Урок физики по теме: «Успехи в освоении космического пространства» 9 класс



Урок физики в 9 классе по теме

«Успехи в освоении космического пространства».


Учитель физики МБОУ Гимназия №1 Шарченко В.В


Цели урока :

1) ознакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса; рассказать о достижениях отечественной космонавтики;

          1. способствовать навыку поиска необходимой информации в различных источниках и ее критического отбора, умения выделять главное, существенное;

          2. формировать умение работать в группе, содействовать экологическому воспитанию учащихся.


За две недели до проведения урока класс был разбит на группы. Каждая группа получила задание.


Тип урока: урок-конференция

Оборудование : -слайд-проектор;

-видеомагнитофон;

-к/ф «Механика» (запуск ракеты);

-к/ф «Биология» (движение молюсков);

-плакат «Устройство ракеты»;

-плакат «Устройство реактивного двигателя»;

-опыт с резиновой трубкой;

-опыт с воздушным шариком;

-опыт «Водяная карусель»;

-портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева.


Ход урока


Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучать закон сохранения импульса и его практическое применение. С давних пор человек мечтал покорить космос. Об этом упоминалось в древнекитайских летописях, в индийской и греческой литературе, в древнерусских летописях.

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околосолнечное пространство»

К.Э. Циолковский


Каким же образом знание закона сохранения импульса привело к решению проблемы освоения космического пространства? Наш урок будет проходить в форме конференции. Ваша задача: услышать, увидеть, понять, записать и осмыслить материал .






План (записан на доске)


  1. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты (группа теоретиков)

  2. Опыты по реактивному движению (группа экспериментаторов)

  3. Жизнь и деятельность К.Э. Циолковского, С.П. Королева (группа историков)

  4. Успехи в освоении космического пространства:

— первые шаги в освоении космического пространства

— современные достижения космонавтики (группа журналистов)

5) Освоение космоса и загрязнение околоземного пространства (группа экологов)



Из стихотворения Г. Г Бородачевой «Реактивное движение»

— Скажи, как движется ракета?

— Понятно это всему свету!

Она сжигает газ горючий,

И рвется газ струей могучей

Через открытое сопло…

Штурвал затянут до упора,

Ракета набирает скорость,

Видны вселенские просторы

Через обзорное стекло…

— Мы на уроке проходили –

Нужна для ускоренья сила.

Я быстро понял, в чем тут дело:

Ее испытывает тело,

Взаимодействуя с другим…

Но вот в пространстве межпланетном

Ни тел, ни воздуха ведь нету.

Чем ускоряется ракета?


Чем же ускоряется ракета?

  1. На этот вопрос ответит группа теоретиков. Они напомнят основные теоретические сведения.

-импульс тела

-направление вектора импульса и скорости движущегося тела

-единица импульса

-замкнутая система

-закон сохранения импульса

-реактивное движение

-реактивное движение является следствием законов Ньютона и закона сохранения импульса.

Один из учеников расскажет об устройстве ракеты и объяснит, почему необходимо делать ракету многоступенчатой.

    1. Группа экспериментаторов продемонстрирует опыты, доказывающие возможность реактивного движения

— Опыт с воздушным шариком

(Система двух взаимодействующих тел. Подъем воздушного шарика при выходе воздуха из него — это простейший пример реактивного движения)

— Следующий опыт показывает, что реактивное движение вызывает не только струя газа, но и струя жидкости (опыт с резиновой Г-образной трубкой)

— Следующий опыт «водяная карусель» (опыт с жестяной банкой с отверстиями)

— Реактивное движение используется в природе. Это движение созревших плодов «бешеного огурца», движение гребешков, кальмаров, осьминогов, каракатиц.


Демонстрация фрагмента фильма «Молюски»


На принципе реактивного движения основаны полеты ракет. Основы теории реактивного двигателя и научное доказательство возможности полетов в межпланетном пространстве были впервые высказаны и разработаны русским ученым К.Э. Циолковским в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Под руководством С.П. Королева были созданы ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство. Послушаем сообщения группы историков.


Итак, первый шаг в космос по праву принадлежит К.Э.Циолковскому. Не мечта, не фантазия, даже не взгляд в будущее, а конкретный шаг, конкретные предложения и технические решения. Главное – разработка транспортного средства, способного сообщить телу первую космическую скорость. Сконструировал такое транспортное средство С.П.Королев

Каковы же первые шаги в освоении космического пространства и каковы современные достижения космонавтики?

Группа журналистов. (Показ слайдов)

  1. первые шаги:

первый ИСЗ, 4 октября 1957 г.

первый космонавт, 12 апреля 1961г.

первый человек, вышедший в открытый космос, 18 марта 1965г.

первый пилотирующий полет на Луну, 20 июля 1969г.

  1. Современные достижения космонавтики:

разведка месторождений полезных ископаемых

картографирование

ледовая разведка

военная разведка

связь; навигация

В настоящее время происходит процесс бурного освоения космоса, и человечество столкнулось с проблемой загрязнения околоземного пространства отходами человеческой деятельности на земле и в космосе. Группа экологов расскажет о путях решения этой проблемы.


Заключение

Сегодня на уроке вы услышали и увидели новую информацию о реактивном движении. Познакомились с жизнью и деятельностью выдающихся русских ученых. Вы ознакомились с этапами освоения космоса, успехами современной космонавтики и рассмотрели экологические проблемы. Фрагменты рефератов прозвучали в ходе урока, эти работы уже оценены.

Спасибо за работу.

Свежие документы:  Паспорт кабинета физики, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: