Программа элективного курса «Простые механизмы» 8 класс


4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ»

















ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Простые механизмы»

(для учащихся 8 класса, 16 часов)









Автор: Козловская Зоя Георгиевна,

учитель физики















г. Урай, 2010









Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Простые механизмы» рассчитана на 16 часов. Предусматривается проведение занятий один раз в неделю по 2 часа. Большая часть времени отводится на проведение опытов, решение расчетных и экспериментальных задач.

Элективный курс призван помочь ученикам 8 класса укрепить свой интерес к предмету, научиться решать задачи и подготовиться к участию в олимпиадах.

Тема «Простые механизмы» изучается в 7 классе в количестве 6 часов, что явно недостаточно для того чтобы научиться решать задачи , особенно олимпиадные . Поэтому данный курс предполагает изучение устройства и назначения всех простых механизмов, получение всех необходимых формул и применение полученных знаний для решения задач разного уровня. Кроме решения расчетных задач предполагается выполнение экспериментальных работ. Важность изучения этой темы связана с тем, что простые механизмы в древности и сейчас помогают людям поднимать и перемещать тяжелые предметы. Рычаги различного рода и блоки входят в качестве деталей в сложные машины и механизмы. Зная простые механизмы, легко понять работу более сложных устройств.

Вопрос о действии простых машин сводится к определению условий ,при которых простая машина находится в равновесии. Одной из наиболее распространённых простых машин является рычаг; рычаги часто применяются во всевозможных машинах и механизмах

Другим распространённым типом простых машин являются различные комбинации блоков: простой и двойной блок, подвижный и неподвижный блоки, ворот и др.

К числу простых машин относятся также клин и винт, имеющие многообразные применения









Цели курса:

        • Развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей учащихся.

        • Ориентация учащихся на выбор профиля с углубленным изучением физики.

        • Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

        • Подготовка к участию в олимпиадах.



Задачи курса:

        • Научить учащихся самостоятельно проводить физический эксперимент.

        • Научить находить оптимальный метод выполнения работы, теоретически его обосновать.

        • Научить решать олимпиадные задачи .

Требования к подготовке учащихся.

        • В результате изучения курса учащиеся должны приобрести умения:

        • Находить плечо силы.

        • Правильно записать условие равновесие.

        • Применять условия равновесия для решения задач.

        • Применять рычаг для выполнения эксперимента.

        • Использовать в качестве рычага линейку, карандаш, лист бумаги и т.д.

Формы проведения занятий.

        • Мини-лекции

        • Демонстрация опытов.

        • Решение расчетных задач.

        • Проведение лабораторных работ.

        • Решение экспериментальных задач.













Содержание курса:

Простые механизмы: рычаг, неподвижный и подвижный блоки, двойной блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.

Общие условия равновесия. Понятие момента силы. Плечо силы и правило нахождения плеч.

Применение условия равновесия в каждом частном случае.

Практические работы:

Выяснение условий равновесия рычага. Изучение работы неподвижного, подвижного и двойного блоков. Изучение работы комбинации подвижного и неподвижного блоков.

Экспериментальные работы с применением рычага:

Определить плотность цилиндрической стеклянной палочки. Определить массу и плотность линейки. Определить плотность металла. Определить плотность жидкости. Определение К.П.Д. наклонной плоскости.

Решение задач :

Условие равновесия рычага. Блоки. Системы блоков. Системы из блоков и рычагов. Системы из блоков и наклонной плоскости.

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

занятия

Что усваивается

1

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия. Момент силы. Плечо силы.


2

Мини-лекция.

Практическая работа.

Понятия: плечо силы, момент силы. Условие равновесия.

2

Решение олимпиадных задач.

2

Практикум

Применение условия равновесия для решения задач.

3

Экспериментальные задачи с применением рычага.

2

Практикум

Учимся работать руками.

4

Подвижные и неподвижные блоки.

2

Мини-лекция.

Практическая работа.

Роль неподвижного и подвижного блока.

5

Двойной блок. Комбинация блоков. Решение задач.

2

Практикум

Назначение двойного блока.

6

Решение олимпиадных задач с блоками.

2

Практикум

Применение свойств блоков для решения задач

7

Экспериментальные задачи с применением рычага.

2

Практикум

Умение планировать эксперимент.

8

Итоговое занятие. Олимпиада.

2



















Литература:

  • Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ландсберга, том1.Механика. Теплота. Молекулярная физика. Издательство «Наука», Москва 1972.

  • А.В. Цингер.- Начальная физика, — М.: Изд-во УНЦ ДО,2005.

  • Физика. Школа решения олимпиадных задач. Часть 1,2: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Университетская гимназия»,2008.

  • Лукашик В.И.Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. : Просвещение, 1987.

  • Варламов С.Д, Зильберман А.Р, Зинковский В.И Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.– М.МЦНМО, 2009.

  • В.А.Орлов Творческие экспериментальные задания.– Физика №38/97.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: