Консект урока на тему «Традиции и обычаи русского народа- основа духовно-нравственного воспитания младших школьников»


Традиции и обычаи русского народа — основа духовно-нравственного воспитания младших школьников


Акиншина Любовь Николаевна- учитель начальных классов первой квалификационной категории,

Юрченко Галина Ивановна- учитель начальных классов первой квалификационной категории

МОУ «Новосадовская СОШ Белгородского района Белгородской области»


Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [2, с.11]

Введение стандартов II поколения позволило реализовать накопленный многолетний опыт работы по народному творчеству, так как народное искусство является одним из средств воспитания такого идеала.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости.

В работе с детьми в начальной школе мы делаем акцент на те ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.

Среди них мы выделяем:

  • представление о традициях, обычаях, укладе крестьянской жизни, земледельческом труде, мастерстве и ремесленничестве, зодчестве, красоте изделий, выполненных руками мастеров (традиционного народного костюма, предметах быта и домашнего обихода);

  • приобщение к значимым понятиям духовно-нравственного воспитания, таким, как патриотизм, любовь к Родине, к семье, бережное отношение к природе, трудолюбие, уважение к старшему поколению, взаимопомощь, сопереживание, получают опыт социальной солидарности;

  • передача полученных представлений о народных традициях в разнообразной художественно-творческой деятельности.

       В основе нашей работы в 1-4 классах лежит совместная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на развитие активности ребенка и его веру в жизнь, на воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие.

      Содержание деятельности, разнообразие форм и методов охватывают вопросы нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, трудового воспитания, досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности.

Базовым основанием, на котором строится работа по духовно-нравственному воспитанию, является система коллективных творческих дел. К ним относятся традиционные праздники: «Посиделки на Покров», «Рождество», «Святочная неделя», «Масленица». Специфическими особенностями являются их обязательная театрализация и совместное участие детских коллективов.  

Совместно с Новосадовским ДК учащиеся начальной школы из года в год участвуют в праздниках «Традиции и обычаи русского народа». Так как у младших школьников ведущей формой  деятельности является игровая, то воспитание народных традиций проходит как игра-путешествие.

Пример проведения праздника «Батюшка Покров» демонстрирует, как осуществляется на практике преемственность между различными уровнями образовательных структур

«БАТЮШКА ПОКРОВ» (детские посиделки)

Звучит музыка. Выходят скоморохи.

  1. К нам сюда собирайся народ,

Сегодня вас много интересного ждет!

  1. Непременно все должны

Быть на этом празднике!

  1. Это событие отпраздновать нужно

Очень весело и дружно!

  1. Тут затеи и задачи,

Интересные для вас…

  1. Мы желаем вам удачи

Вместе: Начинаем, в добрый час!

Выходят хозяйка с хозяином.

Х-ка. Милости просим в нашу горницу на покровскую беседу.

Х-н. Всех приглашаем — душевно встречаем!

Х-ка. Мы приглашаем всех вас, вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после полевых работ собирались отдохнуть от забот.

Х-н. Да и праздник нынче на дворе. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а его очень любят на Руси. Вспоминают в этот день, как заступилась богоматерь за осажденный Константинополь. Закрыла его своим покровом, не дала в обиду, защитила. Было это давно еще в 10 веке, а на Руси этот праздник почитают с 12 века.

Х-ка. Знаю я, что вы к нашим посиделкам выучили песню «В темном лесе». Правда? Ну тогда давайте ее споем.

Дети исполняют песню в «В темном лесе»

Х-ка. Ребята, а знаете ли вы, что в старину люди очень внимательно относились к природе, подмечали ее особенности. Много примет дошло и до наших дней. О них народ сложил поговорки ( дети говорят поговорки)

Х-ка. С Покрова дня в деревнях начинались посиделки. На которые парни и девушки собирались по понедельникам, средам и пятницам, чтобы прясть, вышивать, ткать.

Х-н. А давайте-ка поиграем! Кто знает больше прибауток да потешек? (выступления детей)

Хозяин. Ох и спасибо! Познакомили вы нас со старинными прибаутками.

Х-ка. Что ж поете и играете вы знатно,

А вот погляжу, как вы в пляс пойдете,

Чтоб пол трещал, стены валились, с потолка сыпалось.

Х-н. Приглашаю на игру-танец 1- 4 класс.

Проходит игра-танец. ( Шишку на пол положи)

Х-н. Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились выросла чудо-ромашка! Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Кто лучше? Игра «Ромашка»

Хоз-ка. А что за посиделки без песен и частушек! Дорогие гости, многие из вас знают и любят веселые, задорные русские частушки. Прошу показать ваше мастерство. ( Исполнение частушек)

Х-ка. Ай-да, молодцы! Вижу шустрые ребятки здесь сегодня собрались. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ. И поэтому я вам предлагаю загадки.

Х-н. А я тоже приготовился к празднику и приготовил для вас русскую народную игру «Огород». Поиграем? (Праздник заканчивается чаепитием)

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков — мужчин-защитников, а из девочек — женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.

Таким образом, ориентируясь на лучшие образцы духовных и нравственных традиций, мы стараемся создать в школе и за ее пределами культурное пространство, способное противостоять не всегда позитивному влиянию социальной среды, и содействовать воспитанию высоконравственной, инициативной, творческой личности.










Список использованной литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.

  2. И.А Каиров, член АПН СССР, О.С. Богданова, канд. пед. наук. Азбука нравственного воспитания -М., «Просвещение» 1975.

  3. Некрылова А.Ф. Круглый год.Русский земледельческий календарь-М.: Правда, 1989.-496с.,ил.








Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Книга - мой самый лучший друг"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: