Открытый урок для 11 класса по теме: «Решение задач на применение формулы тонкой линзы»





МОУ СОШ №25

С углубленным изучением отдельных предметов

Муниципальный округ Орехово-Зуево



Открытый урок по физике

КЛАСС: 11А

ТЕМА: Решение задач на применение формулы тонкой линзы

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование умений и навыков решения задач на формулу тонкой линзы.



УЧИТЕЛЬ: Баранова Алина Александровна













Основные этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время,

формы

работы



1.Актуализация знаний


1. Мы рассмотрели ход основных лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Построили изображение и вывели формулу тонкой линзы. Сегодня мы приступаем к решению задач на применение данной формулы.

Найдите, пожалуйста, ошибки, допущенные при построении хода основных лучей. ( Слайд №1)
















Фронтальная




2.Предварительный контроль умений и навыков по построению изображения в тонкой линзе



1. Мы повторили ход основных лучей в тонкой линзе. Предлагаю выполнить тест. Время выполнения 5 минут.








Индиви-дуальньная форма работы, самопроверка



3. Самопроверка



1. Проверяем 1 вариант, 2 вариант ( Слайд 2)





1 вариант


1 — 4, 2 — 4, 3 — 2,

4 — 2, 5 – 4


2 вариант


1 — 1, 2 — 4, 3 — 4,

4 — 1, 5 — 1





Самопроверка




2. Как действовали при выполнении данного задания?




— Использовали таблицу изображений в собирающих и рассеивающих линзах.

— Строили изображение, используя ход основных лучей.



4. Отработка умений и навыков по применению формулы тонкой линзы


1. Прежде чем приступить к решению задач, вспомним расстановку знаков в формуле тонкой линзы и знак увеличения для известных нам ситуаций (Слайд №3)

















5. На столах у вас находятся карточки с текстами задач из части В. С целью экономии времени, предлагаю работать в группах, можно индивидуально. Соответственно 1 группа выполняет 1 задание, 2 – второе и т.д.




5. В1. Светящаяся точка находится на главной оптической оси линзы с оптической силой D=-2,5дптр. Расстояние от линзы до ее изображения |f|=30см. На каком расстоянии от линзы находится точка?


РЕШЕНИЕ: Формула рассеивающей линзы

Учитывая определение , находим ; d=1,2м.

Знак минус учитывается один раз .

В2. Определите увеличение, даваемое линзой, фокусное расстояние которой равно f=0,26м, если предмет отстоит от нее на расстояние а = 30см.


РЕШЕНИЕ: Формула собирающей линзы для нашей задачи

. Увеличение равно . Выразим ; ;

Г= 6,5.


В3. Пучок параллельных световых лучей падает нормально на тонкую собирающую линзу диаметром 6см с оптической силой 5дптр. Экран расположен за линзой на расстоянии 10см. Рассчитайте (в см) диаметр светлого пятна, созданного линзой на экране.




РЕШЕНИЕ: Лучи, падающие параллельно главной оптической оси после преломления пересекутся в главном фокусе. Из определения

. Из подобия полученных треугольников ; dп= 3см


В4. Карандаш совмещен с главной оптической осью тонкой собирающей линзы, его длина равна фокусному расстоянию линзы f= 24см. Середина карандаша находится на расстоянии 2f от линзы. Рассчитайте длину изображения карандаша. Ответ выразите в сантиметрах.


РЕШЕНИЕ: Воспользуемся формулой для собирающей линзы ; ;


C5. С помощью тонкой собирающей линзы получают действительное и увеличенное изображение плоского предмета. Если предмет находится на расстоянии d1=6см от линзы, то изображение получается увеличенным в два раза. На сколько надо сместить предмет, чтобы получить изображение, увеличенное в 10 раз?


РЕШЕНИЕ: Воспользуемся формулой для собирающей линзы ; d2= 0,044м

Δd= 0,016м = 16см.


Фронтально























Групповая форма работы

5. Подведение итогов урока


1. Подведем итоги. Какие особенности отметим при решении задач на формулу тонкой линзы?

1. Используя формулу тонкой линзы нужно учесть знаки фокусного расстояния и расстояния от линзы до изображения.

2. При решении задач часто используется определение увеличения.

3. При решении задач нужно знать свойства изображения, полученного рассеивающей и собирающей тонкой линзой.

4. Уметь строить изображение и использовать законы геометрии, в частности, нам понадобились законы подобия треугольников.


Свежие документы:  Урок на тему «Нужно ли развивать атомную энергетику?»




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: