Тема урока физики в 6 классе: Плоское зеркало. Построение изображения в зеркале


Тема урока физики в 6 классе:

Плоское зеркало. Построение изображения в зеркале.

Цели и задачи урока

Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, получить знание о применение плоских зеркал в быту, технике.

Задачи:

— обучающие:

сформировать понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта и зеркала; научить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; сформировать практические навыки по построению изображений

— развивающие:

развивать умения делать выводы и обобщения, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

— воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, аккуратность при выполнении заданий, умение работать в группе.

Форма урока

Комбинированный урок с элементами исследовательской и практической деятельности.

Межпредметные связи

Биология, математика, литература.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

Представление о плоском зеркале и изображения в плоском зеркале,

понятие мнимого изображения;

умение построить изображение в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта и зеркала;

умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.



Оборудование урока:

  1. Компьютеризированное рабочее место учителя,

  2. Стекло 30×40 см, две свечи, измерительная линейка, собирающая линза, экран, спички для проведения фронтального эксперимента.

  3. Плоские зеркала для каждого ученика (для проведения фронтальных экспериментов), буква г на магнитной подставке, лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, ложка.

Ход урока.

1.Целеполагание.

Один мальчик из 6 Б класса очень любит играть в детективов. Для экспертизы он принес мне фотографию, сделанную в школьном вестибюле у зеркала с камеры видеонаблюдения. Перед зеркалом стоит девочка Маша (демонстрирую через документ-камеру схему), отмеченная буквой М сзади и сбоку стоят её одноклассники К, П, В(их имена не раскрываются в интересах тайны следствия). Надо выяснить, за кем наблюдает Маша.

Как вы думаете, какие знания нужны для проведения этой экспертизы?

Ответ: /необходимо знать , как появляется изображение в зеркале, и правила построения изображения /

Тема нашего урока «Плоское зеркало. Построение изображения».

Как вы думаете, почему на уроке физики мы изучаем этот предмет? Какой закон физики можно проверить с его помощью?

Ответ: закон отражения света.

Как читается этот закон?

Ответ: угол падения равен углу отражения.

В каком случае угол падения светового луча на зеркало меньше?

Прямая соединительная линия 3Прямая соединительная линия 4

Ответ: во втором, так как угол падения измеряется между лучом падающим и перпендикуляром, опущенном к точке падения./Построение выполняем на доске./



Где применяется закон отражения света?

Ответ: большинство тел, которые мы видим, мы видим с помощью отраженного света, в зеркалах.

2.Содержание урока.

1)Есть такая японская поговорка: «Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь». Верна ли она с точки зрения физики?

Ответ: Да, в зеркале получают изображение мнимое.

2)А как объяснить, доказать, что изображение мнимое?

Опыт: пластина из оргстекла, две свечи, линейка, спички.

3)Из сказки А. С. Пушкина

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

А всегда ли зеркало говорит правду?

Ответ: плоское зеркало –да, дает изображение равное по величине, на таком же расстоянии, но симметричное.

Опыт: вызываем ученика, предлагаем взять в руку мяч, ставим его перед зеркалом и просим сказать класс: в какой руке мяч.

4)Проведем физический эксперимент (работа в группах). 
Изучение свойств плоского зеркала. 
Приборы и материалы: два зеркала, лампочка, источник тока, соединительные провода , линейка. 
Ход работы.
1. Установите зеркало на столе

2. Поместите цветную стрелку перед зеркалом. Что мы наблюдаем в зеркале?

3. Измените расстояние между стрелкой и зеркалом. Что наблюдаем?

Примечание: стрелка смотрит, вверх, отдвигая стрелку, отодвигается его изображение, меняется наклон. 

5)Применяя закон отражения света, давайте посмотрим, как происходит получение изображения.

S









Чтобы построить изображение в зеркале надо провести перпендикуляр к зеркалу, продолжить его на такое же расстояние, как от точки до зеркала.

6) Теперь можно проводить экспертизу схемы по фотографии.

У вас на столе есть листочки с заданиями. Выполните построение и ответьте на вопросы. Работаем в паре.

1)Кого из своих одноклассников (В, П, К) может увидеть в зеркале Маша?

2)Сможет ли К увидеть П, а П увидеть В?

Выполните построение и ответьте на вопросы.

4)

7) Из сказки А. С. Пушкина

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

А всегда ли зеркало говорит правду?

Внимание на экран.(фрагмент из м/ф «НУ, погоди!»/2 серия, Время:6-00—7-00/

Почему заяц и волк видели в зеркалах искаженные изображения?
Ответ: в комнате смеха используются вогнутые и выпуклые зеркала.



8) Проведем физический эксперимент (проводится в группах). 
Изучение свойств вогнутого и выпуклого зеркала. 
Приборы и материалы: вогнутое и выпуклое зеркала (начищенные до блеска металлические ложки). 
Ход работы 
1. Ложка имеет две стороны – выпуклую и вогнутую. Держите ложку (зеркало) вертикально перед собой и посмотрись в выпуклую часть ложки. Как выглядит ваше изображение? Видите ли вы себя прямо или перевернутым вверх ногами? Отражение растянуто или нет? 
2. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение? 
3. Опять возьмите ложку (зеркало) вертикально, переверните так, чтобы смотреть в вогнутую сторону ложки. Как теперь выглядит ваше изображение? Оно перевернуто? Изменились ли ваши черты? 
4. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение? 
5. Медленно поднесите ложку (зеркало) к глазам. Повернулось ли изображение вверх ногами, или все осталось по-прежнему? 

Сделайте вывод.

9) Применение полученных знаний. Группам предлагается выполнить практические задания.
1группа.


2 группа.

3 группа.

4 группа.

5 группа





Проверим выполнение работы и подведем итоги.

Домашнее задание.

1)простое – найти примеры использования зеркал в технике, науке, в жизни.

2)творческое – придумать рекламу калейдоскопа.

Рефлексия.

У вас на столе лежат квадраты клейкой бумаги, нарисуйте смайлики с тем выражением впечатления от урока, которое вы сегодня получили и уходя наклейте их на доску!
Спасибо всем за работу!







Список используемой литературы:

1.А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л. С. Понтак. Физика, химия 5-6 класс. Москва. «ДРОФА», 2011.

2. А.Е. Гуревич, М. В. Краснов. Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. Физика, химия 6 класс. Рабочая тетрадь. Москва. «ДРОФА», 2013.

3. А.Е. Васильев. Физика. 9 класс. Саратов: Лицей, 2007. 2часть









































Свежие документы:  Конспект урока "Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: