Классный час для 2 класса на тему «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»


Классный час ««Мы все такие разные, этим и прекрасны мы», посвященный Дню толерантности (16.11.2014.) Сыргашева Светлана Алеексеевна, учитель немецкого языка, руководитель КИДа « Голубая планета» МБОУ СОШ с.Сосновка РТ.


Древние философы предостерегали: « Трёх вещей нужно избегать в жизни: ненависти,

зависти и презрения».

Задачи:

1. Способствовать формированию у учеников класса уважительного

отношения к толерантности, людям разных национальностей.

2. Научиться размышлять, делать выводы в рамках обсуждае­мой нравственной

проблемы.

  1. Воспитать у себя уважительное, неравнодушное отношение к окру­жающим людям независимо от их национальности и конфесси­ональной принадлежности.

  1. Научиться оценивать вклад представителей разных наци­ональностей в сохранение мира на земле.

Спите, люди, сном предутренним одеты.

Отдыхайте для работы, для игры,

Привязав на нитке дальние ракеты,

Словно детские зеленые шары.

Чтобы дети и колосья вырастали,

Чтоб проснуться в свете дня, а не во мгле.

Спите, люди, отдохните, вы устали.

Не мешайте жить друг другу на земле.

М. Луконин


Назовут ли его веком генетики,

фи­зики и освоения космоса

или же веком геноцида,

человекофобии, преследова­ний

и убийств людей только за то,

что они — другие?

Другой расы. Другой крови, другой веры.

Другой нации, другого социально­го класса…

А. Асмолов

Давайте поиграем…

1. «Мы с вами похожи»

Это упражнение помогает созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению вза­имного доверия и сплоченности кол­лектива. Необходимое время — 7 мин.

Ученики садятся в круг. Ведущий приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «Эчис, выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или: наши имена на «с»; или: мы ученики одного класса; мы одного роста…)». Эчис становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из ребят по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.

2. «Ветер дул, дул…».

Ученики сидят в кругу. Ведущий стоит в центре круга и говорит «Ветер дул, дул и сдул тех, у кого … черные шнурки». При этих словах те участники, у которых действи­тельно черные шнурки, должны встать и поменяться местами с кем-то из тех, кого тоже «сдул ветер». Задача каждого, в том числе и ведущего, — найти себе место. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. Новый ведущий объявляет, кого на этот раз «сдул ветер» (у кого короткие стрижки, кто пил утром кофе, кто любит мороженое и т.д.).

«Эта разминка помогает обнаружить черты сходства между очень разными людьми. Мы все разные, а сколько у нас общего. Вы согласны?».

Понять, что такое толе­рантность, можно через ее противоположность — интолерантность, или нетерпимость. Нетерпимость основы­вается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость — не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собс­твенными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят.

Толерант­ные люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.

У того, кто способен посмеяться над своими промахами и недостатками, нет чувства превосходства над другими

Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два сорта людей — плохие и хорошие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный че­ловек, напротив, признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способ­ность посмеяться над собой — важней­ший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувс­тво превосходства над другими. Тер­пимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру. Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Интолерантный путь чаще связан с пред­ставлением о собственной исключи­тельности, со склонностью переносить ответственность за свои беды на окру­жающих, с потребностью в жестком порядке. Другой путь — путь человека, более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитив­ное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным от­ношением к окружающим людям и миру в целом.

Антуан де Сент — Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вов­се не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова — это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей куль­туре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы — люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастли­вой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не толь­ко продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерант­ности, который отмечается 16 ноября.

У толерантности, терпимости есть обрат­ная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «своих» и «чужих». «Чужие» представляют опасность, они вра­ги, с ними нужно быть настороже, при этом индивидуальные свойст­ва чужаков зачастую не имеют никакого значения. Чаще всего это де­ление происходит по национальному признаку. Иногда его называют стереотипным мнением.

Стереотип — предвзятое, не основанное на свежей и непосредст­венной оценке каждого явления, а выведенное из стандартных сужде­ний и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений.

С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкива­лись в своей жизни?

Театрализация отрывка пьесы Е. Шварца «Дракон».

Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города — Дракона, который много сделал важного и полезного для страны.

Рыцарь Ланцелот: Итак — простите, что я все вас расспрашиваю, — против Дракона никто и не пробует выступать? Он совершенно обнаг­лел?

Шарлемань: Нет, что вы! Он так добр! Когда нашему городу грози­ла холера, он по просьбе городского врача дохнул своим огнем на озе­ро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от

эпидемии.

Рыцарь Ланцелот: А что еще он сделал доброго?

Шарлемань. Он избавил нас от цыган.

Рыцарь Ланцелот: Но цыгане — очень милые люди.

Шарлемань: Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что они люди страш­ные.

Рыцарь Ланцелот: Но почему?

Шарлемань: Это бродяги по природе, по крови. Они — враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду. Теперь мы все очистились от них, но еще сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.

Рыцарь Ланцелот: Кто вам рассказал все это о цыганах?

Шарлемань: Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.

Рыцарь Ланцелот: Славные, нетерпеливые люди…

Шарлемань: Не надо, пожалуйста, не надо так говорить


Анализ отрывка из высказывания Надежды Деметр, доктора историчес­ких наук, президента Международного союза цыган.

«Стереотипы — такая вещь, держатся столетия и кочуют с цыга­нами из века в век.

Но почему? Деться от этого никуда невозможно и по простой причине -средства массовой информации.

Ведь мы же не судим о великой русской культуре по тем лю­дям, которые пьяными валяются в луже. Потому что слишком хо­рошо представляем себе, что такое русская культура. Никому не приходит в голову судить о ней по горстке людей.

А кто такие цыгане?

Представление о том, что криминал, искусство и гадание -единственное занятие цыган, это самое страшное, что можно пред­ставить о цыганах. А ведь цыгане — это люди, у многих из которых высшее образование. Мало кто знает, что директор Санкт-Петер­бургской консерватории Павел Серебряков — цыган, главный ин­женер Звездного городка — цыган. А сколько среди цыган поэтов и композиторов, музыкантов с мировой славой, врачей, адвокатов, педагогов. Можно ли судить о народе по газетным и журнальным публикациям негативного характера?»

Формулируем собственное понятие толерантности

Цель упражнения — дать возмож­ность участникам сформулировать понятие толерантности и осознать его многоаспектность. Время — 30 мин.

При подготовке к заня­тию приведенные ниже определения толерантности следует написать на отдельных листах ватмана (на лицевой стороне: «Толерантность — это…», на обороте — определение). Перед на­чалом занятия прикрепите эти листы на доску или стену лицевой стороной. После выступлений представителей всех подгрупп можно повесить листы обратной стороной. При этом все смо­гут прочесть:

Сотрудничество, дух партнерства.

Готовность мириться с чужим мне­нием.

Уважение человеческого достоинс­тва.

Уважение прав другого человека.

Принятие другого таким, какой он есть.

Способность поставить себя на место другого.

Уважение права быть иным.

Признание факта многообразия.

Отказ от принципов национальной исключительности и превосходства.

Терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению. Отказ от принципов доминирова­ния, причинения вреда и насилия.

В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, понятие толерантности определено как:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека;

толерантность — не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. В психологии довольно давно толерант­ность относится преимущественно к сфере чув­ствительности, и чаще в литературе приводится именно это значение — «отсутствие или ослабле­ние реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».


Или…

Ведущий делит участников занятия на подгруппы по три-четыре человека. Каждой подгруппе предстоит вырабо­тать свое определение толерантности. Попросите участников «мозгового штурма» включить в свое определе­ние то, что, по их мнению, является главной чертой толерантности. Опре­деление должно быть кратким, кон­кретным, емким. После обсуждения представитель от каждой подгруппы знакомит с выработанным определе­нием всех участников занятия. Каждое определение записывается на доске или на листе ватмана.

После того, как группы анонсируют свои определения, ведущий повора­чивает заранее заготовленные опреде­ления лицом к аудитории. Теперь все ученики имеют возможность ознако­миться с ними и высказать свое к ним отношение.

Вопросы для обсуждения:

Чем отличаются эти определе­ния?

Можно ли по какому-то признаку объединить некоторые из определе­ний?

Какое определение, по вашему мнению, выглядит удачнее?

Можно ли понятию «толерант­ность» дать одно определение?

При обсуждении этой темы следует обратить внимание на то, что понятие «толерантность» имеет множество сто­рон и каждое из определений выявило лишь одну из них.


Заключительная часть.

«Основные черты толерантного человека:

— толерантный человек способен на личную независимость, он не стремится быть членом различных групп (компаний, банд, команд);

— толерантный человек признает многообразие и готов выслу­шать любую точку зрения;

— толерантный человек не пытается создать и поддерживать идеальный порядок вплоть до занудства;

— толерантный человек способен сочувствовать, сопереживать другому человеку, давать более справедливые, объективные суждения о людях;

— толерантный человек предпочитает свободу и демократию, для него не имеет большого значения, положение в обществе;

— толерантный человек хорошо знает как свои достоинства, так и недостатки и не обвиняет во всех своих бедах окружаю­щих;

— у толерантного человека развито чувство ответственности, он не перекладывает ответственность на других;

— толерантный человек убежден, что с угрозой можно спра­виться;

— толерантный человек способен посмеяться над собой, у него развито чувство юмора.


Основные черты интолерантного человека:

— интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих;

— интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми, он опасается своего окружения и даже себя, своих чувств, находится в ощущении постоянной угрозы;

— интолерантные личности заостряют внимание на различи­ях между «своей» и «чужой» группами, они не могут отно­ситься к чему-то нейтрально;

— интолерантный человек делит все только на «черное» и «белое», не признает разнообразия обстоятельств и чувств;

— интолерантный человек предпочитает во всем жесткие правила, строго установленный порядок».


Заключительная часть.

1. Сейчас проведем разминку. ( На фоне музыки)

Снимем мышечное напряжение и поднимем настроение. Я выполняю определенные действия и говорю слова, а вы за мной все повторяете.

Ведущий: Сей (одновременно удар ладонями по коленям) -сей (удар ладонями по коленям) — коре (руки вверх).

Группа: Сей (одновременно удар ладонями по коленям) — сей (удар ладонями по коленям) — коре (руки вверх).

Ведущий: Сей (удар ладонями по коленям) — коре (руки крест на крест на груди) — са (руки вверх).

Группа: Сей (удар ладонями по коленям) — коре (руки крест на крест на груди) — са (руки вверх).

Ведущий: А-чи-чи-чи-чи-чи-мааага (Руками изображаем, будто трясем погремушки, одновременно делаем круг тулови­щем).

Группа: А-чи-чи-чи-чи-чи-мааага (Руками изображаем, будто трясем погремушки, одновременно делаем круг туловищем). Ведущий: Мага (бедро в одну сторону) — мага (бедро в другую сторону).

Группа: Мага (бедро в одну сторону) — мага (бедро в другую сторону).


Отрывок из книги «Демократия — это обмен мнениями» под редакцией С.Майерс: «Терпимость всегда занимала исключительное место в сознании многих африканских наро­дов. Например, в Западной Африке она является фундаментальным принци­пом, на котором строится вся обще­ственная жизнь… Когда встречаются два человека, один из них в качестве приветствия обязательно спрашивает другого: «Вы живете в мире?» — «Толь­ко в мире», — непременно отвечает на это другой».

2. Упражнение «Здоровканье»

«Сейчас мы проведем упражнение, которое даст нам с вами, возможность отправимся в путешествие по странам мира, в гости к разным народам. По моему сигналу мы начнем хаотично, беспорядочно двигаться по комнате со словами «Я иду в гости, а я иду в гости». После слова «стоп» вы должны будете найти себе пару, а ведущий сообщит, в какой стране вы очутились, к кому вы пришли в гости. И покажет, как здороваются в той или иной стране. Каждый раз, передвигаясь из одной страны в другую, вам нужно будет постараться менять себе человека в паре, так, чтобы они не повторялись. Готовы? Ну, тогда пошли в гости!». Варианты «здоровканья»:

1. В Америке, Европе и России — при встрече пожимают руку для того, чтобы показать, что в наших руках нет оружия, и наши намерения чисты.

2. Во Франции — целуются, касаясь щеками.

3. Японцы — Кланяются, чем ниже поклон, тем больше вы проявляете уважение.

4. В Гренландии при встрече говорят: «Хорошая погода!».

5. В Китае кланяются, вытянув руки.

6. Латиноамериканцы- крепко-крепко обнимаются.

7. В Индии — складывают ладошки и кланяются.

8. Самоанцы — обнюхивают друг друга.

9. Арабы — скрещивают руки на груди и говорят «Салам!».

10. Тибетцы — снимают правой рукой головной убор, а левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

11. Зулусы — восклицают «Я тебя вижу!».

12. Лапландцы — трутся носиками.

13. Африканцы в знак уважения плюют друг в друга.

14. В Монголии спрашивают: «Здоров ли ваш скот!».

15. Индейское племя «Вагука» — берут горсть земли правой рукой, часть перекладывают в левую руку и на животе зати­рают ее крест накрест.

16. В Корее спрашивают: «Отведали ли вы сегодня риса?».



Диета толерантности

Понедельник — улыбайся

Вторник — сделай комплимент

Среда — обними и пожелай удачного дня

Четверг — познавай себя и других

Пятница — найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо»

Суббота — сделай полезное и доброе дело

Воскресенье — настраивай себя и окружающих на позитивный лад


В конце классного часа поем песню:


Ничего на свете лучше нету.

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем. кто дружен, не страшны тревоги!

Нам любые дороги дороги! -2 раза


Мы свое призванье не забудем-

Смех и радость мы приносим людям!

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы! -2 раза


Наш ковер — цветочная поляна.

Наши стены — сосны великаны

Наша крыша — небо голубое.

Наше счастье — жить такой судьбою!



Словарь

Холокост — планомерное уничтожение гитлеровским нацистским режимом евреев. Во время второй мировой войны было уничтожено 6 миллионов евреев.

Геноцид — политика, направленная на уничтожение целого народа

Апартеид — лишение негритянского населения ЮАР политических прав и изоляция его от белого меньшинства на террито­рии резерваций.

Антисемитизм — ненависть к евреям.

Дискриминация — умаление или лишение прав людей из-за их расы, национальности, религии, пола, социального положения, граж­данства или места жительства.

Толерантность — способность признавать идеи и мнения отлич­ные от своих собственных.

Терпимость — способность терпеть что-то или кого-то, быть вы­держанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существо­ванием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других людей, быть снисходительным.

Геноцид — истребление отдельных групп людей, населения по расовым, национальным, религиозным мотивам. Геноцид — одно из самых страшных преступлений против человечества.

Расизм — отрицание прав человека на основании расовой при­надлежности, исходящее из предпосылки превосходства одних рас над другими.

Ксенофобия — боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» мо­гут нанести вред обществу, человеку.

Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам (в политике).

Этноцентризм- это отчуждение других народов по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.


Толерантный путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и признающего других. Его хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.



Литература

1. Н.И Дереклеева. « Мы все такие разные, этим и прекрасны мы». Классные часы по теме «Нравственность». 7-8 классы. Москва, 2007.

2.А.В.Юрцвайг, Н.А.Тимохина, Н.А.Кочеткова. «Роль дополнительного образования в воспитании у учащихся культуры толерантности». Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 8, 2009.

3. В.Г. Быков. « Перестройка педагогического мышления в условиях формирования и развития толерантной культуры в школе». Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 5, 2009.

4. И.А.Платонова. « День толерантности в образовательном учреждении». Воспитание школьников, № 9, 2010.

5. А.Гурьянова. « Воспитание толерантной личности». Воспитание школьников,

2, 2008.

6. Л.Трубина. « Толерантная и интолерантная личность». Воспитание школьников, № 3, 2003.

7. Международная культурно- образовательная программа « Рождество во Владимире». Материалы Рождественской школы толерантности. 2008.















Свежие документы:  Тест по Информатике 10 класс, 1 Вариант

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: