Классный час в 5 классе «День Защитника Отечества»


Корякова Марина Павловна учитель математики МКОУ ООШ д. Уфа-Шигири.

Классный час в 5 классе «День Защитника Отечества»


Цели занятия:


  • расширить знания учащихся;

  • развивать интерес к истории Отечества, наблюдательность, любознательность;

  • воспитать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

План.


1.История возникновения праздника.

2. Герои нашего Отечества.

3. Вооруженные Силы РФ.


Ход занятия.


1.История возникновения праздника.


23 февраля. У этого праздника было несколько названий:

  • День Советской Армии;

  • День рождения Красной Армии;

  • День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.

Сейчас этот праздник называется Днем Защитника Отечества…

В этот день мы поздравляем пап, дедушек, братьев, всех тех, кто служил или служит в рядах Российской армии.

Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитника Отечества, а не любая другая дата?

В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии.

В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую и праздник получил название — День Советской Армии.

А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”.


2. Герои нашего Отечества.


-Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает?

Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И возрастных границ у этого понятия не существует. Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочем, от того, какой смысл он вкладывает в понятие «Мое Отечество», зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной? И может ли он быть защитником Отечества?

-Выслушать рассуждения учащихся.

-Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество… Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной». 

Г.В.Державин писал: «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество». Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, — тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может. 
Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

— А теперь скажите мне, каких защитников Отечества вы знаете.

— Учащиеся называют, кого они знают и рассказывают про подвиги этих людей.

-Доклады учащихся.


1 ученик.


Александр Невский – Великий князь Владимирский

Годы жизни 1220—1263. 

Годы правления 1252—1263.

Русский государственный деятель, полководец, князь новгородский, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича.

Возглавлял русские войска, которые одерживали победы в битвах:

  • Невская битва 1240 года. За эту битву был прозван «Невским»;

  • 5 апреля 1242 на льду Чудского озера ( Ледовое побоище 1242). Победа в этой битве поставила Невского в ряд крупнейших военачальников своего времени;

  • Посылка посольства в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251);

  • Успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256);

  • Он отверг попытки папской курии с Золотой Ордой завладеть русскими землями;

  • Несколько раз ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.

В его честь возведено множество памятников, храмов и церквей. Даже есть ордена Александра Невского.




2 ученик.


Кутузов Михаил Илларионович (Голенищев-Кутузов).

Дата рождения: 16 сентября 1745 (1747) года.

Дата смерти: 28 апреля 1813 года.

Русский генерал-фельдмаршал, светлейший князь, главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 года, стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

Основными достижениями Кутузова были:

  • Русская армия, возглавляемая Кутузовым в качестве главнокомандующего, выиграла войну с Наполеоном в 1812 году.

  • Кутузов — участник таких исторических сражений, как штурм Измаила, битва под Аустерлицем, Бородинское сражение.

  • Был награждён Орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святого Иоанна Иерусалимского, Святого Георгия I, II, III, IV степеней, Святого Владимира I и II степеней, Святой Анны I степени, Красного и Чёрного орлов, а также Большим крестом Военного Ордена Марии Терезы.


В честь М. И. Кутузова названы:

3 ученик.

Жуков Георгий Константинович (1896-1974) советский полководец, государственный и военный деятель, Маршал Советского Союза, Четырежды Герой Советского Союза.

Родился 19 ноября 1986 года в семье крестьянина. В 1907 году закончил три класса церковно-приходской школы.

В Русской императорской армии с 1915 года. Участник Первой Мировой войны с 1916 года. Награжден Георгиевскими крестами 3-ей и 4-ой степеней.

В Красной армии с октября 1918 года. Участвовал в Гражданской войне. Был ранен, награжден орденом Красного Знамени.

В 1939 году за умелое руководство войсками было присвоено звание Героя Советского Союза с вручение ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

29 июля 1944 года Жуков был награжден второй медалью «Золотая звезда».

1 июня 1945 года был награжден третьей медалью «Золотая звезда».

1 декабря 1956 года — награжден четвертой медалью «Золотая звезда».

Так же у него было еще множество других орденов и медалей, в том числе и иностранных.

Умер 18 июня 1974 года.

В честь Маршала Жукова воздвигнуто множество памятников и мемориалов, его именем названы ордена и награды.





4 ученик. Герои Афганской войны.


Сергей Георгиевич Вчерашнев (11 марта 1959 — 1 декабря 1980 года) — рядовой, механик-водитель танка 177-го мотострелкового полка. Один из воинов-героев 108-й Краснознамённой Невельской мотострелковой дивизии, которому за подвиг, совершённый на Афганской войне (1979—1989), было присвоено высшее звание Героя Российской Федерации.


Александр Григорьевич Мироненко (20 октября 1959 — 29 февраля1980) — заместитель командира взвода разведывательной роты.

Старший сержант Александр Мироненко участвовал в рейде по уничтожению крупного отряда противников. После десантирования с вертолёта он выполнил задачу по захвату и удержанию площадки приземления, проявив при этом инициативу, отвагу и высокую выучку, лично уничтожив около десяти боевиков. Однако, в ходе боя группа, которой командовал Мироненко, где кроме него были ещё двое десантников, была отрезана от основных сил. Мироненко умело организовал отражение атак противника, нанося ему ощутимый урон. В ходе боя товарищи Мироненко погибли. Дважды тяжело раненый, истекающий кровью, он продолжал разить врага из автомата и гранатами. Когда кончились патроны, Мироненко достал из разгрузки последнюю оставшуюся гранату  и выдернул чеку. Когда стрельба окончилась, противники решили что Мироненко израсходовал боекомплект, и стали приближаться, чтобы захватить гвардейца живым, не торопясь окружили уже не двигавшегося, но всё ещё живого Александра. Выждав, когда они подошли вплотную, Мироненко взорвал их вместе с собой. За это посмертно получил звезду Героя Советского Союза в Афганской войне.




5 ученик. Герои Чеченских войн.


Аверкиев Александр Александрович
.

…До последнего патрона, до последнего дыхания рядовой Аверкиев сдерживал нападавших, прикрывая сослуживцев. Уцелевшие машины увозили раненых из-под обстрела. Александр не смог выбраться из БТРа и заживо сгорел в пылающей машине, но своими действиями помог сослуживцам выйти из окружения…


Адамишин Виктор Михайлович

…В ходе завязавшегося боя Адамишин с небольшой группой омоновцев оказался окружен бандитами, которые массированным огнем сковывали их действия. В сложной обстановке омоновцы заняли круговую оборону. Правильно оценив ситуацию, Виктор решил организовать прорыв группы из окружения, а сам остался прикрывать действия подчиненных. Выручая своих товарищей, в ходе перестрелки Адамишин был смертельно ранен и умер на поле боя…


Анощенков Андрей Иванович

…11 августа 1999 года экипаж вертолёта «Ми-8″ (бортовой № 114) выполнял в Республике Дагестан боевое задание при ликвидации бандформирований. Командир вертолета майор Орлова А.Б., бортовой техник старший лейтенант Юрин М.В., правый лётчик Анощенков А.И. На борту вертолёта находились представители высшего военного командования. В 15 часов 43 минуты, при заходе на посадку у населенного пункта Ботлих Ботлихского района Республики Дагестан вертолёт был сбит. Спасая пассажиров из горящей машины, Андрей Анощенков получил 70 процентов ожогов тела и скончался 15 августа 1999 года…



Жидков Дмитрий Васильевич

…При преследовании отступавших боевиков Дмитрий Жидков подорвался на взрывном устройстве и был тяжело ранен — оказались перебиты обе ноги. Однако и в таком состоянии продолжил руководить боем своих подчиненных, лично корректировал огонь артиллерии по противнику. В этом бою захвачено большое количество вооружения, боеприпасов и снаряжения противника, уничтожено 7 боевиков. Троих бандитов капитан Жидков уничтожил лично. Скончался до эвакуации в госпиталь от ран и большой потери крови. Среди подчиненных отважного офицера погибших и раненых не было…


-И это далеко не все герои, которые защищали нашу Родину ценой своих жизней.

Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями. 

Мы будем помнить ваши имена, 
И память завещать Грядущим поколеньям. 
Герои не уходят навсегда, 
Им не грозит холодное забвенье. 
Сыны России подрастают вновь, 
И Родине служить они готовы, 
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь, 
А утром озаряло землю снова. 


3. Вооруженные Силы РФ.

-А что вы знаете о Вооруженных Силах Российской Федерации?

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России) — государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации — России, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

А знаете ли вы какие бывают виды Вооруженных Сил?

— Выслушать ответы учащихся.

В состав ВС России входят:


Сухопутные войска.

Сухопутные войска еще называют пехотой. Там служит больше всего людей. Именно пехотинцы первыми встречают врага на своих рубежах и первыми ступают на территорию противника при контратаке. Также к сухопутным войскам относятся танкисты и артиллеристы.

Сухопутные войска — наиболее многочисленный вид вооружённых сил любого государства и именно на них ложится основная нагрузка в любом вооружённом конфликте и войне.


Военно-воздушные силы.

Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных Сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов. Военные летчики ведут разведку, прикрывают города от авианалетов врагов, доставляют грузы туда, куда не могут проехать машины. Российские ВВС одни из самых мощных в мире.


Военно-морской флот.

Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства. В России и некоторых других государствах с длинной военно-морской историей, военно-морским флотом называют военно-морские силы вообще.

У России есть 5 военных флотов: Северный, Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Каспийский. Они могут уничтожать корабли и морские базы врага и даже наносить ядерные удары. Много работы у военных моряков и в мирное время. Например, они защищают торговые корабли от нападений пиратов.

Задачи Военно-морского флота

1.Борьба против военно-морских сил противника.

2.Нарушение морских коммуникаций противника.

3. Защита своих морских коммуникаций.

4.Оборона своего побережья с морского направления.

5.Нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с моря.


Войска воздушно-космической обороны.

Этот род войск появился в России только в 2001 году. Сложные приборы, установленные на космических спутниках, следят за всем, что происходит на земле. И если кто-нибудь решит атаковать Россию ядерными ракетами, спутники тут же это засекут и ракету успеют сбить до того, как она взорвется. Для того чтобы служить в космических войсках нужно учиться в специальном институте, который находится в Москве.

История: Первые части (учреждения) космического назначения были сформированы в 1955 г., когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона, ставшего впоследствии всемирно известным космодромом Байконур.


Ракетные войска стратегического назначения.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — отдельный род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, сухопутный компонент стратегических ядерных сил. Войска постоянной боевой готовности. Предназначены для ядерного сдерживания агрессии противника. На вооружении РВСН состоят все российские наземные межконтинентальные баллистические ракеты мобильного и шахтного базирования с ядерными боеголовками.

Российские ракеты очень мощные. Они могут попадать в цели, которые находятся за 10.000 километров. Поэтому ракетчикам достаточно сделать всего несколько залпов, чтобы уничтожить все военные базы врагов. Но самое главное, что в других странах наших ракет побаиваются и поэтому не решаются нападать на Россию.

Ракетные войска стратегического назначения образованы 17 декабря 1959 года.





Воздушно-десантные войска.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — род войск (сил) в виде Вооружённых Сил государства. Обычно входят в состав Сухопутных войск (сил), реже — в состав Военно-воздушных сил (флота), могут быть самостоятельным родом войск.

Предназначены для высадки с воздуха в тылу противника или для быстрого развёртывания в географически удалённых районах. Основным способом доставки ВДВ является парашютное десантирование, также могут доставляться на вертолётах; в период Второй мировой войны практиковалась доставка на планёрах.

Десантников называют голубыми беретами и гвардейцами. Они прыгают с парашютами в тыл вражеской армии и проводят там диверсии. Стать десантником может только очень здоровый и сильный человек, поэтому к службе в ВДВ надо готовиться с детства: вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.


Другие рода войск. Существует несколько родов войск, которые должны обеспечить армию и флот всем необходимым. Это служба тыла, главное военно-медицинское управление, федеральное агентство по специальному строительству и службы расквартирования и обустройства и железнодорожные войска.


-Наш сегодняшний классный час, посвященный 23 февраля, подходит к концу, но это не означает, что мы завершаем разговор о героях нашей земли. Знакомство с ними вы будете продолжать на уроках истории, литературы. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового и интересного. А сейчас давайте обменяемся мнениями, зададим друг другу вопросы. (Обсуждение классного часа).

Ребята, всем спасибо за подготовку материала и выступление. Молодцы!!!





























Источники.


https://berlogamisha.mybb.ru/viewtopic.php?id=168

https://festival.1september.ru/articles/631860/

https://biografix.ru/

https://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9A%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1612

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://www.pedcollchelny.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=157&Itemid=212

https://www.ne-uklonyaius.narod.ru/files/hero_big_2.jpg

https://www.ne-uklonyaius.narod.ru/files/hero_big_1.jpg

https://www.ne-uklonyaius.narod.ru/files/hero_big_6.jpg

https://www.ne-uklonyaius.narod.ru/files/hero_big_43.jpg






Свежие документы:  Сценарий урока "День Святого Валентина"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: