Классный час на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г.о. Ревда Свердловской области




Номинация: Методика организации и проведения классных часов




Тема классного часа: «Никто не забыт, ничто не забыто»

К 70-летию Уральского добровольческого

танкового корпуса





Автор:

Упорова

Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории МАОУ «СОШ № 10»

г.о. Ревда Свердловской области,

телефон: +7 922 109 20 86




г. Ревда, 2015г.


Пояснительная записка


11 марта 2013 г. исполнилось 70 лет со дня создания легендарного, покрывшего себя бессмертной славой Уральского добровольческого танкового корпуса. Полностью экипированные — от пуговиц на гимнастерке до грозных танков — на личные сбережения уральцев, воины-танкисты начали боевой путь на Курской дуге, с боями прошли по дорогам Украины и Польши. Победный грохот уральских танков раздавался на улицах поверженного Берлина и освобожденной Праги.

Значимость подвига уральцев позволяют оценить уникальные архивные документы, монографии и статьи, мемуары непосредственных участников событий, литературно-художественные произведения, сборники архивных документов. Мы и наши ученики живем на Урале. Всеобъемлющий процесс познания народного подвига уральцев, совершенного в суровые годы Великой Отечественной войны, важен для подрастающего поколения. Не дать забыть свою историю, привить патриотические качества с начальной школы, научить бережно хранить память о героическом прошлом своих предков – вот главная задача современного образования.

Данная разработка классного часа предназначена для учащихся начальной школы.

Основная цель классного часа: рассказать младшим школьникам о героическом подвиге уральцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей формирования и победоносного шествия Уральского добровольческого танкового корпуса (УТДК) в годы Великой отечественной войны. Сохранить историческую памяти о нем.

  2. Рассказать о легендарном русском танке Т-34.

  3. Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, за свою Родину, за Урал.

Классный час, посвященный 70-летию УТДК, провожу в форме праздника. Применяю методы театрализации (чтение стихов наизусть, сценка, исполнение военных песен), методы наглядной агитации (плакаты, видеофильм, атрибуты военной формы у выступающих старшекласников) метод игровых ситуаций.

Оформление и оборудование: компьютер, проектор, экран, песни военных лет, плакаты, документальный фильм, свечи.








Ход мероприятия.


Учитель: 11 марта 2013 г. исполняется 70 лет со дня создания легендарного,

покрывшего себя бессмертной славой Уральского добровольческого

танкового корпуса. Полностью экипированные — от пуговиц на

гимнастерке до грозных танков — на личные сбережения уральцев,

воины-танкисты начали боевой путь на Курской дуге, с боями прошли

по дорогам Украины и Польши. Победный грохот уральских танков

раздавался на улицах поверженного Берлина и освобожденной Праги.

Дорогие ребята, мы с вами живем на Урале. Я предлагаю вам окунуться в атмосферу событий военных лет и поближе познакомиться с историей формирования и победоносного шествия наших соотечественников в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.


(На фоне песни «Утомленное солнце» ученики читают стихотворение С. Щипачёва «22 июня 1941 года»)

1 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.


2 чтец:

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.


3 чтец:

Казалось, было холодно цветам ,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.


4 чтец:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.


5чтец:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной ,

Всего, каких – то 5 минут осталось.


Учитель: «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. «Война!» — крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут утра по московскому времени» — так о начале войны писал Борис Васильев. Началась Великая Отечественная война. Чтобы не оказаться в рабстве, ради спасения Родины, весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей страны, вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

(Звучит «Священная война», сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

(выходят старшеклассники)

6 чтец. В первый день войны мальчишки и девчонки, наравне с взрослыми, записывались на фронт. Им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!


7 чтец. Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

8 чтец. Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!


9 чтец. Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!


10 чтец. Война от Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.


11 чтец. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года 1418 дней. Помните!


Учитель: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Мы — уральцы. В годы Великой отечественной войны благодаря подвигу русских солдат немцам так и не удалось дойти Урала. Да и нельзя было пускать врага на Уральскую землю, так как именно Урал в годы Великой Отечественной войны, как сказал поэт Александр Твардовский, стал «Опорным краем державы» (Родины).


(Выступление старшеклассников)

1 чтец: В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона. Урал во время войны стал главной «оружейной мастерской» страны. Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале.

2 чтец: Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали!!! Всего за годы войны учеными и конструкторами Советского союза было разработано более 80 опытных образцов боевых машин.

3 чтец: В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске во время войны этот город называли «Танкоградом»), Нижнем Тагиле, Свердловске. Их девизом было: «В труде, как в бою!».

4 чтец: Грозные боевые машины танки полностью произведены на Уральской Земле. Металл плавили и прокатывали доменщиками и сталевары Свердловска (Екатеринбург), Тагила, Ревды, Серова, Первоуральска, Алапаевска, Кушвы. От других заводов Урала получали моторы, орудия, боезапасы, радиопередатчики, агрегаты.

Учитель: Ребята, хотите сами собрать танк? Тогда предлагаю поиграть в игру «Собери танк» (класс делится на 4 группы, задача: как можно быстрее собрать из частей картинку с танком). На доске вывешиваются получившиеся танки.

(звуки гусениц танка)

Сценка (папа и сын):

— Папа, а это и есть танк Т-34?

-Да, сынок, это и есть легендарный танк,

танк, принёсший победу Советскому народу,

в борьбе с немецкими оккупантами.

Танк Т-34 …самый лучший танк Великой Отечественной Войны!


1 чтец: Это Т-34,

Нет надёжней танка в мире:

Ни в ученье, ни в бою

Не пробить его броню.


Исполнение старшеклассниками под гитару песни на слова и музыку Михаила Калинкина «Т-34»

Это мыслей сверкающих высь

О победе в любой войне,

И металлом одетый смысл,

Что на свете мы всех сильней,

Это правило, где лежит

Гениальная простота,

И Конструктора главного жизнь

Перешедшая в этот танк!


Это холод гулких цехов,

И под небом открытым станки.

Дети с бабами у станков —

На войне давно мужики…

И бумага последних рублей,

Припасенных на черный день,

И колец обручальных блеск,

Снятых тысячами людей.


И в наушниках: «Заводи!»

И прорвать оборону приказ…

«Ну, родимый, не подведи!..»

И до самого пола газ!

И болванки в башню удар,

И застывший радиста взгляд,

И фанерная в поле звезда,

И сто грамм за погибших ребят…

И проломленные бока

Всех немецких зверей стальных,

И Москва в золотых огнях

Под победным небом страны…


Это щит наш, и это меч,

Это — наша прямая речь,

Средство выжить народам моим

В этом бешенном мире.

Это скорость и сила огня

Это люди, сильней чем броня

Это слава моей страны, Т-34!

Это слава моей страны, Т-34!


Это — ржи золотой посев

На холмах боевых полей,

Это памятник у шоссе

С одинокой гвоздикой в стволе

Это пульс идущих вперед

Молодых и сильных машин,

Что начало свое берет

Из твоей российской души!

Это щит наш, и это меч,

Это — наша прямая речь,

Средство выжить народам моим

В этом бешенном мире!

Это скорость и сила огня

Это люди, сильней чем броня

Это слава моей страны, Т-34!

Это слава моей страны, Т-34!

Это слава моей страны, Т-34!

(Старшеклассники остаются на сцене)

Учитель: Но танков в русской армии в начале войны катастрофически не хватало. Поэтому в рабочих коллективах уральских заводов родилось предложение: сделать подарок фронту — создать свое, уральское, танковое соединение.

(Слова читают старшеклассники)

1 чтец: По инициативе танкостроителей, в газете «Уральский рабочий» 16 января 1943 года был опубликован материал «Танковый корпус — сверх плана»: танкостроители Урала обязались работать безвозмездно и сверх плана регулярно отчислять часть заработка на оснащение корпуса боевыми машинами, оружием, обмундированием.

2 чтец: Патриотический почин свердловчан подхватили Челябинская и Молотовская области. 26 февраля 1943 года Командующий УралВО генерал-майор Катков издал директиву, в которой сообщалось, что на территории Уральского военного округа, по решению Свердловского, Челябинского и Молотовского обкомов ВКП(б), утвержденному Народным Комиссаром Обороны, Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным, формируется особый Уральский Добровольческий танковый корпус численностью 9661 человек.

3 чтец: Командирам частей и соединений поручалось начать учебу личного состава по мере его поступления, не ожидая штатной укомплектованности.

4 чтец: В первые дни после получения телеграммы Сталина в военкоматы хлынул поток заявлений от добровольцев, желающих стать воинами корпуса. Более 100 тысяч заявлений подали рабочие заводов.

5 чтец: На одно место воина корпуса претендовало 12 человек. Были созданы комиссии на предприятиях и в военкоматах. Они отбирали физически крепких, здоровых людей, умеющих управлять техникой и тех, чьи специальности применимы в танковых войсках.

6 чтец: Танковый корпус поистине стал легендарным. Желавшие попасть в состав танкового корпуса писали заявления даже в стихотворной форме. Так Дятлов И. Я. Обосновал свою просьбу следующим образом:

(Выходит мальчик в пилотке)

Когда в опасности мой город,

Я не могу сидеть и ждать.

Пока годами еще молод,

Быть должен в армии опять.

Я быть хочу под Ленинградом,

Все дальше гнать от стен врага…

В семье бойцов хочу быть снова,

Чтоб жизнь опять пошла на лад.


Учитель: Одновременно по всему Уралу продолжался добровольный сбор средств в фонд создания корпуса. Собрали свыше 70 млн. рублей. На эти деньги были выкуплены у государства боевая техника, вооружение и обмундирование.

11 марта 1943 года считается днем рождения 30 Добровольческого Уральского танкового корпуса.

Ученики исполняют песню «Уральцы бьются здорово»,

муз. Т. Хренникова, сл. А. Барто

1. Могучий и грозный,

Железный Урал,

Священную клятву

Ты партии дал.

Как сталь броневая,

Та клятва тверда.

Первыми будем

На фронте труда.

Припев:

Уральцы бьются,

Эх, бьются здорово!

Нам сил своих,

Нам сил своих не жаль.

2. Еще в штыках стальных,

В штыках Суворова

Она горела и сверкала,

Наша сталь.

Клянемся победу

Ковать у станка,

Мы клятву поднимем,

Как знамя полка.

Мы сталью клянемся,

Уральской рудой,

Меткой винтовкой

И красной звездой.

Припев.

Нам светят, товарищ,

Победы огни,

Мы время сжимаем

В горячие дни,

Колхозник и токарь,

Танкист и кузнец,

Вместе врагу мы

Готовим конец.


(Выходят четвероклассники)

1 чтец: За отличные боевые действия Москва 27 раз салютовала уральским танкистам.

2 чтец: О массовом героизме добровольцев говорят 54 ордена, прикрепленных к знаменам корпуса и его подразделений.

3 чтец: За мужество и отвагу, проявленные в ходе военных операций, уральские «чудо – богатыри» получили 42 368 наград: среди них 1000 героев Советского Союза, 27 полных кавалеров ордена Славы.

4 чтец: Пусть танки тяжелые едут,

Победу в орудьях везя.

Победа! Победа! Победа!

И только победа, друзья!


5 чтец: Пройдут года — над веком небывалым

Потомки совершат свой поздний суд:

Победу назовут они Уралом,

Железо назовут они Уралом,

И мужество Уралом назовут!


1 старшеклассник:

Цветы возлагали на бронь наших тридцатьчетверок.

И сталь засветилась скупою солдатской слезой.

Никто там не плакал, никто не сидел на машине.

То бронь прослезилась от судеб погибших людей.


2 старшеклассник:

Цветами обсыпана вся боевая машина!

Она заслужила свой тихий приют и покой.

Лежат на броне «полыхают» под солнцем гвоздики.

А с ними сгоревшие души — героев парней!!!


3 старшеклассник:

Давайте все минуту помолчим,

Помянем с болью тех, кто не вернулся,

Кто в полный рост о пулемёт споткнулся,

Идя в атаку сквозь огонь и дым.

4 старшеклассник:

Давайте все минуту промолчим,

Пусть слёзы навернутся на ресницы,

Фронтовикам война доныне снится

И тем, кого ничем не воскресим,

5 старшеклассник:

Давайте все минуту помолчим.

Мы жизнью им обязаны на свете –

И сами мы и даже наши дети.

Их подвиг не забыт, не повторим.

Давайте все минуту помолчим.


Учитель: Объявляется минута молчания.


Список литературы:

  1. Никто не забыт, ничто не забыто: 70-летию создания Уральского добровольческого танкового корпуса. — Сборник. — 3-е изд., Екатеринбург, 2012

  2. Добровольцы: воспоминания [о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса] / сост. Сергей Александров. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965.


  1. Добровольцы Урала: воспоминания, очерки / сост. Яков Резник. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1972.

  2. Добровольцы Урала: Очерки. Воспоминания / сост. Яков Резник. — 2-е изд., доп. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980.

  3. Когда стою у Вечного огня: памятники и памятные места Великой Отечественной войны Свердловской области / сост. А. А. Войтенко. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. Никитин, Д. Герои Славы / Д. Никитин, В. Поколов, Е. Прыткова. — Свердловск: Свердловское Книжное Издательство, 1963.

Упорова Ирина Владимировна, МАОУ «СОШ № 10»


Свежие документы:  Урок обществознания для 7 класса «Быть взрослым»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: