Сценарий «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИC:UsersСаглаева ОГСвадьба МашиIMG_4588.JPG

Саглаева Ольга Геннадьевна учитель физики высшей категории МБОУСОШ№4

Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в преподавании физики. Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

  1. Технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы; компьютерные модели физических процессов; демонстрационные программы; компьютерные лаборатории; лабораторные работы; электронные задачники; контролирующие программы; дидактические материалы);

  2. Сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ.

            Современному выпускнику необходимо  интегрироваться в социальную среду. Формирование его компетентностей, происходящее в процессе обучения, включает новые требования в условиях  информационного общества. Наряду с учебно-организационными, интеллектуальными умениями и навыками, необходимо развивать у него учебно-информационные умения и навыки, которые включают в себя умение пользоваться каталогом и компьютерным источником информации, справочной компьютерной литературой, компьютерными коммуникационными системами.

Цель: повышение качества школьного образования

Учащиеся:применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности учащихся в получении образования,

поскольку создаются условия для:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;

  • удовлетворения образовательных потребностей в углубленном изучении предмета;

  • раскрытия творческого потенциала учащихся: участие в конкурсах, олимпиадах;

  • активного самостоятельного освоения знаниями.

Учитель:

    • использует электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения.

    • применяет различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;

    • непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний);

    • для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала

Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков: — создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;

— использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов; — применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний; — использование компьютера для подготовки к ЕГ — использование компьютера во внеурочной деятельности.

  Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соотвествующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;

  • создавать слайды по данному учебному материалу , используя редакто презентации MS PowerPoint  продемонстрировать презентацию на уроке;

  • использовать имеющиеся готовые программые продукты по своей дисциплине;

  • применять учебные программые средства ;

  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • организовывать работу  с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

  • работать на уроке с материалами Web-сайтов;

  • создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала;

  • разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

         Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

         По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

       Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

        Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:

  •   CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »);

  • Материалы из Интернет-источников;

  • Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики,  отсканированные рисунки с различных печатных изданий.

    • Живая Физика -компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации К задачам курса физики, разработать новый методический материал, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу. Она может использоваться для сопровождения как школьного, так вузовского курса физики. Методическое сопровождение программы содержит несколько десятков готовых физических задач и моделей экспериментальных установок.

    • Открытая физика -содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи

  • ПРИМЕР: Тематическое планирование уроков с компьютерной поддержкой раздела «Ядерная физика»:

    п/п

    Содержание учебного материала

    Кол-во

    часов

    Учебные пособия

    Электронные учебные пособия (компьютерные приложения)

    1.

    Экспериментальные методы ядерной физики.

    1

    «Физика» Г.Я Мякишев п.98


    Фотографии:

    -линейные ускорители;

    -камера Вильсона;

    -пузырьковая камера;

    -счетчик Гейгера

    2.

    Состав атомного ядра.

    — протонно-нейтронная модель ядра;

    — изотопы;

    — ядерные силы

    1

    Мякишев «Физика 11 класс» п.94,105

    «ФИЗИКА». Библиотека наглядных пособий. 7-11 образовательный комплекс.

    Модели:

    -ядерные весы;

    -модели атомов

    Рисунки:

    -опыт Резерфорда;

    -структура атома.

    3.

    Дефект массы и энергия связи атомного ядра.

    1

    Мякишев «Физика 11 класс» п.106

    Электронное издание «Физика 7-11 класс»:

    -график зависимости удельной энергии связи от массового числа

    «Физика 7-11 классы». Библиотека электронных наглядных пособий.

    Модель:

    -ядерные весы.

    Формулы.

    4.

    Естественная радиоактивность.

    -радиоактивный распад;

    — альфа распад;

    — Бета распад;

    — гамма распад.

    Закон радиоактивного распада.

    1

    Мякишев «Физика 11 класс» п.99

    Электронное издание «Физика 7-11 класс»:

    — модель ядерных превращений;

    — схема по обноружению радиоактивного излучения

    «Физика 7-11 классы». Библиотека электронных наглядных пособий.

    — графики иллюстрирующие радиоактивный распад.

    5.

    Искусственная радиоактивность.

    1

    Мякишев «Физика 11 класс» п.100

    Электронное издание «Физика 7-11 класс»:

    Рисунок:

    — цепная ядерная реакция.

    «Физика 7-11 классы». Библиотека электронных наглядных пособий.

    -модель цепной ядерной реакции.

    6.

    Использование энергии деления ядер.

    — ядерная энергетика.

    — ядерное оружие.

    1

    Мякишев «Физика 11 класс» п.110,112

    Электронное издание «Физика 7-11 класс»:

    Модель:

    — ядерный реактор Библиотека электронных наглядных пособий.

    -принцип действия атомной бомбы.

    7.

    Проблема использования ядерной энергии (решение задачи ТОГИС)

    2


    Работа в сети Интернет

    8.

    Термоядерный синтез

    1

    Мякишев «Физика 11 класс» п.111

    Использование сети Интернет

    9

    Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

    1


    Фотографии треков заряженных частиц.

    Компьютерное приложение для выполнения лабораторной работы.

    10.

    Контрольная работа по теме «Физика атомного ядра»

    — тестирование (1ч)- решение вычислительных задач (1ч)

    2


    http: //physics-regelman. com/high/ncclear/2php

  • Литература для использования учителю.

  • 1. Кавтрев А. Ф. «Компьютерные программы по физике в средней школе». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 1, с. 42-47, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.

  • 2. Кавтрев А. Ф. «Компьютерные модели в школьном курсе физики». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, с. 41-47, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.

  • 3. Чирцов А. С. ««Информационные технологии в обучении физике». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, с.3-12, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1999.

  • 4. Гомулина Н. Н. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы. – Газета «Физика», 1999, № 12.

  • 5. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». — Газета «Физика» №20, 1999. — с 3.

  • 6. Чирцов А. С., Григорьев И. М. и др. «Информационные технологии в обучении физике. Использование сетевых технологий». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 6, с.23-27, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1999.

  • 7. Бутиков Е. И. «Лаборатория компьютерного моделирования». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 5, с.24-42, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1999.

  • 8. Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования. – Газета «Физика», 2000, № 39.

  • 9. Кавтрев А. Ф. Брошюра «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – ООО «Физикон», Москва, 2000. www.college.ru/booklet/1st.html

  • 10. Кавтрев А. Ф. «Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений». Газета «Физика», № 20, с. 5–8, 2001.

  • 11. Кавтрев А. Ф. «Урок с использованием Интернет-ресурсов. Механические колебания». Сборник «Золотая рыбка в «сети». Интернет-технологии в средней школе. Практическое руководство под редакцией Ольховской Л. И., Рудаковой Д. Т. и др., Москва, с. 86–89, 2001.



Свежие документы:  Тест на тему "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: