prezi, которую можно найти по ссылке https://prezi.com/6mpxlbs1navo/untitled-prezi/

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение цели урока.


  1. Демонстрация опыта с целью актуализации знаний:

В стеклянном сосуде плавают кусочки льда, сосуд плотно закрыт крышкой.

Задается вопрос учащимся: в каких агрегатных состояниях вы видите вещество?

Чем отличается одно агрегатное состояние вещества от другого?

Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

В природе одно и то же вещество может находиться в трех состояниях жидком, твердом и газообразном. Наглядным примером является водяной пар, вода и лед. Однако, несмотря на большое внешнее различие трех состояний, атомный и молекулярный состав вещества в нем сохраняется. Меняется лишь характер взаимного расположения и движения частиц. В газах молекулы расположены совершенно беспорядочно и находятся на расстояниях порядка десятка диаметров самих молекул, поэтому силы притяжения между ними малы.

Вспомним, что происходит с молекулами вещества, когда вещество находится в разных агрегатных состояниях.

-какова скорость молекул вещества? (зависит от температуры)

-какое расстояние между молекулами? (ученики разъясняют различия в разных агрегатных состояниях)

-каково взаимное расположение молекул?




3. Просмотр видеоматериала «Три состояния вещества»

4. А теперь подробнее рассмотрим фазовые переходы вещества.

Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют плавлением

Вопросы:

Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении?

Какое условие должно выполниться, чтобы тело начало плавиться?

Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?

Что происходит с температурой вещества при плавлении?

Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют кристаллизацией

Вопросы:

Когда тело начнет кристаллизоваться?

Как изменяется температура вещества при кристаллизации?

5. Рассмотрим графическое представление процесса плавления и кристаллизации.







Задание учащимся :

    1. Проанализировать график:

Ответ:

АВ- твердое вещество нагревается

ВС- плавление

СД- жидкость нагревается.


    1. Какой участок графика соответствует росту внутренней энергии?

Ответ: А-Д

3. Какие превращения происходят с данным веществом?

Ответ: охлаждение жидкости-кристаллизация-охлаждение твердого тела.

6. Учащиеся выполняют тест:

1.При плавлении тела …

а) теплота может и поглощаться, и выделяться.

б) теплота не поглощается и не выделяется.

в) теплота поглощается.

г) теплота выделяется.

2. При кристаллизации жидкости …

а) температура может и повышаться, и понижаться.

б) температура не изменяется.

в) температура понижается.

г) температура повышается.

3. При плавлении кристаллического тела …

а) температура понижается.

б) температура может и повышаться, и понижаться.

в) температура не изменяется.

г) температура повышается.

4. При агрегатных превращениях вещества количество молекул вещества …

а) не изменяется.

б) может и увеличиваться, и уменьшаться.

в) уменьшается.

г) увеличивается.

Учащиеся сверяют свои ответы с ключом и делают выводы.

7. Творческое задание «Объясните опыт!»

Учащимся нужно будет объяснить опыт по наблюдению плавления льда. Уровень воды в стакане при плавлении льда не изменяется. Почему?

8. «Это интересно!» Интересный факт из свойств воды: расширение при замерзании. Рассматривается на примере опыта, сделанного учеником 9 класса.

9. А теперь вспомним процесс парообразования и конденсацию.

Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называют парообразованием

Задание учащимся:

— Опишите изменение внутренней энергии при парообразовании;

— Что происходит с температурой во время парообразования?

— Что такое конденсация?

— Испарение и его особенности;

— Какие молекулы покидают жидкость при испарении?

— Как изменяется внутренняя энергия при испарении?

— как меняется масса жидкости?

Испарение происходит при любой температуре!

10. Объясните опыт: «Вызываем тучу!»

А температура кипения всегда одинакова? Нет, температура кипения может измениться при изменении давления. Видеоматериал «Наблюдение опыта. Кипение воды при пониженном давлении»

А может ли испаряться твердое вещество? Понятие сублимации и десублимации:

Сублимация — переход вещества из твёрдого состояния в газообразное без пребывания в жидком состоянии;


Десублимация — физический процесс перехода вещества из газообразного состояния в твёрдое, минуя жидкое. Примером десублимации является появление ледяных узоров на оконных стёклах в зимнее время и такие атмосферные явления, как иней и изморозь.


11. Устное задание «Закончи фразу»:

  1. переход вещества из твердого состояния в жидкое называют… (плавление);

  2. температура,  при  которой   вещество  плавится,   называют…  (температурой   плавления вещества);

  3. переход  вещества  из   жидкого  состояния  в  твердое   называют… 

(отвердевание   или кристаллизация).

  1. средняя кинетическая энергия и скорость молекул в охлажденном расплавленном веществе … (уменьшаются);

  2. явление превращения жидкости в пар называется … (парообразованием);

  3. парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется… (испарением)

  4. физическая  величина,   показывающая,  какое  количество   теплоты необходимо,  чтобы обратить жидкость массой  1  кг в пар без изменения температуры, называется…  (удельной теплотой парообразования).



12. Повторим формулы для расчета величин (раздаются карточки)

Физическая величина

Единица измерения

обозначение

Формула для расчета

1.Количество теплоты

1.

1. q

1. L=

2.Удельная теплоемкость

2.

2. Q

2. c=

3.Температура тела

3. кг

3. m

3. λ=

4.Удельная теплота сгорания топлива

4.

4. t

4. ∆t=

5.Удельная теплота плавления

5. Дж

5. λ

5. m=

6.Удельная теплота парообразования

6. Н

6. L

6. Q = с • m• (t2 – t1)

7.Масса тела

7. км

7. c

7 q=


После того, как ученики найдут соответствие, проверка по диаграмме в презентации




 13. “Порешаем!” Учащимся предлагается решить задачу: Какое количество теплоты необходимо, чтобы лед массой 2 кг при температуре -50°C превратить в воду при 100 °C и полностью перевести ее в пар?



14. Итоги урока. Оценки.

Домашняя работа

На дворе переполох:
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.

Что это за явление? (Град.)

Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание шести градин до нормальной температуры тела, если масса градины 2 грамма (t= 0 °C).























Использованные интернет- ресурсы:

  1. https://images.yandex.ru

  2. https://prezi.com

  3. https://ru.wikipedia.org

  4. https://elementy.ru

  5. https://www.youtube.com/

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: