Конспект классного часа для 2 класса «Удивительное рядом»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ртищево Саратовской области



















Классный час


«Удивительное рядом»




Пиянзова Светлана Николаевна

учитель начальных классов МОУ СОШ №5

г. Ртищево Саратовской обл.
























Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необыкновенное в привычном;

вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру

и потребность в сохранении природных богатств.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Сегодня вы узнаете много интересного о мире природы. Но прежде отгадайте загадки.

Загадки

  1. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

  1. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

— Молодцы, отгадали эти загадки.

— Итак, вначале мы поговорим о погоде. Скажите, как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)

— Да, эти сведения нам дают синоптики. А вы знаете, кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.) (Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова.

(Синоптик – специалист по прогнозированию погоды.)

— А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

— Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют

растениями — синоптиками и животными- синоптиками. И сейчас мы с вами поговорим о

животных – синоптиках.

Животные – синоптики

— Отгадайте загадки.

Загадка 1. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)

— Кто это? Посмотрите, как вы думаете, чей это домик? (Показывается изображение улья.)

Говорит ученик

— Да, в этом чудо — домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Загадка 2. Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

— О ком эта загадка? ( О бабочке.) Правильно, молодцы!

Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Загадка 3. О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

На поляне возле ёлок дом построен из иголок,

За травой не виден он, а жильцов в нём – миллион. (Муравьи.)

— Вы видели муравейник, а когда-нибудь наблюдали за ним? (Муравейник видели, но за ним не наблюдали)

Говорит ученик

Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики — пирамидки.

Загадка 4. Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи шёлк! (Паук.)

Кто это? (паук) Вы видели паутину в лесу? (Да.) Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок.

Говорит ученик

— Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Загадка 5. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы.)

— Кого из вас, папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? (Нет.) Почему?

( Не знаем.)

— Оказывается, в засуху, перед дождём рыба в водоёмах не клюёт. Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным дождём выползают на поверхность, так как могут быть затоплены водой их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает

хорошую погоду на следующий день, а мухи и комары перед дождём становятся назойливее.

Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождём.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

Физкультминутка 1. Дождик, дождик, капелька, водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал, резал, резал, не разрезал,

И устал, и перестал!

2. Птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят,

Полететь они хотят и тихонечко летят.

3. Рыбы плавали, плавали, ныряли,

Зарылись в песок.

Растения — синоптики

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Отгадайте загадку: о каком растении-синоптике идёт речь?

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)

Одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём «плачут» — выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое- четверо суток. Если в солнечный день на овсе или пшенице выступили капли влаги, надо ждать дождя.

Учитель

Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком.

Время точное растения знают все без исключения.

От росы и до росы счёт часам ведут они.

На всё лето каждый год солнце им даёт завод.

Растения помогают людям определить время. С восходом солнца цветы раскрывают свои лепестки, а перед заходом их закрывают. Какие лесные цветы вы знаете? (ромашки, колокольчики, фиалки, ландыши, подснежник).

Стихи (Читают дети)

Одуванчик

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в жёлтенькое платьице.

Я. Нищева

Ландыш

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Е. Серова

Подснежник

Прибежал подснежник в мартовский лесок.

Заглянул подснежник в чистый ручеёк.

И, себя увидев, крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил, что пришла весна!» Л. Кудрявская

Фиалка

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд,

Но всякий ей поклонится и бережно возьмёт. Е.Серова

Учитель

Среди растений есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше их остаётся в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе.

Красная книга Саратовской области

Колокольчик персиколистный – травянистый многолетник, высотой 30-160см. Стебель прямой, слегка ребристый, содержащий млечный сок. Стеблевые листья сидячие. Цветёт в июне-июле. В Саратовской области встречается во всех районах. Растёт в лесах, на полянах, опушках, в оврагах. ( Страница 216.)

— Ребята, вам цветы прислали письмо. Давайте его прочитаем.

Письмо цветов

«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!»

Учитель

Ребята, что мы ответим цветам? (Я не буду в лесу цветы рвать. Я буду любоваться цветами.)

Игра «Спорим»

Ребята, я произношу фразу, после которой вы хором должны сказать: «Мы не спорим!», если вы с утверждением согласны или скажите: «Спорим, спорим!», если не согласны.

Осенью идут дожди. (Мы не спорим)

Ждёт весна нас впереди. ( Мы не спорим)

Целый день мели метели. (Спорим, спорим)

Птицы с юга прилетели. (Спорим, спорим)

Лист кленовый опадает. (Спорим, спорим)

Ландыш белый расцветает. (Спорим, спорим)

Мы капусту посолили. ( Мы не спорим)

И каток водой залили. ( Мы не спорим)

Лужи стали замерзать. ( Мы не спорим)

Птицы стали улетать. (Спорим, спорим)

Без конфет нам трудно очень. (Спорим, спорим)

Скоро осень, между прочим. ( Спорим, спорим)

Обману я вас сейчас. ( Спорим, спорим)

Вы ошиблись много раз. ( Спорим, спорим)

— Скажите, связана ли эта игра с темой нашего классного часа? Как? (В игре есть сведения о природных явлениях)

Викторина

*Назовите лекарственные растения нашего края. (мать — и — мачеха, зверобой, подорожник, сирень)

* На цветке этом гадают девушки. (Ромашка.)

*Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.)

*Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой силе, поэтому оно стало символом России и христианского праздника Троица. (Берёза.)

Итог классного часа

Наш классный час окончен. Интересен ли он был вам? (Да.) О чём вы и о ком узнали?

( Я узнал о поведении пауков. Узнала о лекарственных растениях. Буду наблюдать за животными.)

Спасибо вам! Молодцы!

Литература

Т.Н.Максимова. Классные часы Москва «Вако» 2008

М.А.Бесова. Шутки, игры, песенки соберут нас вместе .Ярославль. Академия Холдинг. 2001

Красная книга Саратовской области. Саратов 2006

Журнал «Муравейник» Москва 2010

Детский журнал с пластинками «Колобок» Москва 1985

Журнал «Юный натуралист» Москва 2010

С.Ожегов. Толковый словарь. Москва 2000

Свежие документы:  План - конспект урока по технологии на тему: «Полупроводниковый диод» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: