Задания, реализующие межпредметную связь физики с информатикой (раздел «Кинематика», повышенный уровень сложности)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Качульская средняя общеобразовательная школа»

Каратузского района Красноярского края











Задания, реализующие межпредметную связь

физики (раздел «Кинематика»)

с информатикой

(повышенный уровень сложности)



подготовил

учитель физики

Семенов Валерий Валериевич





с. Качулька
2014

Задания, реализующие межпредметную связь физики (раздел «Кинематика») с информатикой (повышенный уровень сложности).


Данные задания можно применять на уроках физики при изучении раздела «Кинематика» в десятом классе. Так как задания имеют повышенный уровень сложности, мы предлагаем давать их более подготовленным ученикам. Уроки рекомендуется проводить в кабинете информатики.

Для реализации данных заданий необходимо программное обеспечение: Open Office Сalc (или его аналог Microsoft Excel ).

Разработанные нами задания отличаются по уровню сложности, это позволяет дифференцированно подойти к обучению физике. При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность работы ребят за компьютерами не должна превышать 25 минут для девятиклассников и 30 минут для десятиклассников (по санитарным нормам).

Для полного понимания учениками поставленной задачи мы рекомендуем в начале урока показать работу готовой компьютерной модели (изменения шага времени, зависимость диаграмм от начальных параметров). Для каждого задания мы создали компьютерный шаблон (таблица №1), что позволяет ученикам соблюдать единое оформление решения задач.


Таблица №1. Модели и шаблоны к заданиям

Номер задания

Модель

Шаблон

1

Модель1.ods

Шаблон1.ods

2

Модель2.ods

Шаблон2.ods

3

Модель3.ods

Шаблон3.ods






Задание 1

Тема: Сбей ракету


Дано два тела, первое бросают с земли под углом 45 градусов к горизонту с начальной скоростью 20 м/с, а второе с высоты H=7 м горизонтально, как показано на рисунке 1. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (Шаблон № 1).

Исследуйте модель и определите:

  1. При какой начальной скорости второго тела два тела встретятся в полете (число округлить до целых)

  2. Перечислите три различные комбинации параметров движения второго тела, при которых первое и второе тело встретятся в полете. Если известно, что первое тело брошено с земли под углом 40 градусов к горизонту с начальной скоростью 20 м/с

  3. Перечислите параметры движения первого и второго тел, при которых второе тело упадет в место падения первого тела

  4. Максимальная дальность полета второго тела при начальной скорости, равной 11 м/с и H=20м (число округлить до целых)

Untitled-1.jpg

Рис. 1



Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.

Система оценивания задания:

За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:

  1. 14 м/с

  2. Так как комбинаций правильных параметров очень много, данное задание необходимо проверить на готовой компьютерной модели. Для этого:

  • откройте файл Модель1.ods

  • введите параметры ученика

  • проанализируйте получившиеся диаграммы, если на первой диаграмме графики двух тел имеют точку пересечения с положительной абсциссой и положительной ординатой, и на второй диаграмме графики двух тел совпадают, то ученик дал правильный ответ

  1. Так как комбинаций правильных параметров очень много, данное задание необходимо проверить на готовой компьютерной модели. Для этого:

  • откройте файл Модель1.ods

  • введите параметры ученика

  • проанализируйте получившиеся диаграммы, если на первой диаграмме графики двух тел имеют точку пересечения, которая лежит на оси времени, и на второй диаграмме графики двух тел совпадают, то ученик дал правильный ответ

  1. 22 м

Соответствие баллов оценкам:

  • 2 балла оценка «3»

  • 3 балла оценка «4»

  • 4 балла оценка «5»





Задание 2

Тема: движения двух тел, брошенных горизонтально


Дано два тела, первое бросают с высоты 5 м горизонтально с начальной скоростью 9м/с, а второе бросают горизонтально с высоты 19,6 м горизонтально с начальной скоростью 46 м/с одновременно с первым телом. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (Шаблон № 2). Исследуйте модель и определите:

  1. Дальность полета первого тела (округлить до целых)

  2. Время полета второго тела

  3. Зависит ли время полета тела, брошенного горизонтально с некоторой высоты, от начальной скорости этого тела

  4. Могут ли встретиться в полете два тела, брошенных горизонтально с разных высот и с разными начальными скоростями?


Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.


Система оценивания задания:

За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:

  1. Нет

  2. Не могут

Соответствие баллов оценкам:

  • 2 балла оценка «3»

  • 3 балла оценка «4»

  • 4 балла оценка «5»







Задание 3

Тема: Движения тела, брошенного горизонтально


С 50 метров брошено тело в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с (ускорение свободного падения 9.8 м/с2). Создайте компьютерную модель движения этого тела в электронных таблицах (шаблон № 3). Исследуйте модель и определите:

  1. Какова скорость тела через 2 с после начала движения? (ответ округлить до целых)

  2. Какой угол образует с плоскостью горизонта вектор скорости тела в момент времени 2 с? (ответ округлить до целых)

  3. Какой угол образует с плоскостью горизонта вектор скорости тела, когда скорость тела равна 50 м/с? (ответ округлить до целых)

  4. Какова скорость тела через 0,5 с после начала движения на Юпитере? (ответ округлить до целых)


Справочная информация:

Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел (м/с2):


Венера — 8,8

Земля — 9,8

Луна — 1,6

Плутон – 0,61

Марс — 3,8

Меркурий — 3,7

Юпитер — 23,5



Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.

Система оценивания задания:

За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:

  1. 22 м/с

  2. 63 градуса

  3. 78 градуса

  4. 15 м/с

Соответствие баллов оценкам:

  • 2 балла оценка «3»

  • 3 балла оценка «4»

  • 4 балла оценка «5»

Список использованной литературы


Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике 7-9.-М., Просвещение, 2009.



Свежие документы:  Тест по Физике "Законы движения" 9-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: