Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
подготовил
учитель физики
Семенов Валерий Валериевич
с. Качулька
2014
Данные задания можно применять на уроках физики при изучении раздела «Кинематика» в десятом классе. Так как задания имеют повышенный уровень сложности, мы предлагаем давать их более подготовленным ученикам. Уроки рекомендуется проводить в кабинете информатики.
Для реализации данных заданий необходимо программное обеспечение: Open Office Сalc (или его аналог Microsoft Excel ).
Разработанные нами задания отличаются по уровню сложности, это позволяет дифференцированно подойти к обучению физике. При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность работы ребят за компьютерами не должна превышать 25 минут для девятиклассников и 30 минут для десятиклассников (по санитарным нормам).
Для полного понимания учениками поставленной задачи мы рекомендуем в начале урока показать работу готовой компьютерной модели (изменения шага времени, зависимость диаграмм от начальных параметров). Для каждого задания мы создали компьютерный шаблон (таблица №1), что позволяет ученикам соблюдать единое оформление решения задач.
Таблица №1. Модели и шаблоны к заданиям
Модель | Шаблон | |
1 | Модель1.ods | Шаблон1.ods |
2 | Модель2.ods | Шаблон2.ods |
3 | Модель3.ods | Шаблон3.ods |
Задание 1
Тема: Сбей ракету
Дано два тела, первое бросают с земли под углом 45 градусов к горизонту с начальной скоростью 20 м/с, а второе с высоты H=7 м горизонтально, как показано на рисунке 1. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (Шаблон № 1).
Исследуйте модель и определите:
При какой начальной скорости второго тела два тела встретятся в полете (число округлить до целых)
Перечислите три различные комбинации параметров движения второго тела, при которых первое и второе тело встретятся в полете. Если известно, что первое тело брошено с земли под углом 40 градусов к горизонту с начальной скоростью 20 м/с
Перечислите параметры движения первого и второго тел, при которых второе тело упадет в место падения первого тела
Максимальная дальность полета второго тела при начальной скорости, равной 11 м/с и H=20м (число округлить до целых)
Рис. 1
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
14 м/с
Так как комбинаций правильных параметров очень много, данное задание необходимо проверить на готовой компьютерной модели. Для этого:
откройте файл Модель1.ods
введите параметры ученика
проанализируйте получившиеся диаграммы, если на первой диаграмме графики двух тел имеют точку пересечения с положительной абсциссой и положительной ординатой, и на второй диаграмме графики двух тел совпадают, то ученик дал правильный ответ
Так как комбинаций правильных параметров очень много, данное задание необходимо проверить на готовой компьютерной модели. Для этого:
откройте файл Модель1.ods
введите параметры ученика
проанализируйте получившиеся диаграммы, если на первой диаграмме графики двух тел имеют точку пересечения, которая лежит на оси времени, и на второй диаграмме графики двух тел совпадают, то ученик дал правильный ответ
22 м
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Задание 2
Тема: движения двух тел, брошенных горизонтально
Дано два тела, первое бросают с высоты 5 м горизонтально с начальной скоростью 9м/с, а второе бросают горизонтально с высоты 19,6 м горизонтально с начальной скоростью 46 м/с одновременно с первым телом. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (Шаблон № 2). Исследуйте модель и определите:
Дальность полета первого тела (округлить до целых)
Время полета второго тела
Зависит ли время полета тела, брошенного горизонтально с некоторой высоты, от начальной скорости этого тела
Могут ли встретиться в полете два тела, брошенных горизонтально с разных высот и с разными начальными скоростями?
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
9м
2с
Нет
Не могут
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Задание 3
Тема: Движения тела, брошенного горизонтально
С 50 метров брошено тело в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с (ускорение свободного падения 9.8 м/с2). Создайте компьютерную модель движения этого тела в электронных таблицах (шаблон № 3). Исследуйте модель и определите:
Какова скорость тела через 2 с после начала движения? (ответ округлить до целых)
Какой угол образует с плоскостью горизонта вектор скорости тела в момент времени 2 с? (ответ округлить до целых)
Какой угол образует с плоскостью горизонта вектор скорости тела, когда скорость тела равна 50 м/с? (ответ округлить до целых)
Какова скорость тела через 0,5 с после начала движения на Юпитере? (ответ округлить до целых)
Справочная информация:
Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел (м/с2):
Марс — 3,8 Меркурий — 3,7 Юпитер — 23,5
|
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
22 м/с
63 градуса
78 градуса
15 м/с
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Список использованной литературы
Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике 7-9.-М., Просвещение, 2009.