Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме «Тепловые явления»


Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме «Тепловые явления»





Цели урока: формировать познавательный интерес; создавать психологически комфортную среду на уроке, обеспечивать поле деятельности учащихся, где допускаются заблуждения, ошибки с возможностью их исправления; выведение учащихся на уровень целостного видения общего в рамках темы «Тепловые явления».

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления».

  • Продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщённости, системности через учебную деятельность, провести контроль знаний по теме «Тепловые явления».

  • Формировать интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки с помощью эксперимента, ученического диалога;

  • Продолжить развивать умение решать физические задачи.

Воспитательные:

  • Развивать мотивацию изучения физики.

  • Развивать умение работать в группе, развивать сотрудничество.

  • Формировать самооценку как неотъемлемого компонента познания самого себя, своих взаимоотношений с другими учащимися и с окружающей действительностью.

  • Формировать необходимость использования полученных знаний .

  • Формирование гражданских качеств личности.

Развивающие:

  • Формировать первый опыт самодиагностики личных исходных и конечных знаний;

  • Развивать умение самостоятельно работать с текстом.

  • Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию интереса к физике, логического мышление, познавательного и творческого мышления.

Форма проведения урока: интегрированный урок

(Приложение 1), карточки-тесты.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (слайд 1, 2,3).

Решаем проблему( слайд 2,4)

II. Повторение и обобщение изученного материала.

1. Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии (слайд 5-7)

1) Вопросы:

  • Дайте определение внутренней энергии;

  • Какие способы изменения внутренней энергии Вы знаете;

  • Дайте определение теплопередачи;

  • Виды теплопередачи.

2) Теплопроводность (слайд 8-10)

— Какой вид теплопередачи изображен на рисунке:

— Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: теплопроводность металлов с комментарием учащегося.

— Что показывает данный рисунок:

3) Конвекция (слайд 11)

— Какой вид теплопередачи изображен на рисунках:











    

— Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: конвекция в газах и жидкостях с комментарием учащихся

4) Излучение (слайд 12):

— Что показывают данные рисунки:

   

5) Самостоятельная работа учащихся – тест (ДМ):

(Учащиеся отвечают на вопросы теста, сдают работы, вместе проверяем)

1. Если в жаркий день лист растения приложить к щеке (совсем необязательно его срывать), то можно почувствовать, что он прохладный. Почему?

а) растение поглощает тепло из окружающей среды;
б) растение испаряет в окружающую среду воду, из-за этого внутренняя энергия листа уменьшается и уменьшается его температура;
в) лист растения плохо проводить тепло.

2. Когда организм переохлаждается, мышцы начинают дрожать. Какие превращения энергии при этом происходят?

а) внутренняя энергия превращается в тепло;
б) механическая энергия превращается во внутреннюю;
в) внутренняя энергия превращается в механическую.

3. Как изменяется внутренняя энергия человека при переохлаждении?

а) изменяется незначительно;
б) увеличивается, т.к. идет теплообмен с окружающей средой;
в) уменьшается энергия, снижается обмен веществ и замедляется деятельность мозга.

4. Почему густая шерсть верблюда защищает его от холода и жары?

а) между шерстинками есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью;
б) шерсть хорошо отражает тепловое излучение;
в) у верблюда большая жировая прослойка.

5. Почему “шубка” спасает шмелей от вымерзания?

а) “шубка” задерживает конвекционные потоки, замедляет теплоотдачу и лучеиспускание;
б) нет конвекционных потоков;
в) нет теплообмена с окружающей средой;

6.Повторим формулы слайды (13-22)

За сутки человеческий организм получает в среднем 10.900 кДж энергии, а теряет теплопроводностью и конвекцией 2260 кДж; излучением 3390 кДж; испарением 1880 кДж. Какое количество энергии остается для нормального функционирования организма?

а) 2370 кДж; б) 3370 кДж; в) 0 кДж.
6) Тепловые процессы (слайд 8):

— Какие тепловые процессы Вы знаете;

— Дайте определение каждого из процессов;

— Определите вещество и опишите процессы с ним происходящие, изображенные на графике:

7. Учащиеся заполняют таблицы и сдают ( слайд 23)

— Количество теплоты

для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

выделяемой при полном сгорании топлива

для плавления кристаллического тела;выделяемое при кристаллизации

для превращения жидкости в пар; пара в жидкость

 

 

 

 

 

название

Единица измерения

 

С

 

 

 

q

 

 

 

λ

 

 

 

L

 

 

 

— Последующая проверка:

8 Конкурс «Порешаем»( слайды 24-27)



9. Тепловые машины (слайды 28-30)

1) Тепловой двигатель

— Дайте определение теплового двигателя;

— Какие виды тепловых двигателей Вы знаете.

2) Виды тепловых двигателей.

 

— Назовите основные элементы теплового двигателя;

— Дайте определение КПД теплового двигателя;

— Как можно найти КПД теплового двигателя (формула).

10. Экология и человек (31-33)

Презентации учащихся

III. Итог урока (слайд 34-35).

  • Домашнее задание:

  • п. 1-24

  • Решить или разобрать 5 типовых задач

  • Тепловые двигатели и их влияние на экологию совхоза, города и республики.

Подготовится к контрольной работе по теме «Тепловые явления»


Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Атомные знатоки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: