Роль проектной деятельности учащихся в развитии компетентности ученика


«Роль проектной деятельности учащихся в развитии компетентности ученика»


Социально-экономические преобразования, которые переживает наше общество последнее десятилетие, кардинально изменяют не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим, актуальным стало создание современного педагогического инструментария для качественной реализации нового социального заказа: саморазвития личности, создание условий для её самореализации (Закон РФ «Об образовании», ст.13). Использование определённых методических ориентиров позволяет учащимся успешно организовывать собственную учебно-исследовательскую деятельность. На современном этапе развития науки и педагогической практики на первый план выдвигается компетентный подход, на базе которого строится содержание, структурирование и оценивание образовательного пространства. В качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность учащихся действовать в различных проблемных ситуациях.

Осуществление деятельности обеспечивается наличием субъекта, объекта и предмета как совокупности существенных характеристик, сохраняющих целостность на всех этапах движения от цели к результату:

Субъектный компонент — характеризует выполнение и сохранение достигнутого уровня компетентности, его актуализацию и реализацию учебной деятельности (выражает качественное своеобразие ученика как развивающегося субъекта).

Объектный компонент – отражает процесс построения и осуществление деятельности (обеспечивает функционирование на всех этапах движения от поставленной задачи к воплощенному результату).

Предметный компонент – выражает достигаемые цели (составляет продукт совместной деятельности).

Для становления учебной компетенции ученика особое значение имеет освоение и формирование творческого характера труда ученика, привлечение его к самостоятельной исследовательской деятельности, которая потребует в будущем разработку темы проекта, создание модели своего проекта, методов подхода и технологий, обеспечивающих выполнение задуманного проекта.

В связи с этим, я рассматриваю два аспекта проблем:


  1. Теоретико-концептуальные подходы, дидактические принципы, содержание, методы, которые необходимо положить в основу эффективного формирования теоретических знаний и практических умений для написания квалификационной работы.


  1. Оптимальные пути методического управления учебно-исследовательской деятельностью создателей проекта по физике, способствующей формированию условий, в которых происходит становление «профессиональной» культуры ученика.


Таким образом, формирование компетенции ученика связано с развитием методологической культурой мышления (культура научной деятельности), основанной на знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определённых концепций, форм и методов познания. Мыслительное самоопределение обучающегося по отношению к некоторой деятельности свидетельствует о наличии у него способностей к этой деятельности, т.е. в процессе самоопределения в сознании обучаемого происходит актуализация предлагаемой ему деятельности. Работа над проектами (теоретическая, практическая) создаёт образовательное пространство для формирования определённых качеств у ученика, которые развивают их компетенции.

При проектировании ученических компетенции, я определила состав задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник школы:

  • первый уровень характеризуется тем, что ученик имеет неполную ориентировку в условиях задач заданного типа и способен решать только единичные задачи этого типа;

  • владение компетенциями второго уровня, обеспечивает возможность ученику решать задачи нескольких видов посредством обобщенных методов с пониманием условий и границ их применимости;

  • третий уровень компетенции расширяет возможности ученика, обеспечивая решение любых задач заданного типа разными методами с полным учётом всех условий задачи, в том числе самостоятельного их анализа и даже коррекции.

Отличительной чертой компетентного поведения учащихся от некомпетентного – мотивация и ответственность. Мотивация задаёт рамку индивидуального развития и роста компетентности ученика.

Ответственность- выполняет роль рефлексивного корректирующего фактора в развитии ученика.

Участие школьников во внеклассной работе по физике, а именно- конкурс по моделированию, конкурс проектов «Физика вокруг нас», конкурс экспериментальных задач по физике и др., формируют у учащихся единый комплекс знаний, умений и опыта, умение разрешать определённый круг значимых задач и проблем, обеспечивающих успешную работу по выполнению продукта деятельности, т.е. повышение своей компетентности. Однако не все учащиеся оказываются готовы к самостоятельной и ответственной работе в конкретных ситуациях. Для этого на уроках и во внеурочной работе я использую такие методы и приёмы обучения, которые развивают у учащихся исследовательские навыки, способность к анализу, умению отделить главное от второстепенного, развитие познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации, развивают потребность в саморазвитии.

Это поможет в обучении на протяжении всей трудовой деятельности учащихся. И это совершенно необходимо в связи с постоянно изменяющимися и обновляющимися условиям труда и стремительного роста технического прогресса. Овладевая исследовательскими навыками при выполнении проекта в группах, ученик овладевает и базовыми – ключевыми компетенциями:

  1. Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.

  2. Принятие различий, уважение других и способность взаимодействовать с людьми

  3. Владение информационными технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации.

  4. Способность учиться на протяжении всей жизни.


Соотношение ключевых и исследовательских компетенций


Ключевые компетенции

Исследовательские компетенции

Исследовательские умения

Овладение ключевыми компетенциями позволяет решить проблему в повседневной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения задач в различных ситуациях.

Компетентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне учебных.

Работать с документами и классифицировать их; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; запрашивать различные базы данных; доказать стойкость перед трудностями; находить новые решения.


Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных условиях.


Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные.


Организовать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; получать информацию; уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять положения.

Ключевые компетенции многомерны, т.е. они включают в себя различные умственные процессы и интеллектуальные способности (аналитические, критические, коммуникативные и др.).

Исследовательские компетенции многомерны, т.к. включают в себя процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.д. различных точек зрения на рассматриваемую проблему.

Работать с материалом, классифицируя его; видеть важность своей исследовательской деятельности; включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и модулирующими приборами.

Ключевые компетенции требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного, критического мышления, саморефлексии, определений своей собственной позиции, самооценки и т.д.

Формирование исследовательских компетенций в исследовательском процессе предполагает не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.

Самостоятельно заниматься своим обучением: консультироваться с консультантом, противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение; критически относится к результату исследования.




Проектная работа практического, экспериментального или теоретического характера содержит:


— введение, в котором доказывается актуальность темы, задачи, цель, объект, предмет исследований


— теоретическую часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы


— практическую часть


— заключение


-список используемой литературы


Практическая часть представляется в виде демонстрации моделей.

При этом, учащиеся должны мыслить и действовать не по традиционным схемам, а исходя из складывающейся ситуации и своего опыта.

Становление и развитие ученических компетенций – это сложный процесс. Во время этого процесса учащиеся взаимодействуют с учителем, малыми и большими группами учащихся. Опрос учащихся показал, что 70 % школьников обозначают запас знаний во время таких общений. Самым сложным для школьников, приступающих к учебно-исследовательской работе, во владении навыками самостоятельной работы являются вопросы методологического характера; поэтому я провожу подготовительную работу, во время которой поясняю, что началом любого исследования является творческий замысел, а концом – окончательное оформление результатов в виде напечатанного текста.


Деятельностные

итоги

Проект в виде

напечатанного

текста

Творческий

замысел












После обоснования актуальности темы, учащиеся указывают основные характеристики работы. Затем выбирают различные способы разрешения проблем, определяют оптимальные пути решения.


Структура проектной работы предполагает завершать работу приложением, в котором имеется протокол вопросов, иллюстративный материал, таблица, графики, схемы, анкеты и т.д.


Работа над проектом предполагает работу с понятиями, применяемыми в исследовании, и их интеграции в различных областях знаний. Каждое понятие изучается по нескольким источникам с целью осознания наиболее полной и точной его трактовки. Одновременно учащиеся мысленно выстраивают и логику изучения материала, исследования. Использование принятого алгоритма помогает им освоить теоретические основы объекта исследования, правильно спланировать его, сформировать задачи, разделить на этапы, определить критерии результативности работы. Во время такой работы учащиеся чётко для себя определяют, что именно нужно получить на «выходе», как правильно описать результат, ведь не секрет, что у большинства учащихся возникают трудности и проблемы в области, как теоретических основ, так и описания прочитанного. Опыт последних трёх лет работы по теме исследования показывает, что: повышение качества знаний учащихся до 70 %, сдача ЕГЭ учащимися (имеет показатель выше регионального), стремление учащихся, успешно сдавших ЕГЭ в 11 классах, продолжить своё образование, умело сочетать учёбу в ВУЗе с работой в СТУДсоветах, общественных организациях, играют положительную роль в целенаправленной работе по повышению компетенции ученика.

Обучение и воспитание учащихся имеет целью подготовку к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала, обеспечение ученику определённых стартовых возможностей. Обучение исследовательским навыкам при выполнении проектов предусматривает грамотность, доведённую до общественно-необходимого и личностно-необходимого максимума, что будет способствовать его эффективной работе в ВУЗе, других учебных заведениях, поможет быть конкурентно способным на рынке труда.





























Свежие документы:  Конспект урока на тему «Газовые законы. Изотермический процесс»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: