Конспект классного часа для 2 класса «Мой путь к доброте»


МКОУ «Алеховщинская средняя общеобразовательная школа»

Лодейнопольского района

Ленинградской области












Конспект классного часа

«Мой путь к доброте»


2 класс







подготовила

Чикалева Оксана Васильевна

учитель начальных классов

высшей категории







с. Алёховщина

2012-2013 учебный год



Цель: формирование у детей представлений об общечеловеческих качествах – о добре, доброте, о хороших и добрых поступках и их значимости в системе человеческих отношений.



Задачи:

1. Создание условий для эмоционального восприятия значимости

доброты, милосердия в числе качеств характера человека.

2.Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

3. Формировать способности давать собственную оценку фактам,

событиям и ситуациям жизни.

4. Научить детей выделять нравственную сторону поступков.

5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям,

культурное поведение во всех сферах жизни.





























Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня к нам на урок пришло много гостей, давайте мы им тоже пожелаем доброго дня и отличного настроения!



На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – «Доброта».


Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец…


Дети. Доброта.

Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.


Звучит «Вальс» Ф.Шопена.


Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни. Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить. А чем? Это пока секрет. И что у нас из этого получится – увидим в конце урока.


Мы говорили, что человеку, для жизни в обществе необходимы определённые качества.

Как вы думаете, а какие качества необходимы человеку для жизни в обществе?

Ответы детей.

Вы назвали много таких качеств и одно из них – доброта!

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдет оно лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки его заглушили. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества. (С Михалков)

Именно этому и будет посвящено наше занятие. А для темы урока я выбрала формулировку «Мой путь к доброте».



— Что по-вашему означает слово Доброта ?

— С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

— Видите, как по разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы узнаем из толкового словаря.


В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

«Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям. Стремление делать добро людям».


Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: «Это книга». А можно ли изобразить доброту?

Дети. Нарисовать доброту нельзя.
Учитель. Но все-таки мы с вами попробовали на уроках рисования с помощью художественных средств изобразить доброту.

Свежие документы:  Сценарий новогоднего утренника «Новогоднее турне с Дедом Морозом»

На доске – выставка рисунков детей.

Учитель. Посмотрите внимательно на эти рисунки.  Я предложила вам выбрать, какое чувство изображать. И большинство из вас выбрало чувство любви. Почему?


Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках.

Работа с выставкой детских книг.


Ребята, все эти рисунки, книги о доброте, о добрых поступках, о добрых людях. А какого человека мы называем добрым? (тот, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережёт природу). Добрый человек – это человек, который совершает хорошие поступки.


Я предлагаю всем вам совершить первый хороший поступок, а точнее сделать первый шаг на пути к доброте – посадить на нашем чистом листе деревья. Каждый посадит свое дерево.

Выходят к доске и приклеивают свои деревья.

Как, каждый из вас, назвал бы свое дерево, исходя из темы урока?

(Дерево Доброты).


А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим деревьям для того, чтобы они росли, давали плоды и радовали нас. (Это солнце, воздух, вода)

Как на нашем листе изобразить тепло. Кто его даст? (Солнышко).


Давайте сделаем так, чтобы солнце на нашем листе засияло ярко-ярко. Для этого изобразим его кругом, с главным словом нашего урока – ДОБРОТА. Неслучайно, народная мудрость людей гласит: Доброта, что солнце.

А добрые люди, как лучики этого солнца добротой своей согревают.

Итак, второй шаг на пути к доброте – это доброе слово. У вас на партах лежат слова:

(на лучиках написаны слова)

развязный

аккуратный

доброжелательный

вежливый

грубый

неучтивый

умеет прощать обиды

чуткий

отзывчивый

помогает в беде

часто сорится

вспыльчивый

скромный

счастливый

наглый

внимательный

жадный

Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучики.


Молодцы.

Посмотрите, сколько тепла и света дадут лучики этого солнышка.


Ребята, а как вы думаете трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)


А вы можете отнести себя к добрым людям? Почему? Ответы детей.

Добрые люди совершают добрые поступки. Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».


Подумайте и скажите, какие добрые дела, поступки вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе. Если вы правильно озвучите эти поступки, то на вашем посаженном дереве обязательно появятся

плоды добра.

Ответы детей.

Помогать родителям по дому.

Участвовать в школьных мероприятиях.

Говорить добрые слова окружающим.

Помогать старым и больным.

Помогать товарищу в учебе.

Учитель приклеивает плоды к деревьям.


Ребята, мы с вами сделали третий шаг на пути к доброте. Молодцы.


  • Подведем итог. Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает выжить им в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Кто людям помогает,

Не тратит время зря,

Хорошими делами

Прославит он себя.

Я желаю вам, прославится именно хорошими делами.

Мы с вами говорили о добром человеке, о добрых поступках, о добрых словах, а существуют ли «волшебные» слова? Вспомните, часто ли вы употребляете эти волшебные слова? (Ответы детей).

Давайте сейчас это проверим. Мы сможем сделать очередной шаг на пути к доброте. Но для этого вам потребуется внимание,


1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…СПАСИБО


2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …ДОБРЫЙ ДЕНЬ


3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …СПАСИБО


4. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, …..ЗДРАВСТВУЙТЕ.


5.Когда нас бранят за шалости,

Говорим …ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА!


6.И во Франции и в Дании

На прощанье говорят …ДОСВИДАНИЕ



— Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

(ответы детей)

— Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.


— Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.

За отличное выполнение задания на нашем листе появляются облачка.


Ребята, а вот мы с вами все время говорим о доброте, а есть ли в русском языке слово – противоположное по значению слову доброта, т.е. антоним? Это зло!


Ребята, а как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему?

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое по-вашему самое злое.. Давайте закрепим их на доске.


Как вы думаете, что получилось? Получился ДОЖДЬ ЗЛА, Что может произойти с нашими ДЕРЕВЬЯМИ ДОБРОТЫ. Они могут погибнуть.

Давайте вспомним, что чаще всего происходит в сказках, когда в них присутствует зло? Добро побеждает над злом. Кто из вас хочет стать добрым волшебником и сделать так, чтобы на нашем листе исчез дождь зла, а появилась ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА? Тогда помогайте мне и делайте ещё один шаг на пути к доброте.


Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они выразили в пословицах и поговорках, которые передавали из уст в уста.

Каждой ряду выдаются рассыпанные пословицы:


Доброе слово лечит, а злое калечит.

Человека красят добрые дела.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Жизни дана на добрые дела.


Вам нужно из группы слов собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.


Молодцы, отлично справились с этим заданием. Посмотрите, Дождь зла прекратился, а это значит, что мы все сделали правильно. И теперь мы можем создать ЦВЕТОЧНУЮ ПОЛЯНУ. На листе появляются цветы.


Ребята, из собранных пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Но не только народ сочиняет пословицы и поговорки о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всем мире люди (поэты, писатели, философы). Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.

Подготовленный ученик зачитывает высказывания.



Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Мари Гюго — французский писатель и поэт

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.-

русский писатель

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен – американский писатель

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Эмерсон Ральф Уолдо –американский поэт и философ

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.

Толстой Лев Николаевич – русский писатель

Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.

Александр Поуп – английский поэт


Тема доброты была затронута не только в УНТ, в высказываниях великих людей, но как мы и говорили в сказках, и даже притчах.

Послушайте одну такую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

— Как вы думаете, что ответил мудрец? (Ответы детей)

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

Как вы думаете, какая же бабочка была в руках: живая или мёртвая? Почему? Ответы детей.

Действительно, все в ваших руках, какие совершать поступки, а какие нет.


У меня есть сердечко: половинка его красного цвета, половинка – черного.

Вспомните, о чем мы говорили весь урок и какие чувства в вас проснулись.

Что бы вы хотели изменить в себе, какое качество вам поможет стать добрее? Запишите это качество на сердечке красного цвета, а качество, от которого вы хотели бы избавиться, запишите на сердечке черного цвета.

Эти необычные сердца будут храниться в ЛАРЦЕ ДОБРОТЫ,


А сейчас подойдите все ко мне и встаньте в круг. Я хочу ешё раз услышать все те добрые слова, которые существуют на нашей земле. У меня в руках …., я передаю её кому-нибудь из вас и говорю комплимент, то есть что-то приятное, вы передаете следующему и тоже говорите комплимент.


А теперь посмотрите на доску. Как вы думаете, что у нас получилось?

Мы с вами посадили и вырастили чудесный сад. Какое название ему можно дать? САД ДОБРОТЫ!!!! Он нам помог сегодня найти свой путь к доброте.





Действительно, у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

— Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли…А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте.

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.


Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А закончить наш классный час я предлагаю песней, которая будет и моим пожеланием всем вам, — «Дорогою добра», споем ее вместе.






























Использованная литература



  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М., 1988.

  2. Детская энциклопедия: / Сост. Л.Н.Рукувчук. Спб.,1996.

  3. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника / Сост. Н.А.Родная. – Спб: Издательский дом Литера, 2003

  4. Побединсая Л.А. Классный час играючи. М.,2003.

  5. Тематические классные часы в начальной школе. / Сост.О.В.Павлова. Волгоград, 2007.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие на тему "В гостях у Лесовичка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: