ФИЗИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК (из опыта учителя)


К.С.Минаков

учитель физики

СШ №25 г.Сатпаев

К.С.Мулюкова

учитель русского языка и литературы, заместитель директора

СШ №2 г.Сатпаев





ФИЗИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК

(из опыта учителя)



Без всякого сомнения, многие из прочитавших заголовок данной статьи, несколько удивятся: «Что общего между такими разными предметами, как физика и русский язык?». Попробуйте найти разработку интегрированного урока с ними: давным-давно живёт мнение, что очень сложно « объять необъятное»- значительно проще творить традиционные тандемы – физика и математика, физика и химия, физика и биология.

Но нам, авторам статьи, хочется рассмотреть данную проблему с позиции требований современного общества. Наш президент, Лидер нации, Нурсултан Абишевич Назарбаев ставит перед системой образования совершенного чёткие и определённые задачи — воспитывать поколения высокообразованных, грамотных специалистов во всех областях человеческой деятельности, но особо подчёркивается при этом важность необходимости иметь квалифицированных работников и менеджеров во всех областях техники и производства.

Чуть ли не ежемесячно мы слышим по каналам телевидения, узнаем из Интернета или читаем в газетах о том, что в Казахстане открылся новый завод по производству каких-либо сложных технических изделий. Но для работы на этих предприятиях требуются подготовленные специалисты. И, кажется, вполне резонно предположить, что образование инженеров и техников начинается уже тогда, когда ребенок начинает изучать науку о природе – физику.

Одна из важнейших задач физики как школьного предмета – дать подрастающему поколению понятие, что всё, созданное руками человека – сотворено благодаря его интеллекту и науке.

А вот здесь, по мнению авторов статьи, у другого «школьного предмета» — русского языка – есть возможность помочь становлению технических специалистов. В повседневной практике проведения уроков учителя естественно-математического цикла сталкиваются со своеобразной проблемой: учебники и задачники для некоторой части учеников непонятны. Непонятны так, как будто написаны на каком-нибудь древнегреческом языке. В чем причина? Попробуем разобраться, ничтоже сумняшеся.

Ни для кого не секрет, что словарный запас среднего ученика намного беднее лексикона его ровесников 30 – 40-летней давности. И современные учебники «подстраиваются» под уровень учащегося, т.е. планка опускается вместо ее поднятия.

Даже некоторые учителя считают, что так и должно быть – современный язык должен быть кратким, лаконичным.

Согласны, лаконичным – но не примитивным!

Проведем небольшой анализ текстов двух задач – одна из задачника 60-ых годов ХХ века, а другая из современного учебника.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Источники света. Прямолинейность распространения света»

Задача А: Славящиеся своим высоким качеством русские пуховые платки вяжутся из пряжи, изготовленной из тончайших волокон козьего пуха. Такой платок кажется очень редким, почти прозрачным, если рассмотреть его против света, но тем не менее он значительно теплее, чем самый плотный шерстяной платок или шаль. Почему?

Задача Б: Каким образом в утюге осуществляется теплопередача от внутренней горячей части к внешней поверхности?

Можете угадать, какая из задач – «А» или «Б» родилась почти полвека назад? Думается, ответ ясен.

Задача А написана великолепным русским языком. Читая ее, явственно представляешь себе пуховый платок, его красоту. Кроме того, изучая такой текст, непроизвольно запоминаешь расстановку знаков препинания, использование различных методов грамотного построения предложений. Но это, так сказать, лирическое отступление. А что же важное может почерпнуть для себя ученик с точки зрения будущего инженера? Мнение авторов статьи не совсем дилетантское: один из авторов — радиоинженер по первому образованию.

Решение физических и технических задач во многом основано на четком представлении образа исследуемого объекта. Способствует этому текст, написанный ярким, живым языком.

Кроме того, нельзя не учитывать довольно весомое количество дополнительной информации, которую получает человек, даже просто прочитавший задачу. Выделим только «техническую» информацию (причем далеко не всю):

  • Пуховые платки вяжутся из пряжи;

  • Пряжа изготавливается из очень тонких волокон;

  • Волокна изготавливаются из козьего пуха;

  • Платок очень редкий, почти прозрачный.



Если ученик правильно использует полученную информацию, то он неизбежно должен прийти к выводу, что пуховый платок обладает очень плохой теплопроводностью (другими словами, хорошими теплоизоляционными свойствами) вследствие присутствия малоподвижного воздуха между волокнами козьего пуха. А почему воздух задерживается? Потому что волокна козьего пуха очень пушистые (извините за тавтологию), а это препятствует свободному движению воздуха. В результате чего хорошо сохраняется тепло человеческого организма.

Вполне вероятно, что после решения подобных задач, учащиеся на всю жизнь запомнят принципы получения хорошей теплоизоляции и, если потребуется, смогут применить полученные знания на работе и у себя дома. И уж конечно, они прекрасно будут знать ответ на вопрос, греет одежда человека или нет?

Естественно, что при решении задач у учеников могут (и должны!) возникнуть вопросы, в частности такие как: что такое «пряжа»? Чем отличается платок от шали и т.д.

Теперь рассмотрим внимательнее задачу Б.

Что можно сказать? Убогий примитивный язык, не говоря уже о том, что физические процессы описаны технически неграмотным языком (если, конечно, авторы задачи не спрашивают о принципе работы допотопного утюга, в который засыпались горячие угольки).

Туже самую задачу можно изложить примерно так:

В электрическом утюге источником тепла является нагреватель (спираль), имеющая хороший тепловой контакт с подошвой (подошва – основание утюга), которая и осуществляет глажение. Как осуществляется теплопередача от нагревателя к подошве утюга?

Читая задачу в таком варианте, ученик обязательно получит представление об устройстве утюга с точки зрения тепловых процессов, что в недалеком будущем поможет ему при изучении темы «Электрический ток»: в этом случае учащемуся не надо будет объяснять, как можно использовать тепло, выделяющееся при протекании электрического тока.

Таких примеров использования в крайне упрощенном виде современного русского языка можно привести массу, и практически все не в пользу нынешних книг по физике.

Поговорим теперь еще об одной стороне взаимосвязи предметов физики и русского языка. Попробуйте среди своих учеников (неважно, из какого класса) провести небольшой эксперимент. Суть в следующем: предложите ребятам привести примеры однокоренных глаголов с существительным «ток». Некоторые не смогут назвать их: течёт, протекает и т.д. А знание того, что слова «ток» и «течёт» — родственные, помогает понять, как ученые приходили к пониманию природы электрического тока.

Затем учащимся можно предложить прочитать задачу такого типа: ударник копра массой 600 кг падает с высоты 5 метров на сваю массой 150кг. При каждом ударе свая опускается на глубину 30 мм. Определить силу сопротивления грунта.

После прочтения попросите их рассказать о том, что за процесс описан в задаче и какие технические устройства в нем используются. Ответы современных школьников будут удручающими.

Можно возразить, что если мальчик или девочка не знают что такое «копёр» или «свая», то в этом нет большой беды. Учитель при необходимости всегда разъяснит непонятное (нынешний – конечно, а сможет ли это сделать сегодняшний ученик, когда сам будет учителем?)

Возможно они в какой-то мере правы. Но проблема еще и в том, что нынешнее поколение не знает многих общеупотребительных слов («вау» и «круто» не в счет).

В итоге учащиеся добросовестно записывают в тетради и учат наизусть определения и законы, не понимая их смысла. Для многих из них является непосильной задачей своими словами пересказать закон Ома или закон Гука, не говоря о постулатах Эйнштейна или Бора.

Подводя итоги сказанному, авторы статьи – учитель физики и учитель русского языка и литературы – видят перед собой большую задачу – повысить языковую грамотность учащихся в техническом направлении, увеличить их словарный запас, чтобы впоследствии на производство пришел действительно компетентный инженер или менеджер. Для этого нами разработана серия интегрированных уроков: «Русский язык в механике», «Русский язык в электротехнике», «Использование литературных приемов при описании физических явлений». В школе регулярно проводятся интеллектуальные игры: «Объясни физический термин», «Задачи по литературным сюжетам» и т.д. Все это, как и многое другое, приводит к тому, что ученики перестают бездумно заучивать правила и законы, а запоминают их осмысленно и могут впоследствии использовать их в различных ситуациях.





ЛИТЕРАТУРА

  1. Б.М. Дуйсембаев и др. Физика и астрономия: Учебник для 8 классов общеобразовательных школ. Алматы; Мектеп, 2009.

  2. В.А. Золотов. Вопросы и задачи по физике. Изд. 2-е, перераб. М.; Просвещение, 1965.

  3. В.П. Демкович, Л.П. Демкович. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Изд. 2-е, перераб. М.; Просвещение, 1972.

5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: